Батюшка Иов (Талац) облачился в космический скафандр. Его подвешивают на кран-балку и медленно опускают в воду бассейна гидролаборатории ЦПК, где на двенадцатиметровой глубине, подобно невероятно огромному диковинному зверю, белеет макет космической станции. Несколько секунд — и над его головой сомкнутся прозрачные воды. Он поднимает глаза и видит, как к иллюминаторам на всех уровнях прильнули десятки людей.
"Почему моя тренировка вызывает у них такой интерес, ведь это самый обычный выход?" — но найти ответа он не успевает. Вода принимает его в свои объятия. Вокруг, как большие черные блестящие рыбы, медленно плавают водолазы, обеспечивающие безопасность тренировки. Ему предстоит провести полтора часа в условиях гидроневесомости и выполнить за это время то, что обычно выполняют космонавты во время выхода в открытый космос. За это время теряешь в весе полтора-два килограмма.
После окончания тренировки к батюшке подошла одна из сотрудниц гидролаборатории и спросила: "Так, значит, космонавтика — не богопротивное дело?"
Владыка Даниил, епископ Архангельский и Холмогорский, однажды сказал отцу Иову: "У меня мурашки по коже бегут: как удивителен Промысел Божий! В детстве ты мечтал о космонавтике, до сих пор интересуешься астрономией, и именно тебя Господь привел как священника в Звёздный городок!"
В Русской православной церкви есть священники, окормляющие заключенных, есть капелланы, есть батюшки, ставшие духовниками православных гимназий и детских приютов. Батюшку Иова сегодня называют духовником отряда космонавтов. Никаких специальных шагов для этого он не предпринимал и, более того, несколько лет назад даже не видел себя в подобном качестве — настолько это могло показаться ему невероятным. В России лишь 115 человек слетали в космос, всего же в мире на семь миллиардов людей приходится менее шести сотен космонавтов. Некоторые люди за всю свою жизнь ни разу не встречаются ни с одним представителем этой профессии. А отец Иов постоянно общается с ними, знает их семьи, многие из этих людей стали для него по-настоящему близкими, они вместе совершают паломничества, отдыхают. Этого невысокого плотного человека с седыми волосами в черном монашеском одеянии можно встретить на всех торжествах и праздниках, которые отмечают космонавты, — он всегда рядом со своими духовными детьми. Когда он разговаривает с тобой, неторопливо поглаживая свою бороду, кажется, что его взгляд, направленный на тебя сквозь очки, читает в твоей душе, как в открытой книге.
В детстве, будучи трехлетним малышом, отец Иов постоянно сидел в детском саду в игрушечной ракете. Сейчас в наших дошкольных учреждениях уже не найдешь таких, а раньше в каждом садике в игровой комнате или на игровой площадке обязательно стояла большая деревянная крашеная ракета. И каждый мальчишка, да и девчонка, могли залезть внутрь и представить себя покорителем Вселенной, отправившимся к далеким неизведанным планетам. Может, поэтому и космонавтами многие мечтали стать.
А воспитательницы будущего духовника отряда космонавтов жаловались его маме, что он не хотел из этой ракеты выходить и не пускал в нее других детей. Повзрослев, мальчик всерьез увлекся астрономией. Он не просто любовался на звезды, хотя и это тоже, но и читал соответствующие книги, занимался астрономическими вычислениями. У него был телескоп, карты звездного неба. Одно время даже ракеты пытался строить. Правда, они взлетали метра на два и взрывались. К его отцу приходили жаловаться: "Твой сын всё время что-то взрывает". А сын продолжал их запускать — уходил подальше, за город.
Еще будучи школьником, отец Иов мечтал стать космонавтом. Даже готовился поступать в Качинское летное училище, чтобы потом попытаться пройти в отряд космонавтов. Но Господь повел его другим путем. Отслужив в армии, отец Иов поступил в Историко-архивный институт, а затем в семинарию. Впоследствии он стал монахом. Но интерес к космонавтике не исчез. Видя, как прекрасно и премудро устроен наш мир, сердце отца Иова еще больше тянулось к Тому, Кто все это сотворил.
Однажды его друг епископ Зосима Якутский (он знал, что отец Иов мечтал стать космонавтом и продолжает увлекаться астрономией и космонавтикой) познакомил его с преподавателем Монинской академии полковником Валентином Васильевичем Петровым. Результатом этого знакомства и стало то, что отец Иов попал на экскурсию в Звездный городок. Ему показали скафандры, различные тренажеры, гидролабораторию, планетарий, телескоп. По идее, на этом все должно было закончиться…
Примерно через неделю к нему в Лавру приехал командир отряда космонавтов Герой России Юрий Лончаков, а еще через неделю он привез туда почти половину отряда. Затем последовало знакомство с руководством Центра подготовки космонавтов Героями России В.В.Циблиевым и В.Г.Корзуном. Отец Иов начал приезжать в Звёздный городок освящать кабинеты управления, тренажеры, самолеты, несколько раз летал на "Байконур" на старты космических кораблей, встречал ребят на приземлении в казахстанской степи.
