Авторский блог Ольга Шахова 05:44 25 июня 2018

Коржавый - маленький, плюгавый

История одного псевдонима
67

"...однажды заведующий Отделом печати горкома партии объявил мне (он помещался в редакции): "Вам надо устроить вечер с публикацией в газете. Но не нужно никаких манделей (Мандель – моя настоящая фамилия), вы русский поэт, придумайте псевдоним". Причем через час. Я был интернационалистом, Россию любил, но… Легко сказать – возьми псевдоним. Где его за час возьмешь? Фамилий-то много. И в коридоре встретил своего приятеля Елизара Мальцева – сибиряка, будущего лауреата Сталинской премии. Рассказал ему, а он и говорит: "Хочешь, подарю тебе настоящую, кряжистую сибирскую фамилию – Коржавин?" Мне понравилось (действительно, кряжисто звучит), и с той поры я публикуюсь под этой фамилией и, можно сказать, живу с ней. Только в 70-е годы в эмиграции я прочитал московский сборник русских фамилий и узнал, что фамилия Коржавин происходит от диалектного слова "коржавый", означающего… "маленький, плюгавый"." - Наум Коржавин отвечает особо любопытствующим о происхождении своего псевдонима.

Строки из его интервью. http://www.sinergia-lib.ru/index.php?section_id=1307&id=1039

Хочу выразить признательность Александру Климову за то, что благодаря его заметке я узнала много нового об этом малоизвестном для меня поэте.

Жаль, конечно, что попрощались мы с очередным поэтом, как всегда, в свойственной нам оригинальной манере. Ему то уже все равно, но что же мы свои то души гробим.

Пусть упокоит Господь душу этого мудрейшего человека.

Вечная память!

двойной клик - редактировать изображение

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
25 июня 2018 в 06:02

Спасибо, Ольга, за заметку.
Мы тут Нюму знали, как непростого и конфликтного человека.
Однако же, на мой взгляд, он был весьма целостен и последователен в своей православной вере.
ВЫ бы с ним нашли куда более общего, чем я.

25 июня 2018 в 06:16

"А кто прост?! Кто не конфликтен?! Нет ты мне скажи!..." /незабвенный Велюров/

Марк, мне думается, что во всех людях гораздо больше общего, чем они об этом думают:)). По одному образу и подобию созданы и суть повреждений этого образа в общем-то имеет один корень.

25 июня 2018 в 06:19

Марк, полюбопыствую. Вы с Коржавиным были настолько близки, что позоляете себе панибратское "Нюма" ?

Напоминает надписи на фото : Я и пётр I , Я и чайковский ...

25 июня 2018 в 06:36

Вот-вот, корень повреждений один - гордость:))

25 июня 2018 в 06:20

Нашел по ссылке: http://rupoem.ru/korzhavin/all.aspx

Ничего не знаю об ушедшем, зато точно знаю что вот с этим стихотворением рядом в русской лирике 20 века не очень много Поэтов могут свои строки выложить. Через недельку, на 9 дней, он встретится с Есениным, Багрицким и Высоцким, - они поймут друг друга.

Наум Коржавин:

Л. Т.

Вспомнишь ты когда-нибудь с улыбкой,
Как перед тобой,
щемящ и тих,
Открывался мир,-
что по ошибке
Не лежал ещё у ног твоих.
А какой-то
очень некрасивый -
Жаль, пропал -
талантливый поэт
Нежно называл тебя Россией
И искал в глазах
нездешний свет...
Он был прав,
болтавший ночью синей,
Что его судьба
предрешена...
Ты была большою,
как Россия,
И творила то же,
что она.
Взбудоражив широтой
до края
И уже не в силах потушить,
Ты сказала мне:
- Живи, как знаешь!
Буду рада,
если будешь жить! -
Вы вдвоем
одно творите
дело.
И моя судьба,
покуда жив,
Отдавать вам
душу всю и тело,
Ничего взамен не получив.
А потом,
совсем легко и просто
По моей спине
с простой душой
Вдаль уйдет
спокойно,
как по мосту,
Кто-то
безошибочно большой.
Расскажи ему,
как мы грустили,
Как я путал
разные пути...
Бог с тобой
и с той,
с другой Россией.
Никуда
от вас мне не уйти.
1946

25 июня 2018 в 06:34

Настоящая поэзия!

