В дискуссии о расширении элементов государственного планирования игнорируются многие уже имеющиеся механизмы государственного регулирования, для эффективного действия которых не нужны новые законы, а требуется лишь минимальная донастройка.
В России значительные объемы крупных кредитов выдаются государственными банками в силу доминирования последних, а в негосударственных банках работают строгие кураторы от Банка России. Инвестиционные программы многих крупнейших предприятий утверждаются советами директоров и госпредставителями, либо экономика этих предприятий завязана на регулируемые государством тарифы или государственные программы.
Многие крупные предприятия нарастили выручку и прибыль на фоне инфляции, сократили закупки импортного оборудования и вывод денег за рубеж из-за западных санкций и ответного валютного контроля, могут не платить дивиденды. Значительно выросший чистый денежный поток крупнейших предприятий можно использовать на ускоренное погашение еврооблигаций в рублях и кредитов российским банкам, с использованием высвобождаемых средств на более приоритетные программы за счет новых кредитов этих же банков.
Федеральный бюджет не должен быть единственным значимым каналом перераспределения денег под меняющиеся приоритеты – сопоставимым по размерам каналом должна быть банковская система. Так без изменения основных налогов и без масштабных госзаимствований можно выделить больше денег на приоритетные государственные программы импортозамещения и машиностроения.
Выручка, амортизация и прибыль как фундаментальные источники окупаемости капиталовложений и кредитов независимо от экономического уклада
Фундаментальным источником капитальных вложений является выручка, а цена товара должна быть достаточной для покрытия издержек, амортизации и прибыли. 85% капитальных вложений в России делается крупными предприятиями за счет распределения выручки и лишь 15% первоначально финансируется за счет кредита. Аналогичным образом источником средств по большей части покупок квартир в многоэтажках или строительства частных домов является зарплата и сбережения населения, а ипотечные кредиты являются лишь подспорьем для ускорения покупки и промежуточным источником средств.
Фундаментально выручка как источник возврата капиталовложений и амортизация никак не отрицались в СССР, а прибыль предприятий понималась как основа расширенного воспроизводства. С помощью госкредитов финансировались строительство и покупка оборудования, кредиты возвращались за счет амортизации и прибыли, а последние включались в цену готовой продукции. В СССР был не только Госплан, но и Госкомцен, которые совместными действиями задавали структуру цен, а через цены – объемы выручки сообразно государственным приоритетам.
В крупнейших западных странах только кажется, что фондовый рынок является ключевым источником финансирования капиталовложений. На самом деле аналитики в первую очередь обращают внимание на выручку и прибыль эмитентов акций и облигаций. Фондовый рынок на 99% состоит из операций по купле-продаже ранее выпущенных акций и облигаций, в которых масса инвесторов пытается оптимизировать свои инвестиционные портфели сообразно ожиданиям будущих выручки и прибыли. Лишь очень небольшие объемы операций приходятся на первоначальный выпуск акций (IPO), на дополнительный выпуск или обратный выкуп акций, на выпуск и погашение облигаций.
В западной литературе второй половины XX века элементы централизованного планирования назывались солидарной экономикой и экономическим дирижизмом. В этом многого достигла в 1970–1980-е годы небольшая Швеция, виртуозно сочетавшая элементы планирования и рынка. Шведские Volvo и Ericson были одними из мировых лидеров по производству автомобилей и оборудования связи, были и другие известные шведские бренды.
Активно использовали сочетание элементов плана и рынка в те десятилетия Япония и Западная Германия, производители которых теснили американских производителей. В министерствах финансов этих стран до сих пор сохраняются отделы по крупнейшим корпорациям с координацией казначейской работы. Конец размена долларов на золото и нефтяные шоки 1970-х как раз были результатом последствий сворачивания в США солидарности и дирижизма времен выхода из Великой депрессии и Второй мировой войны в угоду свободному рынку и спекуляциям.
Централизованный фонд капитальных вложений и госбанки как операторы таких вложений активно используются Китаем. Несколько сотен крупнейших госпредприятий Китая преимущественно в стратегических и инфраструктурных отраслях прямо или косвенно определяют до половины многоукладной китайской экономики. Такая китайско-советская специфика даже находит постоянное отражение в отчетах аналитиков МВФ по этой стране. Конечно же, с порцией критики якобы неэффективности планирования, за которой сквозит недовольство игнорированием Китаем крупных западных банков в качестве инвестиционных посредников.