Как-то Василий Васильевич Циблиев спросил отца Иова, не хотел бы он попробовать пройти подготовку, которую проходят ребята. Конечно, не в полном объеме, но хотя бы чуть-чуть прочувствовать. Он с радостью согласился. Но прежде спросил у одного известного духовника в Лавре, нужно ли ему это? На что тот напомнил отцу Иову слова апостола Павла: "Для Иудеев я был, как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных я был, как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, чтобы приобрести чуждых закона. Для немощных я сделался немощным, чтобы привести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы приобрести, по крайней мере, некоторых". И сказал, что если он хочет достичь взаимопонимания с ребятами, нужно попробовать испытать это. Чтобы говорить с космонавтами на их языке, надо понимать их, знать их жизнь, в полной мере осознавать то, чем они занимаются. И отцу Иову сегодня кажется абсолютно естественным проходить те испытания, которые проходят космонавты. Конечно, это сближает его с ребятами, особенно в духовном плане. Врач, осматривающий отца Иова перед первой тренировкой в гидролаборатории, спросил: "Батюшка, зачем вам это надо?"
И в ответ услышал перефразированные слова апостола Павла: "Для космонавта я был космонавтом, чтобы приобрести космонавтов".
Отец Иов вместе с ребятами не только спускался в гидролабораторию, но и летал около десяти раз на невесомость, были и полеты на самолетах Л-39 на высший пилотаж, вместе с Юрой Лончаковым изучал космический корабль, даже сдавал небольшой экзамен. Они тогда провели в корабле около двух с половиной часов, а в заключение им "устроили пожар" — пустили дым. Батюшка сначала не понял, что произошло, и спросил у Юры: "Что делать?" И услышал в ответ: "Батюшка, тут остается только молиться!"
Отец Иов считает абсолютно естественным, что проходит то же, что и ребята. Конечно, это их сближает, и в первую очередь сближает духовно. Космонавты видят, что деятельность, которой они занимаются, не вызывает ни в коей мере осуждения у священника.
К сожалению, до сих пор у духовенства, по крайней мере, его части, сохранилось немного презрительное непонимание космонавтики, мол, зачем это все нужно. А между тем, противоречия между подлинной наукой и верой никогда не существовало. Попытка столкнуть их была, но делалось это искусственно.
Если говорить об истинных ученых, которые занимались изучением мироздания, то можно увидеть, что все они были глубоко верующими людьми. Коперник, Галилео Галилей, Паскаль, Ломоносов, Кеплер и многие другие. Ведь именно учёные видят следы присутствия Божия, когда изучают этот мир. Эйнштейн как-то сказал: "Я не встречал ни одного великого учёного, который проникал в тайны мироздания и был бы человеком неверующим. Проникая в тайны мироздания, мы видим руку Божию".
В 2006 году во время одного из задушевных разговоров с отцом Иовом Валерий Корзун сказал, что было бы здорово, если бы ребята, улетая в космос, брали благословение. А у кого брать благословение, как не у преподобного Сергия — Игумена Земли Русской? Отец Иов согласился с ним, но добавил, что космонавты должны сами этого желать. Спустя какое-то время в Лавру приехал первый экипаж с семьями. Так и повелась эта традиция, традиция космическая, но с православным уклоном. Теперь каждый экипаж перед отлетом на Байконур приезжает за благословением к преподобному Сергию Радонежскому.
Отец Иов уверен, когда люди летают в космос и благодарят Бога, пытаются запечатлеть красоту, гармонию мира — это прекрасно, но если мы будем жить так, как сейчас живем, мы никуда не полетим, даже на Марс, не говоря уже о других мирах. До ближайшей галактики, подобной нам, находящейся в созвездии Андромеды, два миллиона световых лет, в ней около 500 миллиардов звезд, подобных Солнцу. И вот когда отца Иова спрашивают: "Почему, батюшка, у нас не получается двигаться дальше в космос?", он отвечает так: "Мы Землю уже обезобразили, а вы хотите всю Вселенную обезобразить? Смотрите, что у нас творится — грабежи, убийства, насилие, обман… все наше беззаконие мы понесем дальше. Поэтому Господь нас не пускает. Поэтому, пока мы нравственно не дорастем, мы далеко от Земли не улетим".
Отцу Иову долгое время не давала покоя мысль, что нашу космонавтику незаслуженно оболгали. Он считает, что человек вне Бога — ограниченный человек. А когда конструкторов и космонавтов делают ограниченными людьми, ему это очень не нравится, особенно, если это ложь. Ему хотелось создать фильм-реабилитацию, то есть показать, как было на самом деле. Конечно, идеализировать нельзя, было много и безбожников. Но в то же время было очень много верующих людей, в том числе и среди конструкторов и космонавтов.