25 июня 2018 в 09:21

"Вам надо устроить вечер с публикацией в газете. Но не нужно никаких манделей (Мандель – моя настоящая фамилия), вы русский поэт, придумайте псевдоним". Причем через час. Я был интернационалистом, Россию любил, но… Легко сказать – возьми псевдоним."
_________________________________________________
На самом деле, даже мысли не упоминается: ради каких ВЕЛИКИХ идей интернационалиста можно ОТКАЗАТЬСЯ от фамилии своих родителей... Сначала ПРЕДАТЬ (не по своей воле!) родителей, дальше - однокоренное слово РОДИНА.

Полагаю, он был НЕ ОДИН ТАКОЙ. В этом очень большая проблема ЛЮДЕЙ, навязанная им КПСС (в тексте прямо - заведующий Отделом печати горкома партии). И от этих замов и завов, горкомов и райкомов зависели СУДЬБЫ людей.

Сегодня вспомнил ДЕТСКОЕ впечатление, передать которое нынешним детям НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНЫМ. В 1966 году в поезд Владивосток-Москва на станции Слюдянка села группа ИНТУРИСТОВ. Несколько престарелых немцев, англичан и голландцев. Они были в ШОРТАХ. А вагон был в ШОКЕ. Самое мягкое выражение от взрослых, которое я услышал: "Правильно говорят, что иностранцы е---нутые. Деды в трусах на людях ходят". Россия, ДВ и Си

25 июня 2018 в 09:22

Сибирь... Глухая провинция. Другой мир.

25 июня 2018 в 09:53

Да, вот сцуки, нет чтобы на станцию Слюдянка выйти как обычно в смокингах .😄

25 июня 2018 в 11:25

Виктору Стекленёву.
Интересно узнать, а сколько годков вам стукнуло, или вы только родились ?

25 июня 2018 в 10:17

Вот стихи Наума Коржавина, характеризующие его позицию и отношение к России. Их выбрала «Комсомолка» как, по ее словам, лучшие строки легендарного поэта.

Наум Коржавин

В ТЯЖЕЛУЮ МИНУТУ

Наш выбор прост. И что метать икру?

Я в пустоте без родины умру.

Иль родина сюда придет ко мне,

Чтоб утопить меня в своём г.....

1948.

ПАМЯТИ ГЕРЦЕНА ИЛИ БАЛЛАДА ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ НЕДОСЫПЕ

Любовь к Добру сынам дворян жгла сердце в снах,

А Герцен спал, не ведая про зло...

Но декабристы разбудили Герцена.

Он недоспал. Отсюда все пошло.

И, ошалев от их поступка дерзкого,

Он поднял страшный на весь мир трезвон.

Чем разбудил случайно Чернышевского,

Не зная сам, что этим сделал он.

А тот со сна, имея нервы слабые,

Стал к топору Россию призывать, -

Чем потревожил крепкий сон Желябова,

А тот Перовской не дал всласть поспать.

И захотелось тут же с кем-то драться им,
Идти в народ и не страшиться дыб.

Так родилась в России конспирация:

Большое дело B долгий недосып.

Был царь убит, но мир не зажил заново.

Желябов пал, уснул несладким сном.

Но перед этим побудил Плеханова,

Чтоб тот пошел совсем другим путем.

Все обойтись могло с теченьем времени.

В порядок мог втянуться русский быт...

Какая сука разбудила Ленина?

Кому мешало, что ребенок спит?

На тот вопрос ответа нету точного.
Который год мы ищем зря его...

Три составные части B три источника

Не проясняют здесь нам ничего.

(…) Мы спать хотим... И никуда не деться нам

От жажды сна и жажды всех судить...

Ах, декабристы!.. Не будите Герцена!..

Нельзя в России никого будить.

1969.

25 июня 2018 в 10:45

Спасибо, Людмила - стал понятен литературный источник политической позиции Тальберга.

Коржавый - он и есть коржавый и плодит только коржавых.

25 июня 2018 в 11:09

Каждый выбирает по себе женщину, религию, дорогу и...стихи.
Стекленев выбрал стихи 1946 года, Федорова -1969.

"...в 1947 году меня арестовали, 10 месяцев просидел под следствием, а потом 3 года провел в ссылке в Новосибирской области." - из вышеуказанного интервью.
Учитывая авторитетные замечания Николая Асташкина о местах не столь отдаленных и 23-летний возраст пиита, то стихи о трудной минуте не вызывают особого удивления, если есть хоть капля сострадания к человеку в отчаянии.

