Авторский блог Виктор Гринкевич 16:52 16 апреля 2020

Контуры нового мира

из виртуальности — в реальность!

"В тёмные времена хорошо видно светлых людей".

Эрих Мария Ремарк

"Мы на войне!" — несколько раз повторил президент Франции Эммануэль Макрон в телеобращении к нации в связи с эпидемией коронавируса COVID-19, добавив, что "эта война требует всеобщей мобилизации". О самом серьёзном испытании для Европы со времён Второй мировой заявила канцлер Германии Ангела Меркель. Крематории Италии, Испании и Португалии работают круглосуточно. Президент США Дональд Трамп завил о позитивном завершении эпидемии, если в Америке умрёт от вируса всего лишь(!) 200 тысяч жителей.

Кроме социальных потрясений и бедствий, войны, эпидемии и мор приносят с собой серьёзную переоценку ценностей, а вслед за ней — политические сдвиги. Действительно, отношение в России и в мире к самопровозглашённой элите неминуемо и резко поменяется. Справедливо негодуют испанские учёные: "Вы даёте миллионы евро в месяц футболистам и 1800 евро в месяц биологам. Сейчас вы нуждаетесь в лечении. Идите к Роналдо или Месси, и они найдут вам вакцину!" В России вмиг исчезли из поля зрения "певцы ртом" и прочие звёзды шоу-бизнеса. Чрезвычайные обстоятельства, будто прожектором, высвечивают подлинную элиту: героических врачей, добровольцев, организаторов и предпринимателей, помогающих общему делу борьбы с коронавирусом. За считанные часы главврач больницы в Коммунарке Денис Проценко, сутки напролёт принимающий больных и сам заболевший, стал национальным героем. А звёзды массмедиа, которые из разряда "только языком молоть" оказались неспособны даже соблюдать общие условия карантина.

До большинства из них так и не дошло, что в условиях военных действий болтунов, паникёров и лжецов расстреливают. Наступают времена реальных дел и действий, а не политтехнологических разводок и экранных развлечений. Чрезвычайные обстоятельства требуют чрезвычайной сплочённости и самоотдачи, каждого — на своём месте. Если государство выделяет средства на поддержку малого бизнеса и выплаты безработным, если от усталости падают бригады "скорой помощи", то неужели самые богатые не могут пожертвовать часть своих сверхприбылей на общее дело, а артисты — давать бесплатные концерты? Так в ближайшее время будет определяться и выявляться настоящая элита.

Надвигающийся общий системный кризис мировой экономики на фоне пандемии и падения нефтегазовых цен неизбежно приведёт к столь же глобальным и необратимым последствиям на всех уровнях. Университеты будут переходить на дистанционное обучение, работодатели (где возможно) организуют удалённую работу, схлопнутся международные логистические цепочки. Предприятия, которые смогут ожить после кризиса, ни за что не захотят повторить этот сценарий и вновь подвергнуться рискам сбоя в цепочках снабжения. А страны, закрывшие границы, смогут воспользоваться ситуацией и оставить их закрытыми на более долгий период, чем того требуют обстоятельства. Страх путешествовать будет углубляться во всём мире — а значит, везде существенно "просядет" индустрия туризма.

Иерархически организованные общества, где государство способно мобилизовать все силы на борьбу с инфекцией, уже демонстрируют гораздо большую живучесть по сравнению с либеральными демократиями. Свёртывание или значительное торможение глобализации будет проецироваться и на внутреннюю политику. Следовательно, везде или почти везде будет пересмотрена партийная конфигурация и, прежде всего, докризисный элитный консенсус. Это одно из ключевых последствий начавшегося кризиса, которое нужно осмыслять уже сейчас.

При слабом лидере и нестабильной политической системе внешняя турбулентность неизбежно вызывает смуту, десуверенизацию и, в конечном счёте, смену режима. В устойчивых государствах произойдут элитарные перестановки, либо полное переформатирование опорных элитарных групп — "под нож" пойдут "жирные коты", которые уже перестали ловить мышей и всем своим видом вызывают лишь раздражение общества. В США ситуация наверняка развернётся в пользу Трампа, объединившего вокруг себя более консервативную промышленную элиту. В Европе с ужесточением пограничного контроля и свободного перемещения обратятся вспять евроинтеграционные процессы, на арену выйдут патриотически ориентированные партии и политики. В новом, посткарантинном мире каждый сам за себя, и полагаться можно только на свои силы и ресурсы.