Основное отличие между советской плановой и текущей российской экономиками заключается в степени обдуманности выделения денег и строгости контроля их целевого использования. Обдуманность банально различается в специфике готовивших решения кадров: с опытом работы непосредственно на производстве или в строительстве и знанием соответствующих тонкостей, либо с умением писать электронные документы в столичных офисах под сложные требования многочисленных контролирующих органов. Буквально, подавляющее большинство "белых воротничков" ведомств и банков не были на подведомственных или кредитуемых ими предприятиях даже на экскурсии (не в офисах, а именно на производстве).
Объем современных нормативных документов рыночного регулирования в постраничном объеме или по количеству знаков на порядок превышает нормативные документы советской плановой экономики. Нецелевое использование выделенных денег в виде бесхозяйственности, волокиты и растраты было и в СССР, к которым в современности добавились откаты, офшоры и вывод денег из банков. Современный контроль и надзор со стороны налоговых и таможенных органов, Банка России, Федерального казначейства, ведомственных контролирующих служб значительно больше различных контролей плановой советской экономики. Цифровизация в этом плане сыграла злую шутку, когда простота работы с текстами и данными категорически увеличила объёмы этих текстов и данных.
Российские реалии и кажущийся регуляторный пресс в кредитной работе
Наиболее значимые кредиты крупным предприятиям выдают Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, Газпромбанк, банки на санации, просто в силу больших размеров этих банков. Представители государства занимают основные позиции в их советах директоров, которые утверждают кредитную политику и бизнес-планы банков, а также каждый крупный кредит. Не надо специальных законов для уточнения полномочий этих советов сообразно новым приоритетам государственной политики – достаточно правительственных директив. Разумеется, выполнение директив потребует уточнений внутренних инструкций этих банков и изменений рутинной работы тысяч кредитных инспекторов и аналитиков рисков.
Кажется, что в России есть значительное количество частных банков, встраивание которых в новые реалии солидарной дирижистской экономики и государственных приоритетов требует фундаментальных изменений законодательства. Однако и здесь существующих полномочий Банка России достаточно, и не требуется никаких новых законов. Банк России утверждает положения по кредитам и рискам, имеет своих кураторов в каждом крупном банке. Кураторы получают все документы, подготовленные для правлений и советов директоров частных банков, для предварительного контроля. Они реально могут приостановить выдачу любого крупного кредита, если увидят противоречия между условиями этого кредита и положениями Банка России.
Банк России обобщает огромные объёмы информации по каждому крупному кредиту в неком подобии бюро кредитных историй, только не с упрощенными данными, как по физлицам, а по очень многим параметрам. Сотрудники Банка России через сопоставление информации по конкретным заемщикам из разных коммерческих банков видят фактическое использование средств кредитов, недозволенные перекредитовки, различия в оценках заемщиков со стороны конкретных банков. Как налоговые органы прослеживают цепочки платежей для контроля налога на добавленную стоимость, так и Банк России по данным своей платежной системы видит все цепочки хозяйственных связей. Точнее, почти все, за исключением валютных платежей в банках других стран.
Критики Банка России в части регулирования кредитной работы любят рассуждать об избыточности такого регулирования, о тоннах ненужной аналитики. Таким критикам стоит ознакомиться с материалами на получение синдицированного кредита в западных банках или впуска облигаций на западных биржах. Прежде доступные западные деньги требовали плотной работы с аудиторами "Большой четвёрки", всемирно признаваемыми консультантами и рейтинговыми агентствами, разъездов по потенциальным кредиторам и нехилых комиссий западным банкам. МВФ в последние годы неоднократно выпускал рекомендации по ужесточению регулирования эмитентов ценных бумаг по аналогии с произошедшим ужесточением регулирования банков.
В нашей стране большие средства, хотя и на небольшое количество проектов, выделялись за счёт средств Фонда национального благосостояния, ВЭБа и других институтов развития. Эти институты прямо нацелены именно на сложные дорогие капитальные проекты с длительным сроком окупаемости и сложными рисками. Если средства из федерального бюджета по линии Федеральной адресной инвестиционной программы выделяются на безвозвратной основе, то институты развития предоставляют большие деньги именно на возвратной, кредитной основе. Возвратность средств требует правильного структурирования экономики финансируемых проектов, выручки, амортизации и прибыли, позволяет повторно использовать возвращенные средства.
Вспомним дискуссию первого вице-премьера Андрея Белоусова и владельца Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) Владимира Лисина годичной давности, с фразами типа «металлурги нахлобучили государство» и «оружие разрушительной силы в виде бывших работников Госплана». Простой правительственной директивой крупным банкам дается указание не выдавать новые кредиты таким металлургам или выдавать их по заведомо повышенным ставкам. Не хочешь вписываться в государственные приоритеты – гаси кредиты, которые будут вновь выданы другим предприятиям с большим соответствием поведения их собственников таким приоритетам. Никакого нарушения принципов частной собственности – средства кредита передаются заемщику во временное пользование и должны возвращаться.
