пнвтсрчтптсбвс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Сегодня 02 июня 2025
Сообщество «Форум» 11:32 23 декабря 2018

Контрасты в романе Виктора Гюго "Отверженные"

"Гавроши" наших дней

На фото - Энн Хэтэуэй в роли Фантины

Если говорить о контрастах, то, в первую очередь, надо вспомнить о том, что Константин Федин называл Гюго «фантастическим лепщиком контрастов» (№20, стр.155).
Борьба для писателя – это всегда битва добра и зла, «черного» и «белого». Именно в преодолении Зла и конечной победе Добра, в нравственном прогрессе, заключается для зрелого Гюго смысл истории.
Зло, это общество, заставляющее Фантину сначала разлучиться со своей дочерью и работать с утра до ночи на фабрике, а затем и стать проституткой. Если бы общество было хорошим, то и добрая милая Фантина никогда бы не стала на скользкий путь. Фантина соткана из противоречий, она доверчива, как ребёнок, но жизнь её столь тяжела, что хрупкой девушке не под силу. Сначала она отрезает на продажу свои волосы, затем продаёт свои зубы, но, чем уродливее становится её внешность, тем больше нам нравится эта героиня, её самопожертвование ради любви к своей дочери.
Другой французский поэт ХIХ века, Эжен Потье, клеймит позором нацию, так плохо относящуюся к женщине. Вот отрывки из его стихотворения «Мадлена и Мария». Строчки о Мадлене словно бы написаны про Фантину.
«Cвой саван стелет смерть на койке госпитальной.
Мадлена умерла. Ей было двадцать лет.
Но до того, пока покров земли печальный
Упал на гроб, она уже была скелет.

Взгляните на портрет. Её веселья жрицей
Посмеют ли назвать? А город, что ни час,
Ей стоки открывал, чтоб в яму оступиться.

Какой позор для нас! Какой позор для нас!

Усни и отдохни, несчастная Мадлена.
Ах, только шаг один с постели к мостовой!
Мы видим каждый день, Мадлена и Мария,
Как гибнут девушки, похожие на вас.

Я негодую, я кричу в сердца глухие:
«Какой позор для нас! Какой позор для нас!»» (№ 21, стр.51).