Вообще, быть поэтом огромнейшая ответственность, каждое слово принадлежит вечности или на худой конец недремлющему редактору.

25 июня 2018 в 10:39

В книге Оруэлла 1984 в описании крысы, которая должна была убить главного героя, сказано КОРЖАВЫЙ ВЕТЕРАН СТОЧНЫХ КАНАВ.
Таков русский перевод. Кто автор перевода--не помню.

25 июня 2018 в 11:40

Осташкину.
Если бы не было псевдонимов, то не было бы развала СССР, и сейчас нами не правили бы Меньдели - Медведевы, устроившие геноцид против народа и развал государства.

25 июня 2018 в 11:56

Ольга Шахова:
"Учитывая авторитетные замечания Николая Асташкина о местах не столь отдаленных и 23-летний возраст пиита, то стихи о трудной минуте не вызывают особого удивления, если есть хоть капля сострадания к человеку в отчаянии".
------------------------------------

Ну, вот, Асташкин тут в авторитете.
А наше русское всепрощение и милосердие позволяет садиться на голову русскому народу всем, кому не лень.

25 июня 2018 в 12:01

Людмила Федорова, выливать помои на умершего (независимо от того, как вы к нему относитесь), когда не закрыта еще и крышка гроба - какой -то слишком нетрадиционный вариант русского всепрощения и милосердия.

25 июня 2018 в 12:22

Ольга
Шахова:

"Учитывая авторитетные замечания Николая Асташкина о местах не столь отдаленных и 23-летний возраст пиита, то стихи о трудной минуте не вызывают особого удивления, если есть хоть капля сострадания к человеку в отчаянии".
------------------------------

Просмотрела заново все комментарии к данной публикации, чтобы прочесть, где это Асташкин поделился мыслями о местах не столь отдаленных?
И вот обнаружила его единственный здесь комментарий и характерную для него, довольно колоритную речь.

Николай-289
Асташкин-853
Сегодня в 08:37:
Думаю, что если бы не было псевдонимов, то ужакины-скунсы и бородатые-кончиты (со своей черносотенной одноизвилинной вонью) = АХНУЛИ бы (заорали бы, что евреи скупили и Сталинское время = в НАУКЕ и Культуре)?!

25 июня 2018 в 13:09

Недремлющему редактору шире и глубже надо знать своих оппонентов. Раздвигайте горизонты одной темы и авторитетных изданий, не ограничиваясь Комсомолкой, раз беретесь говорить о судьбах русского народа. Русский народ многогранен.
Или Вы придерживаетесь принципа пусть будет 100 цветов и пусть все они будут гвоздики?

25 июня 2018 в 12:35

Леониду Иванову

Я привела лишь стихи Наума Коржавина из "Комсомолки" для размышления. Кто-то их осудит, а кто-то и одобрит. Ибо завтраковская публика самая разношерстная.
И где Вы увидели здесь помои? В приведенных стихах что ли? Ведь ни одного дурного слова, подобно Асташкину, я здесь не произнесла. А слова о русское всепрощении приведены в ответ О.Шаховой. Они не относятся индивидуально к усопшему.
Да будет ему земля пухом!

25 июня 2018 в 13:16

"И где Вы увидели здесь помои?"
В провокационной, сделанной желтой Комсомолкой выборке, которую поисковик выдает первой же на словосочетание "поэзия Коржавина". Но даже Комсомолка не утверждала, что именно эти стихи характеризуют отношение покойного к России. Такое утверждение (ложное, с помойным запашком) принадлежит именно вам, мадам корректор.
"А слова о русское всепрощении приведены в ответ О.Шаховой. Они не относятся индивидуально к усопшему." Вот как? А многоуважаемая Ольга Шахова о ком говорила:"если есть хоть капля сострадания к человеку в отчаянии". Вы отвечали на эту реплику и ответили, на мой взгляд, бездушно, как ослепленный злобой человек.

25 июня 2018 в 13:22

Леонид Иванов, и не пытайтесь поймать меня за язык. Не давите, как гестапо, в признании того, чего нет.
Так разволновалась под Вашим давлением, что сделала опечатку в предыдущем комментарии..
Читать - ...слова о русскоМ всепрощении
Будьте здоровы!

