Авторский блог Валерий Воробьёв 03:09 25 ноября 2021

Космические яйца всмятку

Кегельбан на орбите

Россия 15 ноября провела испытания космического оружия. Был поражён недействующий космический аппарат "Целина-Д". Противоспутниковая ракета засекреченного комплекса взорвала один старый спутник на высоте примерно 500 километров и с десяток спикеров в странах Запада, немедленно обвинивших Россию в создании угрозы для МКС и милитаризации космического пространства. Забавно, что при этих обвинениях понимание космоса как зоны своих военных интересов документально закреплено в военных доктринах США и НАТО. Космос — не только последний фронтир, но и последний фронт. Именно поэтому испытание системы противокосмической обороны лежит в контексте многих десятков лет исследований и проб, которые ведутся как у нас, так и на Западе.

Практически с самого начала холодной войны космос стал одним из главных измерений противостояния двух сверхдержав. Запуск первого спутника в октябре 1957 года вызвал так называемый спутниковый кризис, ведь небо над США в один момент перестало быть недосягаемым для СССР. В ту эпоху создавались безумные проекты орбитальных военных баз, ракетных шахт на поверхности Луны и прочих способов запихнуть ядерное оружие в каждый уголок пространства, до которого можно дотянуться. Однако всего через три года, в 1960 году, был подписан договор о нераспространении вооружений в космосе, призывавший страны отказаться от размещения наступательных вооружений, в частности ядерных боеголовок, на околоземной орбите и далее. Это охладило горячие головы по обе стороны океана, но не решало проблемы глаза Большого Брата, неотрывно следящего за тобой с высоты в несколько сот километров: разведывательные спутники были самой популярной полезной нагрузкой космических ракет в то время. В ответ на это обе страны разрабатывали системы, способные перехватить, повредить, а то и уничтожить или похитить вражеский аппарат.

Пионером в этой области стал Советский Союз со своей системой "ИС", она же — "Истребитель спутников", созданной в середине 60-х. По сути, это был огромный топливный бак с крупной тарелкой радара впереди и небольшим взрывным зарядом внутри. После вывода на орбиту предполагалось, что зонд самостоятельно определит свою цель с помощью радара, составит траекторию перехвата и взорвётся, в результате чего облако шрапнели уничтожит спутник противника. Правда, "ИС" получался слишком массивным даже по меркам советских спутников (как известно, советские микросхемы — самые большие микросхемы в мире), и, за исключением нескольких пробных пусков, эта система, по имеющимся данным, не получила особого развития. Похожий проект выдвинули американцы в 80-х в программе "Pebble Stone". В данном проекте предполагалось, что на орбиту будет выводиться целая россыпь маленьких спутников, которые будут выступать в роли своеобразных мин.

Из этой концепции выросли и так называемые спутники-инспекторы — такой спутник должен был подлететь к космическому аппарату, подтвердить его вражеские намерения и передать точные параметры орбиты на Землю. Достаточно продолжительное время Америка была монополистом в этой области, и лишь недавно Россия произвела на мировое сообщество сильное впечатление: в ноябре 2019 года на орбиту отправили спутник-инспектор "Космос-2542", который в декабре в свою очередь выпустил "летающую камеру" "Космос-2543". И начались "Звёздные войны": параметры орбиты спутника и без того были близки к орбите американского спутника-разведчика NROL-65, опознанного астрономами-любителями как спутник оптической разведки KH-11. За этим последовало несколько месяцев активных манёвров на орбите: уклонение американцев и преследование русским спутником.