Конкретика правительственных директив по кредитной работе госбанков
Правительственными директивами следует принять ясные критерии сворачивания неприоритетного кредитования. Такими критериями могут быть: наличие суммарно более 10% собственников из юрисдикций недружественных стран и контрагентов на более 10% выручки из числа офшорных юрисдикций; повышение отпускных цен на готовую продукцию более чем на официальную инфляцию, включая всю цепочку посредников; неучастие в приоритетных госпрограммах в числе значимых поставщиков или подрядчиков в объеме не менее четверти или половины выручки.
Частные предприятия вне такой повестки могут продолжать работать, но именно на деньги частных инвесторов с возвратом ранее выданных кредитов госбанков и погашения облигаций в портфеле этих банков, либо на кредиты под значимо повышенные проценты с использованием дополнительной процентной маржи на субсидирование приоритетных кредитов.
Ускоренное погашение корпоративного долга идёт, например, в части погашения еврооблигаций российских эмитентов в рублях. Государственные облигации с номиналом в долларах в апреле были погашены в рублях для 70% инвесторов. Источники и валюта погашения корпоративных облигаций не публичны, но такие погашения по примеру гособлигаций идут. Эти деньги остаются в российской банковской системе с потенциалом их использования для расчетов с вкладчиками и для кредитования приоритетов.
Часть крупных российских предприятий из-за санкций столкнулась с объективными трудностями в получении экспортной выручки, поиске новых рынков сбыта и закупках ключевых импортных компонентов. Правительственная комиссия и подкомиссия Минфина по валютному контролю вполне развернули работу по предоставлению индивидуальных решений по проблемным вопросам.
Апрельские данные Банка России из мониторинга отраслевых финансовых потоков и по платежному балансу свидетельствуют как минимум о приостановке негативных тенденций. Многие предприятия объективно берут паузу в новых инвестициях, в закупке импортного оборудования, в выплате дивидендов, что в каждый кризис является источником ускоренного возврата кредитов.
Кредиты юридическим лицам составляют 55 трлн руб. по состоянию на конец марта 2022 года, плюс вложения банков в корпоративные облигации (данные Банка России). Потенциал возврата кредитов по неприоритетным проектам и заемщикам в годичном горизонте оценивается в 8-10 трлн руб. Эти средства в разы превосходят официально заявленные правительством размеры субсидирования процентов по приоритетным кредитам за счет роста бюджетных расходов и ковидные стимулы экономике 2020 года за счет наращивания государственного долга. Речь не идет о выводе из экономики столь огромных денег, а об их перераспределении сообразно изменившимся обстоятельствам и приоритетам государственной политики.
Рассмотрим для примера отчетность ПАО НЛМК, контролирующим акционером которого является демонизатор Госплана Лисин. Выручка составила 793 млрд руб. за удачный 2021 год, с ростом в 1,8 раза по сравнению с 2020 годом. Чистая прибыль составила 278 млрд руб. в 2021 году по сравнению с 61 млрд руб. в 2020 году. На уплату дивидендов ушло 228 млрд руб. в 2021 году и 111 млрд в 2020 году (удивительно, что больше прибыли того года). Долгосрочные и краткосрочные заемные средства составили 235 млрд руб. на конец 2021 года и за год выросли на 20%. В 2021 году вместо выплаты дивидендов в НЛМК мог запросто погасить почти все кредиты. Текущий 2022 год сложнее 2021 года, но выручка, прибыль и возможности выплат по кредитам не ухудшатся драматически.
Ещё раз следует акцентировать внимание, что такие гиганты с госпредставителями в советах директоров, как Газпром, Роснефть, РЖД, Аэрофлот, Ростелеком уже утверждают свои инвестиционные программы, цены, тарифы и получение кредитов правительственными директивами.
Через правительственные директивы по банковскому кредитованию госбанков в государственную повестку должны встроиться как минимум несколько десятков крупнейших частных сырьевых предприятий, сопоставимых с НЛМК. Также в эту повестку должны встроиться многочисленные частные собственники крупных торговых и офисных комплексов, зачастую построенных на кредиты госбанков.
Никаких изменений частной собственности и основ рыночной экономики не требуется, поскольку возврат кредитов является фундаментом любой экономики. Кредитное перераспределение под изменяемые государственные приоритеты должно стать значимым каналом проведения экономической политики государства наравне с бюджетными стимулами, госдолгом, госсубсидиями и госзакупками.
Автор — доктор экономических наук, профессор департамента Общественных финансов Финансового университета.