25 июня 2018 в 13:42

Стихи говорят сами за себя. Их не обязательно анализировать. Смысл лежит на поверхности.
Любезные Ольга и Леонид, у меня больше нет времени дискутировать. Если появится желание, продолжим вечером.

25 июня 2018 в 23:56

Умер поэт. Мир праху его. Нужно почтить его память.

Но что настораживает последнее время. Вслед за Тальбергом и иже с ним Климовым в связи с датами и без них идёт воспевание еврейских литераторов, прозаиков, смехачей, поэтов -" спасителей" русской культуры. Быть русским писателем да еще с украденной русской фамилией (много баек на этот счёт) - это уже историческая миссия этого народа. Что-то не слышно о русских поэтах с родовыми неприкосновенными именами, особенно советского периода.

Коржавин, как и недавно упоминаемый Самойлов и пр. - профессиональный поэт, владеющий словом. Его поззия добротна, он пишет об общечеловеческих ценностях. Но моё русское сердце не находит там ни метафоричной цветистости переливающихся красок богатейшей русской поэзии, ни тайных родников родного Слова. Душа не вздрагивает от благости, от разлитого христианского духа. А русская словесность была по-христиански одухотворена. В этом её вечные ценности. И заменить её ничто не может.

26 июня 2018 в 10:18

Следует признать, что поэта-диссидента, прожившего долгую жизнь вне России, за границей, знают здесь, по их собственному признанию, немногие комментаторы.
Даже для автора данной заметки Ольги Шаховой как поэт Н.Коржавин был малоизвестен:
"Хочу выразить признательность Александру Климову за то, что благодаря его заметке я узнала много нового об этом малоизвестном для меня поэте", - признается она.

Поддерживаю мнение Светланы Тамбовцей в том, что, хотя недавно усопший поэт Наум Коржавин (царство ему небесное) был наделен определенным поэтическим талантом, его поэзия "не находит в русском сердце тайных родников родного Слова", и "Душа не вздрагивает от благости, от разлитого христианского духа. А русская поэзия была по-христиански одухотворена".
Светлана Тамбовцева правильно подмечает, что в настоящее время "в связи с датами и без них идёт воспевание еврейских литераторов, прозаиков, смехачей, поэтов -" спасителей" русской культуры", но почти "не слышно о русских поэтах с родовыми неприкосновенными именами, особенно советского периода".

И по поводу русских фамилий и русских псевдонимов евреев сказано здесь оппонентами верно. Многие евреи сами брали русские фамилии Ивановых, Петровых и так далее, более красивые и благозвучные для русского слуха имена. В моей известной на весь Советский Союз комплексной школе-интернате, где я заканчивала одиннадцатилетку, литературу преподавал чистейший представитель упомянутой национальности, взявший русскую фамилию и ставший Столяровым Леонидом Пантелеевичем. Надо отдать ему должное, он был прекрасным знатоком русской литературы и хорошим преподавателем. А самое главное не выпячивал и не пытался выделять и подчеркивать таланты еврейских представителей в искусстве и литературе. Он оставлял цельное представление у своих учеников о русской литературе и поэзии, прививая и воспитывая у них наряду с чувством прекрасного и чувство справедливости. Низкий поклон ему за это.

26 июня 2018 в 18:19

Спасибо, Людмила, с Вами совершенно согласна.

26 июня 2018 в 18:42

Я уже писал, что поэзии Наума К мой одноклассник, будучи уже
профессором геологии в Саратовском университете, в 2007 году
посвятил полуторочасовое выступление перед любителями поэзии.
Так я познакомился с Наумом ближе обычного(по нескольким стихам).
В октябре 2017 - го моего профессора и большого любителя поэзии не стало.

Спасибо!

26 июня 2018 в 18:45

Климов то, конечно, оскандалился!

Предлагаю ему извиниться,

28 июня 2018 в 11:29

Спасибо, Одьга!
Истинно так: "моя заметка больше о нас"!
Вот каждый и рассказал в своих комментариях О СЕБЕ!
И Коржавин писал ведь больше О НАС!
И он и Мандельштам были всё же более честными, чем Окуджава и много-много других.

29 июня 2018 в 06:10

Александр, жизнь прожить - не поле перейти, не каждому удается прийти к финишу таким, каким был на старте.
Спасибо за взаимопонимание.

1.0x