Батюшка озвучил этот свой помысел Валерию Корзуну. Они подумали, что нужно бы снять такой фильм, но у них на тот момент не было ни денег, ни возможностей. Пришлось оставить эту затею. Но через месяц отцу Иову позвонили из Роскосмоса и попросили помочь им в съемках фильма, в котором будет рассказываться о том, что космонавты и конструкторы верят в Бога. Оказалось, что космонавты отказывались участвовать. Герой России Федор Юрчихин дал создателям фильма номер телефона батюшки и сказал, что если отец Иов благословит, то он будет участвовать.
Батюшка попросил многих ребят участвовать в съемках. И фильм получился. Его сразу же назвали сенсационным, впервые приоткрывающим завесу тайны над сложнейшим вопросом — отношения веры и космонавтики.
После премьеры отцу Иову позвонили с канала, чтобы сказать: у фильма очень высокий рейтинг. Оказывается, что рейтинг порядка 5,5-5,7 считается высоким. Такой обычно бывает у юмористических передач. 5,0-5,2 считается хорошим. Так вот, у этого "космического" фильма рейтинг был 14,5. Такого, по словам представителя канала, не было сорок лет!
Конечно, было много и нападок, ненависти, злобы. Долгие годы космонавтику пытались сделать фундаментом доказательства безбожного происхождения Вселенной. И вдруг в фильме стали говорить, что это неправда, причем говорили и сами космонавты, и сами конструкторы. Сейчас фильм переведен на иностранные языки, получил несколько премий.
Отец Иов является насельником Троице-Сергиевой лавры и одновременно настоятелем храма Преображения Господня Патриаршего подворья в Звёздном городке. Построен он не так давно. Разговор о своем храме заводили сами жители Звездного и многие космонавты, и вот в начале 2008 года святейший Патриарх Алексий II благословил его строительство. Денег, естественно, сначала не было, но вскоре нашелся и благотворитель, а уже 4 августа состоялась торжественная закладка будущей церкви во имя Преображения Господня. В ее основание, кроме капсулы с грамотой, положили и камень, специально для этого доставленный с горы Фавор. Звездненский храм собран из ангарской сосны без единой опорной колонны! У него резной кедровый иконостас и тринадцать синих, как небо, куполов. Рядом находится озеро, на берегу которого расположился профилакторий, где космонавты проводят первые дни после возвращения на Землю из космического полета. А автобус, доставляющий покорителей космоса с Чкаловского аэродрома, куда их привозят сразу после посадки, батюшка встречает колокольным звоном.
14 февраля 2010 года в нем состоялась первая Божественная Литургия. А 28 ноября святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение храма. Храм могут посещать все жители Звездного городка.
Если человек, далекий от церкви и веры, слышит, что космонавт — верующий, что это может значить для него? Одно из двух: или космонавт видел Бога, или что-то здесь не так. И тогда человек начинает задавать вопросы, поиск ответов на которые постепенно приводит его к Богу.
Среди космонавтов отец Иов встретил только двух атеистов. Однажды, когда он кропил ребят перед полетом святой водой, один космонавт сказал, что вполне может обойтись и без этого. А позднее, во время полета, снял на станции все иконы.
Отец Иов часто присутствует на стартах космических кораблей, но первый свой старт помнит очень хорошо. Такое не забывается! Первый старт, на котором он присутствовал, был непилотируемый. Запускали "Прогресс". Когда он впоследствии рассказывал об этом Владыке, то тот сказал: "Бесполезно рассказывать об этом человеку, который сам не видел старта. Он не поймет. Ну, стартовала ракета, ну, летит, ну что здесь особенного?"
А вот если ты это видишь, то совсем другое впечатление. А если пуск пилотируемый, и внутри сидят ребята, которых ты знаешь, то воспринимается совершенно по-другому. Переживаешь за них, молишься, чтобы не было никаких нештатных ситуаций. Радоваться можно только тогда, когда она выйдет на орбиту. Значит, первый этап прошел удачно. Второй, очень важный, этап — стыковка, и, наконец, возвращение. Эти три этапа являются самыми важными и сопряжены с опасностью.
Один старец говорил, что космонавтика, как и любое другое дело, имеет смысл только тогда, когда человек, постигая премудрое устройство мира, сотворенного Богом, начинает славить Творца. Все, что делается не во славу Божию, никому не принесет и практической пользы.
Космонавтика принесла мировую славу России, в развитие этой отрасли вложен колоссальный труд нашего народа. Многие уверены, что Российская держава особенная, ведь она принимает человека независимо от национальности. Но и человек в свою очередь должен любить свое Отечество. Кто-то из старцев сказал, что Россия — наднациональное государство. Человек может быть русским, но не иметь к ней никакого отношения или даже быть ее врагом. А может быть по духу русским, и тогда уже не важно, какой он национальности, потому что Россия — это духовное явление. Надо научить людей любить Бога, свою страну, понимать и любить христианскую культуру страны, в которой мы живем, чтобы стать настоящим гражданином своего Отечества.