События в Италии — явный тому пример. Пресловутая европейская солидарность в чрезвычайной ситуации оказалась пропагандистской фикцией. Бедственное положение высветило настоящих врачей-героев, сутками бодрствующих добровольцев, меценатов и самоотверженных больных пенсионеров, жертвующих ценой собственной жизни аппараты ИВЛ более молодым пациентам.

Чем больше будет таких примеров, тем очевиднее будет неадекватность прежней, самопровозглашённой, элиты. В России это может привести к пересмотру всего элитарного status quo, и в итоге — к переучреждению всего фундамента "властной вертикали", который в России не менялся с начала тысячелетия.

"Тучные" годы в масштабах всего мира явно заканчиваются, а значит, на первые позиции выйдут люди, обеспечивающие безопасность, здоровье и благосостояние народов: учителя, врачи, учёные, производители и реальные производственники — профессионалы всех уровней, на чьих плечах реально держатся государства. Певцы, шоумены, модельеры и прикрывающая их космополитическая финансовая элита должны быть счастливы, если им удастся просто тихо уйти в тень и пропасть из поля зрения. Потакать им и прикрывать их бесконечный пир во время чумы уже никто не будет. Напускное самолюбование и самопиар померкнут перед реальным героизмом, реальными делами и реальной политикой.

Шоу-бизнес, высокооплачиваемые спортсмены и артисты, мастера разговорного жанра от политики — это лишь внешний фон. Пересмотру неизбежно подвергнутся более глубокие основания элитного консенсуса. Эти процессы уже были запущены раньше, с задержанием министра Улюкаева, затем — семейного клана Арашуковых и так далее. Либеральная группа, которой фактически был доверен финансово-экономический блок правительства, со своими задачами системно не справлялась и подлежала мягкой зачистке. Тем более, что их позиции пошатнулись с приходом к власти в США Дональда Трампа, который также вступил в жёсткий клинч со своими представителями глобалистского клуба — патронами наших либеральных элит. Их "лебединая песня" и так подходила к концу, а сейчас их "помножат на ноль" гораздо быстрее.

В этом смысле усугубляющийся с каждым днём кризис и маячащий на горизонте режим ЧС — катализаторы уже запущенных процессов. Начать переформатирование всей системы и санацию элит по жёсткому сценарию раньше явно мешал международный контекст. В конце концов, вся нынешняя либеральная экономическая модель и Конституция были выбраны в 90-х потому, что никакой другой в мире тогда не было. Сейчас пришло время их пересмотреть и обнулить, сбросить "заводские настройки" ельцинской России.

Теперь запущенная конституционная реформа должна пойти по сценарию ещё большего централизма, национализации элит и усиления вертикали власти — с акцентом на патриотизм и суверенитет. Приход правительства технократов и деофшоризация экономики — лишь первые шаги. Скоро всем станет ясно, что благосостояние народов определяют не космополитическая элита, "креативный класс" и финансовые спекулянты, а деятельные патриоты. Сердцевину мира образуют не соросовские "открытые общества", голливудские актёры и офшорные бизнесмены, а множество патриотов. Сердцевиной нового мира станут создатели и созидатели.

В этом не будет ничего нового, искусственного и революционного. Мир просто вернётся из виртуальности в реальность — к подлинным проблемам, настоящей экономике, истинным героям и лидерам. Врать, спекулировать, торговать воздухом и надувать информационные пузыри в новых условиях уже не получится, увильнуть от реакции верховной власти и народного гнева — тоже.

Новую реальность будут строить победители — носители таких подлинно человеческих качеств, как лидерство, мужество, жертвенность и честность. Точно так же, как 75 лет назад послевоенную страну строило поколение победителей, на деле доказавших свой элитарный статус. С такими людьми мы за считанные годы восстановили государство и бросили вызов мировому гегемону.

Реальную элиту и подлинных творцов видно в самые тёмные времена невзгод и испытаний. Возможно, именно ради этого мы должны пережить эпидемию и победить в надвигающейся войне.

1.0x