Другой пример героя романа, который как бы весь соткан из противоречий – это Гаврош. Он «дерзкий и простодушный, циничный и детски наивный, говорит на воровском жаргоне, водится с обитателями городского дна, но отдаёт последний кусок хлеба голодному и защищает слабых; он презирает власти, ненавидит богачей, не боится ни бога, ни чёрта и встречает смерть насмешливой песенкой» (№ 6, стр.136). Не случайно Морис Торез называл его «изумительным Гаврошем»!
А «Гавроши» наши времён? Каковы они в нашей современной действительности?, .
Снятый не то в тридцатые, не то в сороковые годы фильм «Гаврош» волнует мою душу. Тут многое кажется знакомым. И Гаврош, ночующий в скульптуре, напоминает одну знакомую девочку, которая много лет прожила на улице. И в недостроенном доме упала со строительных лесов. А через двадцать лет из-за этого далёкого падения заболела раком, выжила, но осталась инвалидом. И до сих пор всё такая же весёлая и смешливая, как в детстве.
Из записок воспитателя детского приюта (2015):
« Я хочу стать вором! – сказал мальчик воспитателю в приюте, - Вор – очень престижная профессия, которая приносит много денег» (№14, стр.62). «У Вовы Н. родители много пили и оба погибли в результате пьяных суицидов. Вова в свои 15 лет уже и сам познал вкус алкоголя, наркотиков, периодически нюхает клей и морилку. А ещё он садист, издевательства над другими детьми – над теми, кто сам не может дать отпор – приносят ему явное наслаждение. Он может врать прямо в глаза и делает это с презрительной усмешкой даже тогда, когда его поймали на месте очередного происшествия» (№14, стр.62).
К сожалению, этот портрет тверского «гамена» будет намного хуже Гавроша.
А неумолимая статистика добавляет и усугубляет данный портрет:
«Больше половины подростков-мальчиков пробовали хотя бы раз в жизни наркотик, пятая часть девочек знает вкус токсического вещества. Более того, регулярно принимать токсические препараты решается уже 45 процентов тинэйджеров мужского пола, и практически каждая пятая девочка – также наркоман со стажем» (№14, стр.47).
«Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011 году составило 654,4 тыс. человек (2,6 процента детского населения), из них 82 процента стали социальными сиротами из-за лишения родителей родительски прав, от каждого десятого ребёнка родители отказались при рождении» (№14, стр.47).
Самый яркий пример отверженного жизнью человека, это, конечно, главный герой – Жан Вальжан. Литературоведы пишут о том, что история Жана агиографична: «Это житие грешника, ставшего великим праведником» (№ 4, стр. 150). Но грешен ли на самом деле человек, укравший хлеб для семерых голодных детей и их матери??? И этот вопрос тоже несёт в себе противоречие – противоречие (контраст) между законами человеческой жизни и сводами книжных, оторванных от жизни законов.
Именно этот вопрос доводит до самоубийства Жавера.
Хорошо, что наши депутаты в Государственной Думе наконец-то перед Новым годом(2016 - Н.Д.) додумались до того, что за подобные преступления – за кражу батона или куска мяса – нельзя наказывать строго.
Да, и о Жавере. Он почувствовал, что благодаря Вальжану начинает становиться человеком, а не статуей, которой он был всю свою жизнь. Но его сознание не смогло выдержать такой контраст – из злого превратиться в доброго, из человека немыслящего в думающего. В нём было что-то от робота. И этот робот сломался под напором мыслей и чувств. То, что на его зло ответили добром, было вне его понимания жизни.
В целом, «в «Отверженных» В.Гюго противопоставлял одного героя другому: Жана Вальжана – Жаверу и т.д.
Приведу несколько примеров контрастов в тексте:
О поездке епископа Мириэля в местность, где хозяйничали грабители: «Посмотрите, как меня ограбили!» - сказал он и открыл чемодан, набитый драгоценностями из собора Амбренской Богоматери, которые ему подарили грабители»(№8, стр.48). Данный контраст автор использует для того, чтобы показать уникальность епископа, он-де такой порядочный человек, что даже грабители дарят ему подарки!
Или такие волнующие читателя слова Вальжана в разговоре с Мариусом: «Когда-то, чтобы жить, я украл хлеб; теперь, чтобы жить, я не желаю красть имя» (№9, стр.491). За этим контрастом стоит долгий и трудный путь преобразования Жана.
Еще несколько контрастов, найденных мною в романе. Это, например, долгое описание конвоя с каторжниками, жуткое описание, и всего через страницу от него описание праздника.
Другой очень важный для романа контраст. Он в поведении Фантины – она сначала ненавидит Мадлена, затем обожает его, а, когда узнаёт, что он не привёз Козетту, и что он – совсем не Мадлен, то уже не в состоянии опять перейти к ненависти, она просто начинает умирать, то есть происходит переход от обожания к смерти.
В тексте романа Виктор Гюго сравнивает тюрьму и преступников с монастырём и монахинями, но это не контраст. Он, наоборот, хочет показать, как много общего есть у тюрьмы и монастыря, как похожи эти два учреждения!
(продолжение следует)

Библиография
4. Все герои произведений зарубежной литературы. Школьникам и абитуриентам. Составитель Е.В.Авросимова. АСТ издательство, Олимп, Москва, 1998.
6. Е.В.Высоцкая. Вся зарубежная литература в пересказе для школьников. Минск, «Современный литератор», 2000.
8.Виктор Гюго. Отверженные. Роман. Том 1. Москва, издательство «Правда», 1979.
9.Виктор Гюго. Отверженные. Роман. Том 2. Москва, Гослитиздат, 1958.
14. Мы в ответе за будущее. Материалы Всероссийской Конференции «Будущее наших детей» (11 апреля 2015г.). Москва, 2015, Движение «В защиту детства».
20. М.Трескунов . Роман Виктора Гюго «Девяносто третий год». Москва, «Художественная литература», 1981.
21. Эжен Потье. Избранные стихотворения. Государственное издательство «Художественная литература, Москва, 1938.


1.0x