Авторский блог Алексей Комогорцев 00:00 25 апреля 2013

Контуры будущего

Принято считать, что бу­ду­щее ма­те­ри­аль­но­го ми­ра в рам­ках тра­ди­ци­он­но­го под­хо­да мыс­лит­ся пре­иму­ще­ст­вен­но в ка­те­го­ри­ях смер­ти, раз­ру­ше­ния и де­гра­да­ции — со ссылкой на знаменитый Второй закон термодинамики. С та­кой по­зи­ции про­бле­ма при­ве­де­ния со­ци­аль­ной и по­ли­ти­че­с­кой прак­ти­ки в со­от­вет­ст­вие с нрав­ст­вен­ны­ми и ме­та­фи­зи­че­с­ки­ми цен­но­с­тя­ми пред­став­ля­ет­ся прин­ци­пи­аль­но не­раз­ре­ши­мой

Принято считать, что бу­ду­щее ма­те­ри­аль­но­го ми­ра в рам­ках тра­ди­ци­он­но­го под­хо­да мыс­лит­ся пре­иму­ще­ст­вен­но в ка­те­го­ри­ях смер­ти, раз­ру­ше­ния и де­гра­да­ции — со ссылкой на знаменитый Второй закон термодинамики. С та­кой по­зи­ции про­бле­ма при­ве­де­ния со­ци­аль­ной и по­ли­ти­че­с­кой прак­ти­ки в со­от­вет­ст­вие с нрав­ст­вен­ны­ми и ме­та­фи­зи­че­с­ки­ми цен­но­с­тя­ми пред­став­ля­ет­ся прин­ци­пи­аль­но не­раз­ре­ши­мой. Дей­ст­ви­тель­но, на­прав­ле­ние, со­глас­но ко­то­ро­му че­ло­век опу­с­ка­ет­ся из пер­во­на­чаль­но­го, чи­с­то ду­хов­но­го со­сто­я­ния в чуж­дый ему ма­те­ри­аль­ный вещ­ный мир, от ко­то­ро­го нуж­но ос­во­бо­дить­ся, что­бы "вер­нуть­ся к выс­ше­му", име­ло и име­ет про­дол­жи­тель­ное вли­я­ние в рам­ках раз­лич­ных тра­ди­ций. Од­на из на­и­бо­лее ра­ди­каль­ных форм та­ко­го под­хо­да при­над­ле­жит гно­с­ти­циз­му, ко­то­рый, как ука­зы­ва­ет из­ве­ст­ный рос­сий­ский по­ли­то­лог Алек­сандр Не­клес­са, яв­ля­ет­ся ми­ро­воз­зрен­че­с­ким фун­да­мен­том ан­т­ро­по­ло­ги­че­с­кой и со­ци­аль­ной кон­ст­рук­ции, воз­во­ди­мой в не­драх со­вре­мен­но­го об­ще­ст­ва. Со­глас­но та­ко­му под­хо­ду, Тво­ре­ние из­на­чаль­но де­фект­но, и, та­ким об­ра­зом, унич­то­же­ние бре­ме­ни зем­но­го бы­тия есть акт су­гу­бо­го ос­во­бож­де­ния...
