16 марта на американских фондовых рынках зафиксирован очередной "чёрный понедельник": индекс DJIA-30 рухнул вниз на 12,93%, S&P-500 — на 11,98%, NASDAQ — на 12,32%.
Другие мировые площадки пострадали в значительно меньшей степени, но нет никаких сомнений в том, что они последуют за рынком США. А там по ходу торгов падение моментами доходило до 15% и выше. В результате графики индексов приобрели характерную и даже классическую для кризисов форму "зубов акулы": сильное падение — небольшой "отскок" — снова сильное падение — снова "отскок" ниже исходного уровня.
Если брать общий уровень обвала американских фондовых рынков, то, например, для DJIA-30 он достиг уже 31,7% от максимума 12 февраля. Почти треть капитализации за месяц с небольшим!
Что самое важное, эта катастрофа случилась буквально на следующий день после того, как в воскресенье 15 марта Федеральная резервная система США экстренно созвала ещё одно внеочередное заседание, не дожидаясь ранее запланированной даты 17-18 марта и приняла комплекс беспрецедентных финансовых мер: снижение учётной ставки сразу на 1%, до уровня 0-0,25% годовых, новая программа "количественного смягчения", безлимитные операции по РЕПО и обнуление резервных требований к коммерческим банкам. Кроме того, было заявлено о "безлимите" на СВОП-линии с мировыми центробанками, и те в один голос заявили о поддержке действий ФРС: ЕЦБ, Банк Англии, Банк Японии, Банк Швейцарии и ряд других, — практически весь "коллективный Запад".
А следом за корпоративными акицями полетели вниз цены на сырьевые товары, включая нефть, газ и даже золото! Словно где-то далеко и глубоко произошло сильное землетрясение, и мировой финансово-экономический океан внезапно далеко отступил от берега человеческой цивилизации, чтобы затем обрушиться на него страшным цунами.
Всё это свидетельствует не просто о тяжёлой ситуации с мировыми финансами и мировой экономикой, а о том, что из глубин этого, весьма многомерного, океана поднялся некий монстр, по которому и был дан залп из всех орудий сразу. Но — не помогло. Или помогло, но далеко не в той мере, на которую рассчитывали командиры эскадры центробанков с флагманским кораблём в лице ФРС. Так по кому стреляли, опустошив весь боезапас? По "коронавирусу"? По "невидимой руке рынка"? По "кризису"? По цели, которой вообще нет в реальности, а есть лишь согласованная имитация ожесточённых боевых действий? По кому? Точного ответа на эти вопросы мы пока нигде не слышим. И вряд ли услышим в ближайшем будущем.
Подобного рода информация становится доступной обычно через много десятилетий или даже веков, да ещё в таких формах, которые скорее прячут истину, чем открывают её.
Но обычно ситуации подобного рода возникают в моменты масштабного передела власти и собственности. Самого масштабного. Можно сказать, исторического Так, например, "таинственный" кризис 1987 года, судя по всему, был связан с тем, что в "рыночную экономику" "заходил" СССР и вместе с ним — другие страны "социалистического лагеря", на тот момент имевшие около четверти мирового производства. А знаменитая Великая депрессия произошла как раз тогда, когда на рынок "заходила" Вторая мировая война. А что же такое огромное может "заходить" на рынок сегодня? Смена глобального технологического уклада и "глобального лидера"? Распад "империи доллара"? Всё это — лишь абстрактные слова, не более того.
На мой взгляд, вся динамика происходящих событий указывает на то, что главной целью, скорее всего, выступает "единая Европа". К ней подбирались осторожно и кружными путями. Через бывшие соцстраны, Украину и антироссийские санкции. Через Ближний Восток и "арабскую весну". Через остановку "Северного потока-2". Через тот же коронавирус в КНР, хотя "итальянский" штамм по сравнениюс "китайскими" имеет намного более тяжёлую клинику. Через "миграционный кризис" и "брекзит". И вот теперь практически всё готово для финального удара. Когда и где именно он будет нанесён — вопрос пока открытый. Но это вопрос именно "когда и где?", а не "если?".
Главная цель, конечно, не значит — "единственная". Все страны мира, все корпорации в условиях коронавирусной атаки получили возможность выйти за пределы прежних "коридоров допустимого", и готовы воспользоваться предоставленной им возможностью — в меру своих сил и понимания текущей ситуации. Тем не менее, "война всех против всех" становится реальностью, и она в любой момент и почти в любом месте может перейти из финансово-экономического конфликта в конфликт вооружённый. Данная ситуация пока не вышла окончательно из-под контроля, хотя уже балансирует на грани падения в катастрофу. События ближайших дней в этом отношении будут иметь решающее значение. И необходима срочная выработка новой повестки дня для всего международного сообщества в целом. Впрочем, надежды на то, что кризисные процессы удастся остановить, сейчас уже почти не остаётся.