Форма у моряков конечно красивая, что у военных , что у гражданских. Золото на чёрном. Китель отцовский, капитана дальнего плавания, с четырьмя золотыми нашивками, с петлёй так и хранится, аккуратно сложенный в специальном пакете на полке шифоньера.Да и в обще, всегда и везде, теплоходы белые, красивые и корабли боевые стремительные,с форштевнями острыми привлекали к себе пристальное внимание. Моряки люди надёжные и знающие очень много, потому что море шуток не любит и требует к себе уважение. Россия, Большая Россия или Союз Советский страна конечно континентальная. Просторы необъятные, лесные и таёжные, горы высокие со снежными шапками и поля бескрайние, а кровеносные сосуды рек наших великих протянулись с юга на север. Всё это верно и конечно правильно, но выход к морю или океану, подобен глотку чистого , свежего воздуха. Смотришь вдаль, а за далью этой, истина наверное скрывается.Да и моря омывают страну разные. Каспийское конечно тёплое, но бывает так огрызнётся штормом, что мало не покажется.Балтийское и тёплое и холодное одновременно. Купайся сколько хочешь, не замёрзнешь. Балтика к тому же ещё и очень красивая. Смотришь порою на море и не насмотришься. Море Охотское конечно суровое, здесь юг перемешался с севером. Шторма бывают очень жестокие и замерзает море Охотское, но море Охотское очень хлебосольное и богатое, как скатерть-самобранка и к себе всех манит. Можно ещё конечно продолжить про море Азовское и море …,но надо иметь вкус художественный, а у меня этого вкуса, как раз и не хватает.
Но флот это конечно очень дорого. А всё начинается с проектирования и здесь необходимы грамотные и квалифицированные инженеры-корабелы, которые из воздуха не возникнут. Инженеров этих надо подготовить в институтах кораблестроительных, на разных факультетах, а корпуса институтов надо ещё и построить. Одним словом начать и кончить. Далее нужны комбинаты металлургические и станы прокатные, чтобы сталь судостроительную эту изготовить, но помимо стали необходимы машины и механизмы, шпили и брашпили, якоря и цепи якорные, двигатели главные, редуктора, дизель-генераторы, насосы топливные, масляные, балластные, двери, люки и крышки, стёкла иллюминаторные, щиты силовые распределительные, кабель разного сечения, мебель, фурнитура разнообразная, рулевые машины и подруливающие устройства, радиолокационные-станции, аппаратура поисковая, ну и так далее и тому подобное. Можно даже захлебнуться от перечисленного, но это только часть необходимого. Можно и проджолжить, но лучше не надо и перечисленного хватает...
Ну, а теперь о главном, о кадрах, которые, как сказал Иосиф Виссарионович, всё и всегда решают. Училища военно-морские и мореходные раскинулись по всей территории страны Советов. Были подобные заведения учебные и в Российской империи и тут связь конечно очень хорошо прослеживается. В городе нашем была и «мореходка» имени Героя Советского Союза Кафура Мамедова и ВВМУ имени Сергея Мироновича Кирова. В «кировке» учились мои друзья школьные, а в «мореходке» отец и старший брат. Моряки, из всех перечисленных, получились отменные и с морем они сроднились навсегда. Кто на мостике крейсера или корабля большого противолодочного, или танкера многотысячного, или парома железнодорожного служили беззаветно любимой Советской Родине.
Ну, а теперь о цифрах. Цифры бывают конечно сухие, но если постараться, то и в цифрах можно разглядеть прекрасную симфонию.На 1 января 1990 года, по данным морского Регистра СССР моской флот состоял из 8166 судов! Суммаарная валовая вместимость, этих судов, составляла 27 395 787 рег т, дедвейтом 31 097 885 т и мощностью энергетических установок 19 774 587 кВт, а по типам энергетических установок суда советского морского флота распределялись: паровые поршневые-57 судов, с паровыми турбинами- 13 судов, газотурбинные-9, атомными 6 судов, паротурбоэлектрическими -1,дизельными 7523, дизель-электрическими — 557. Дизель-электрические это конечно же в первую очередь паромы на линиях Баку-Красноводск и Холмск-Ванино. А в обще, с учётом всего количества судов, как самоходных, так и не самоходных, поднадзорных москому Регистру, состав советского морского флота достигал 17 102 судов, суммарной валовой вместимостью 30 806 973 рег т. В 1990 году вступил в строй тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов", а всего в составе военно-морского флота находилось , на тот момент, 260 подводных лодок(кроме оснащённых стратегическими баллистиченскими ракетами) в том числе 113 атомных, 157 крупных надводных кораблей (крейсера,эсминцы, БПК, в том числе и четыре авианесущих корабля и 41 десантный). Продолжилось строительство четвёртого ракетного атомного крейсера "Юрий Андпропов" водизмещением 24 000 тонн, мощностью 103 000кВт и скоростью 30 узлов. Одним словом не корабль, а мечта. Настоящий шедевр советских корабелов. Подобных кораблей не было на тот момент ни у кого в мире, да и сечас наверное...Проект 1144 "Орлан" это как прорыв, как мечта русских, советских моряков и корабелов и послание будущим поколениям. Даже в его сокращённом, царапающем горло, словосочетании ТАРКР прячется какая-то великая тайна нашего Советского мира. Мира любви , справедливости и доброй надежды!
Вот такое было время, флот и люди, а контроль над морем это только блестящая остроконечная вершина Великой Советской цивилизации...