Глав­ная осо­бен­ность это­го без­бла­го­дат­но­го ка­тэ­хо­на за­клю­ча­ет­ся в бо­го­бор­че­с­кой по­пыт­ке "под­мо­ро­зить" или во­все ос­та­но­вить ми­ро­вую ис­то­рию. В ка­че­ст­ве од­но­го из его про­яв­ле­ний мож­но на­звать ра­бо­ты ис­сле­до­ва­тель­ской груп­пы Д.Фор­ре­с­те­ра и зна­ме­ни­тые до­кла­ды Рим­ско­го клу­ба, бла­го­да­ря ко­то­рым в об­ще­ст­вен­ное со­зна­ние бы­ла вне­д­ре­на кон­фликт­ная схе­ма "Че­ло­век про­тив При­ро­ды, При­ро­да про­тив Че­ло­ве­ка". Этот про­цесс при­вёл к воз­ник­но­ве­нию "аль­т­ру­и­с­ти­че­с­ких" кон­цеп­ций, дек­ла­ри­ру­ю­щих не про­сто со­кра­ще­ние чис­лен­но­с­ти че­ло­ве­че­ст­ва, но ра­ди­каль­ное его сво­ра­чи­ва­ние че­рез "до­б­ро­воль­ный" уход из би­о­ты. Про­из­вод­ные этой схе­мы (при­зрак эко­ло­ги­че­с­кой ка­та­ст­ро­фы, де­мо­гра­фи­че­с­кая про­бле­ма и проч.) бы­ли ис­поль­зо­ва­ны впос­лед­ст­вии в ка­че­ст­ве про­па­ган­дист­ско­го со­про­вож­де­ния про­цес­сов, при­зван­ных ос­та­но­вить ис­то­ри­че­с­кое раз­ви­тие, пред­став­ля­ю­щее уг­ро­зу для гос­под­ст­ва оп­ре­де­лён­ных групп по­ли­ти­че­с­кой и фи­нан­со­вой эли­ты, за ко­то­ры­ми уга­ды­ва­ют­ся кон­ту­ры бо­лее слож­ной ан­т­ро­по­ло­ги­че­с­кой и со­ци­аль­ной про­ект­но­с­ти.
Стра­те­ги­че­с­ким ша­гом в этом на­прав­ле­нии яви­лось изъ­я­тие из ак­ту­аль­ной по­ве­ст­ки дня про­бле­мы Ко­с­мо­са как оче­вид­но­го фрон­ти­ра раз­ви­тия. Как спра­вед­ли­во от­ме­тил из­ве­ст­ный рос­сий­ский пуб­ли­цист, со­ци­о­лог и во­ен­ный ис­то­рик Сер­гей Пе­ре­сле­гин, вся­кая сколь­ко-ни­будь се­рь­ёз­ная со­ци­аль­ная ин­же­не­рия в гло­ба­ли­зи­ро­ван­ном ми­ре, ог­ра­ни­чен­ном рам­ка­ми Зем­ли, яв­ля­ет­ся бес­со­дер­жа­тель­ной. В от­сут­ст­вие ко­с­ми­че­с­кой экс­пан­сии но­о­сфе­ра Зем­ли по ме­ре за­вер­ше­ния про­цес­са гло­ба­ли­за­ции при­об­ре­та­ет все чер­ты за­мк­ну­то­с­ти, а для за­мк­ну­тых со­ци­о­си­с­тем вы­пол­ня­ет­ся за­кон не­убы­ва­ния со­ци­аль­ной эн­т­ро­пии.
Идея ко­с­ми­че­с­кой мис­сии че­ло­ве­че­ст­ва как пе­ре­ход его в но­вое ка­че­ст­во бы­ла сфор­му­ли­ро­ва­на вид­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми рус­ско­го ко­с­миз­ма ещё в XIX ве­ке. Ма­ло то­го, в 1967 го­ду в Ла­бо­ра­то­рии си­с­тем уп­рав­ле­ния раз­ра­бот­ка­ми си­с­тем (Ла­СУРс) исследовалась фи­зи­ка­лист­ская вер­сия рус­ско­го ко­с­миз­ма. Имен­но в Ла­СУРс впер­вые в ис­то­рии рус­ский ко­с­мизм стал рас­сма­т­ри­вать­ся в тер­ми­нах прак­ти­че­с­кой до­сти­жи­мо­с­ти. Од­на­ко уже в 1969-1970 гг. де­я­тель­ность этой и ря­да по­доб­ных ор­га­ни­за­ций был ос­та­нов­ле­на. В то же са­мое вре­мя в СССР про­изо­ш­ло не ме­нее симп­то­ма­тич­ное