Конечно, это звучит впечатляюще, но очень непрактично: нужно "потратить" целую ракету-носитель на спутник, который просуществует не так уж и долго. Не проще ли использовать уже существующую дешёвую ракету ПВО, просто добавив двигатели помощнее, чтобы она летела повыше и перехватывала спутники? Разумеется, это проще, и по этому пути также шли в обеих странах (а позже, в XXI веке, аналогичное оружие представили Индия и Китай). По обе стороны океана для этих целей использовали противоракеты, которые и так были созданы для перехвата целей, летящих со скоростью несколько километров в секунду. Можно ли упростить эту систему ещё больше? Может, помочь ракете, доставив её повыше и разогнав самолёт? И эту идею реализовали на практике, сперва американцы, разработав ракету ASM-135 для истребителя F-15 в начале 80-х, а затем и наши, создав комплекс "Контакт" для перехватчиков МиГ-31. К сожалению, эти противоракеты у нас так и не стали серийными, а переделанные под них МиГ-31Д остались в Казахстане, но тема, судя по всему, получила развитие, и именно с этим СМИ связывают испытание МиГ-31 с неназванной крупногабаритной ракетой в 2018 году.

Лётчики-истребители спутников в мире уже появились, а таких космонавтов пока ещё нет. Но наша страна отличилась и в этом: Советский Союз разрабатывал и даже испытывал в беспилотном варианте космические корабли — перехватчики спутников. Была целая серия проектов на основе "рабочей лошадки" нашей космической программы — "Союза". Испытывалось ракетное вооружение, пушки для стрельбы в космосе (одна из таких стояла на космической станции "Салют-5" для обороны), а под конец — даже боевые лазеры. Правда, лазеры были не в рамках многих "Союзов-П", "Союзов-ППК" и прочих "космических истребителей" (стоит отметить: СССР был единственной страной, построившей не один, не два, а целых семь боевых космических кораблей). Прототипом боевого лазера должна была стать почти 100-тонная станция "Полюс", выводимая ракетой "Энергия", более известной другой полезной нагрузкой — многострадальным советским шаттлом "Бураном". К сожалению, из-за ошибок при сборке станция не вышла на орбиту и упала в Тихий океан.

В целом, пилотируемые боевые программы не оправдали ожиданий: каждый килограмм на орбите — это лишние почти сто килограммов ракеты и топлива, а помимо "космодесантника" в эту массу ещё входят и системы, обеспечивающие его выживание в космосе и безопасное возвращение на Землю. Даже создатель первых космических кораблей К.П. Феоктистов в своих мемуарах писал, что целесообразность присутствия человека в космосе — нулевая. Да и сейчас, за исключением небольшого аванпоста под защитой магнитного поля Земли от губительной радиации, люди не покидают нашей планеты. Вот и остаётся орбита населённой роботами, правда, теперь они могут быть вооружены. А это может повлиять не только на инфраструктуру и удобство нашей жизни, но и повредить технологическим перспективам человечества: по мере увеличения количества мусора и обломков на низких орбитах теоретически возникает так называемый синдром Кесслера: обломки сталкиваются друг с другом и производят ещё большее количество обломков, в конечном итоге закрывая космос для человечества на века. И именно с этой угрозой связано неприятие испытаний противоспутникового оружия: облака "шрапнели" из останков разрушенных спутников, двигающихся со скоростями, на порядки превышающими скорость пули, угрожают аппаратам на схожих орбитах. Упомянутые испытания, проведённые Россией, уничтожили "Целину-Д", находившуюся на орбите более высокой, чем МКС. А значит, всё расползающееся под действием неравномерного гравитационного поля и верхних слоёв атмосферы облако мусора рано или поздно начнёт пересекаться с орбитой МКС в так называемых узлах восхождения, угрожая буквально расстрелять русских же космонавтов, находящихся на станции. И по той же причине другие страны сбивали в своих испытаниях спутники, находившиеся на очень низких орбитах, где атмосфера могла быстрее поглотить получившиеся обломки. Тем не менее представители "Роскосмоса", в том числе и руководитель ведомства Дмитрий Рогозин, утверждают, что испытания были заранее просчитаны так, чтобы никому не навредить. В ходе испытаний обломки спутника отслеживались, и их траектория, если верить "Роскосмосу", не пересекалась с траекторией действующих спутников, не говоря уже о космических станциях.

1.0x