сво­ра­чи­ва­ние ра­бот в об­ла­с­ти раз­ра­бот­ки це­ло­ст­ной си­с­те­мы прин­ци­пов кон­цеп­ту­аль­но­го про­ек­ти­ро­ва­ния. По сло­вам из­ве­ст­но­го рос­сий­ско­го спе­ци­а­ли­с­та в об­ла­с­ти ор­га­ни­за­ции и уп­рав­ле­ния Сер­гея Бо­ри­со­ви­ча Чер­ны­шё­ва, про­изо­ш­ло это в тот са­мый мо­мент, ког­да в со­вет­ской уп­рав­лен­че­с­кой на­уке на­ме­тил­ся стра­те­ги­че­с­кий про­рыв. За­кры­тие пер­спек­тив­ных на­прав­ле­ний бы­ло про­дик­то­ва­но вы­бо­ром, сде­лан­ным в 70-е го­ды па­рал­лель­но на За­па­де и в СССР, вклю­чав­шим в се­бя став­ку на не­раз­ви­тие и уп­рав­ля­е­мый ре­г­ресс как спо­соб про­дле­ния гос­под­ст­ва оп­ре­де­лён­ных элит­ных групп. Это в не­ма­лой сте­пе­ни пре­до­пре­де­ли­ло крах СССР и оп­ре­де­ли­ло тен­ден­цию по­сле­ду­ю­ще­го дрей­фа че­ло­ве­че­ст­ва в сто­ро­ну цар­ст­ва уни­вер­саль­но­го Ва­ви­ло­на.
Од­на­ко по­пу­с­ка­е­мое вре­мен­ное тор­же­ст­во сил уни­вер­саль­но­го Ва­ви­ло­на и по­сле­ду­ю­ще­го за ним цар­ст­ва зве­ря пред­ста­ют пе­ред на­ми не толь­ко в ка­че­ст­ве бес­плод­ной по­пыт­ки ос­та­но­вить ход ми­ро­во­го ис­то­ри­че­с­ко­го про­цес­са, но и в ка­че­ст­ве сред­ст­ва, поз­во­ля­ю­ще­го осу­ще­ст­вить вза­и­мо­про­яв­ле­ние всех дей­ст­ву­ю­щих на ис­то­ри­че­с­кой аре­не сил...
Не бегство из текущей реальности (освобождение плененных в физическом теле божественных искр, согласно гностической терминологии), но участие в обожении и преображении всего тварного мира в соработничестве с Богом — вот в чём заключается космическое призвание человека в христианской традиции...
Ак­ту­аль­ный во­прос о воз­мож­но­с­ти при­ве­де­ния со­ци­аль­ной и по­ли­ти­че­с­кой прак­ти­ки в со­от­вет­ст­вие с нрав­ст­вен­ны­ми, а глав­ное, ме­та­фи­зи­че­с­ки­ми цен­но­с­тя­ми раз­ре­ша­ет­ся в пре­де­лах ты­ся­че­лет­не­го Цар­ст­ва Хри­с­та и свя­тых, са­мо име­но­ва­ние ко­то­ро­го под­ра­зу­ме­ва­ет не кон­крет­ную про­дол­жи­тель­ность, но за­кон­чен­ность ис­то­ри­че­с­ко­го пе­ри­о­да или эпо­хи. И как вся­кий ис­то­ри­че­с­кий пе­ри­од, эпо­ха ты­ся­че­лет­не­го Цар­ст­ва име­ет свои на­ча­ло и ко­нец, ко­то­рые на­хо­дят­ся в не­по­сред­ст­вен­ной свя­зи со ско­ван­но­с­тью са­та­ны, как об этом пря­мо го­во­рит ав­тор От­кро­ве­ния: "ког­да же окон­чит­ся ты­ся­ча лет, са­та­на бу­дет ос­во­бож­ден из тем­ни­цы сво­ей" (Откр. 20:7). Со­глас­но От­кро­ве­нию, имен­но тор­же­ст­во ты­ся­че­лет­не­го Цар­ст­ва Агнца при­зва­но со­вер­шить не­об­хо­ди­мое уго­тов­ле­ние ми­ра к окон­ча­тель­но­му его пре­об­ра­же­нию, ко­то­рое сле­ду­ет по­ни­мать не как су­гу­бое уп­ра­зд­не­ние "преж­не­го", но как воз­ве­де­ние его к выс­ше­му об­ра­зу сво­е­го бы­тия.
При этом не­об­хо­ди­мо стро­го от­де­лять хри­с­ти­ан­ское уче­ние о гря­ду­щем ис­то­ри­че­с­ком ты­ся­че­лет­нем Цар­ст­ве Бо­жи­ем на зем­ле (хи­ли­азм, ина­че мил­ле­на­ризм) от вуль­гар­ных ин­тер­пре­та­ций, ак­цен­ти­ру­ю­щих вни­ма­ние на су­гу­бо чув­ст­вен­ных ас­пек­тах зем­но­го бла­го­по­лу­чия (эта­кий по­тре­би­тель­ский "рай на зем­ле"), свой­ст­вен­ных как вет­хо­за­вет­но­му ми­ру, так и по­ме­шан­но­му на по­треб­ле­нии со­вре­мен­но­му "ци­ви­ли­зо­ван­но­му со­об­ще­ст­ву".
Сле­ду­ет за­ме­тить, что это зем­ное, ис­то­ри­че­с­кое тор­же­ст­во ты­ся­че­лет­не­го Цар­ст­ва не есть ещё тор­же­ст­во все­объ­ем­лю­щее. Как по­ка­зал из­ве­ст­ный рус­ский бо­го­слов и фи­ло­соф Сер­гей Ни­ко­ла­е­вич Бул­га­ков в сво­ем ис­сле­до­ва­нии "Апо­ка­лип­сис Ио­ан­на. Опыт дог­ма­ти­че­с­ко­го ис­тол­ко­ва­ния", это тор­же­ст­во ог­ра­ни­че­но сте­на­ми свя­то­го Гра­да, со­шед­ше­го на ещё не пре­об­ра­жён­ную зем­лю. За слож­ным че­ре­до­ва­ни­ем об­ра­зов но­во­го и не­бес­но­го Ие­ру­са­ли­ма про­сту­па­ют кон­ту­ры двух раз­лич­ных Гра­дов: за­ис­то­ри­че­с­ко­го но­во­го Ие­ру­са­ли­ма, от­но­ся­ще­го­ся к жиз­ни бу­ду­ще­го ве­ка, и схо­дя­ще­го с не­бес на зем­лю ещё в этой зем­ной ис­то­рии Ие­ру­са­ли­ма не­бес­но­го.
Вне стен по­след­не­го Гра­да ещё ос­та­ют­ся бо­лез­ни ("ли­с­тья дре­ва бу­дут для ис­це­ле­ния на­ро­дов" (Откр. 22:2)), про­дол­жа­ет су­ще­ст­во­вать злое ("не вой­дет в не­го ни­что не­чи­с­тое и ни­кто пре­дан­ный мер­зо­с­ти и лжи, а толь­ко те, ко­то­рые на­пи­са­ны у Агнца в кни­ге жиз­ни" (Откр. 21:27)). Он есть тот са­мый "стан свя­тых и го­род воз­люб­лен­ный" (Откр. 20:8), ко­то­рый по про­ше­ст­вии ты­ся­чи лет ок­ру­жа­ют обо­ль­щён­ные рас­ко­ван­ным са­та­ной "на­хо­дя­щи­е­ся на че­ты­рёх уг­лах зем­ли" (Откр. 20:7) на­ро­ды Го­га и Ма­го­га. Од­на­ко до той по­ры свя­той Град бу­дет яв­лять­ся ду­хов­ным сре­до­то­чи­ем и све­тиль­ни­ком для все­го ис­то­ри­че­с­ко­го че­ло­ве­че­ст­ва, при­зван­ным ши­ро­ко рас­про­ст­ра­нить своё воз­дей­ст­вие: "во­ро­та его не бу­дут за­пи­рать­ся днём, а но­чи не бу­дет там" (Откр. 21:25)...

1.0x