Авторский блог Александр Дугин 00:24 7 апреля 2023

Концепция внешней политики как апофеоз многополярности и катехизис суверенитета

фундаментальный акт в процессе деколонизации самой России

31 марта президентом РФ Владимиром Путиным утверждена новая концепция внешней политики. Её вполне можно считать финальным аккордом тех перемен в геополитическом и цивилизационном сознании российской власти, которые начались 23 года назад с приходом Путина к власти. Только сейчас в этой версии доктрина внешней политики России приобретает отчётливый контрастный и недвусмысленный вид. Она на сей раз свободна от двусмысленностей и недосказанностей.

Это полноценная открытая программа действий великой суверенной континентальной державы, объявляющей о своём видении грядущего миропорядка, о его параметрах и основах и одновременно выражающей железную волю к строительству именно такой архитектуры, несмотря на любой уровень противостояния с теми, кто попытается жёстко препятствовать этому и навязать России внешний план, вплоть до превентивного ядерного удара.

В концепции введены и использованы все основополагающие термины, непротиворечиво и последовательно отражающие теорию многополярного мира и евразийское толкование цивилизационной сущности России. Итак, победа сторонников суверенного пути исторического бытия России получила окончательное закрепление в фундаментальном программном стратегическом документе. Такая полная и непривычная ясность и последовательность в формулировках и определениях является, безусловно, следствием войны с коллективным Западом, которая вступила в прямую и ожесточённую форму, где на кону находится само бытие России. И не только выиграть, а просто вести такую войну без ясных принципов, правил и установок просто невозможно.

В новой концепции ясно изложены те правила, которые Россия принимает и с которыми она соглашается. Более того, которые она впервые, по сути, формулирует. Эти правила прямо противоположны глобалистской стратегии, однополярности и либеральной теории международных отношений. Если раньше Россия старалась подыскивать компромиссные формулировки, которые отражали бы и волю к суверенитету, и поиск компромисса с Западом, то теперь всё иначе: Россия – это государство-мир, страна-континент, представляющая собой самостоятельную цивилизацию – со своими ориентациями, целями, истоками, ценностями, со своей неизменной и не зависящей ни от каких внешних сил идентичностью. Как ни бились российские западники и либералы против "особого пути", теперь он утверждён законодательно и является главным положением внешней политики. Несогласным придётся либо это принять, либо встать в открытую оппозицию.

Патриоты, евразийцы, сторонники полного цивилизационного суверенитета 31 марта 2023 одержали, наверное, самую внушительную и наглядную победу за всю постсоветскую эпоху. Идея русского евразийского пути во внешней политике восторжествовала. Концепция была разработана в МИД и подписана президентом. Вот на этой дуге сейчас и располагается русский субъект – становой хребет полноценного стратегического суверенитета.

Принятие такой серьёзной и внутренне когерентной концепции потребует соответствующих изменений и военной доктрины, а также огромной организационной работы по приведению институтов исполнительной власти, а также образования и информации в соответствие с совершенно новыми силовыми линиями. Свою роль в этом процессе призван сыграть и Совбез.

Если страна отныне не просто идёт своим особым русским путём, но и прямо заявляет об этом, это меняет, по сути, всё. Даже заигрывать с Западом и его "правилами" и "критериями" дальше не имеет смысла. Глобалистский либеральный Запад сам отрезал от себя Россию и, более того, вступил с ней в прямое военное противостояние. Новой доктриной внешней политики Россия лишь фиксирует такое положение дел.

Маски сброшены: мы решительно за многополярный мир, а те, кто против, кто стремится любой ценой сохранить однополярный миропорядок, названы не "партнёрами", "коллегами" или "друзьями", а прямыми врагами, по которым при необходимости Россия готова первой нанести превентивный ядерный удар.

Таким образом, вся картина внешней политики и процессов, развёртывающихся на международной арене, вошла в фокус и стала полностью симметричной. Глобалистские элиты современного Запада не скрывают, что намерены уничтожить Россию, свергнуть и привлечь к суду её лидера, разрушить любые инициативы в сторону многополярного мира. Они массовым образом поставляют оружие украинским неонацистам и разжигают повсюду русофобию, приписывая себе право действовать по своему усмотрению в любой точке земного шара.

Россия наконец-то отвечает им тем же. Мы понимаем ваши намерения и вашу логику. Но мы её полностью отвергаем. Мы намерены отстаивать своё бытие и свой суверенитет любыми средствами, готовы за это воевать и платить любую цену.

Принятая концепция внешней политики строится на фундаментальном положении – Россия провозглашается:

– "самобытным государством-цивилизацией",
– "обширной евразийской и евротихоокеанской державой",
– осью, вокруг которой "сплотился русский народ и другие народы",
– ядром особой "культурно-цивилизационной общности Русского мира".

Это и есть главное. Это ответ на далеко не такой простой, как кажется, вопрос: кто мы? Именно из такого самоопределения и вытекает многополярность, на которой строится всё остальное. Если мы имеем дело с цивилизацией, то она не может быть частью иной цивилизации. Значит, Россия не часть западной цивилизации (как утверждалось в прежних версиях концепции внешней политики), а самостоятельная, суверенная, незападная цивилизация, то есть Русский мир. Вот главный принцип, на котором отныне строится внешняя политика России.

Путин прошёл за 23 года долгий путь – от первых осторожных, но решительных попыток восстановить почти полностью утраченный 1990-е годы суверенитет России как государства – с признанием того, что Россия (правда, суверенная) является частью западного мира, частью Европы (от Лиссабона до Владивостока) и разделяет в целом западные ценности, правила и установки – до полноценной фронтальной конфронтации с коллективным Западом, с прямым отвержением его гегемонии, отказом от признания его ценностей, принципов и правил универсальными и строго принимаемыми Россией.

Подпись, поставленная Путиным 31 марта 2023 под новой концепцией внешней политики, означает, что путь от суверенного государства в контексте общей западной либеральной глобалистской цивилизации до суверенной цивилизации, Русского мира и самостоятельного полюса пройден окончательно. Россия больше не Запад. Первыми это провозгласили на Западе, начав с нами войну на уничтожение. После года СВО это утверждаем и мы. Не с сожалением, а с гордостью.

В приведённом определении России есть четыре слоя, каждый из которых представляет собой важнейший концепт внешней политики.

1. Утверждение, что Россия является государством-цивилизацией, означает, что мы имеем дело не с простым национальным государством по логике Вестфальской системы, а с чем-то гораздо большим. Если Россия – государство-цивилизация, то её надо сравнивать не с какой-то отдельной западной или незападной страной, а например, с Западом в целом. Или с другим государством-цивилизацией – таким как Китай или Индия. Или просто с цивилизацией, представленной многими государствами (как исламский мир, Латинская Америка или Африка). Государство-цивилизация – не просто очень большое государство, это как древние империи, царство царств, государство государств. Внутри государства-цивилизации могут располагаться и даже быть довольно автономными различные политические образования. По словам К. Леонтьева, это цветущая сложность, а не линейная унификация, как в обычных национальных государствах Нового времени.

2. Но в то же время Россия названа "обширной евразийской и евротихоокеанской державой", то есть она есть сильное суверенное государство, обладающее континентальным масштабом. Евразийцы называют это "государство-континент". Прилагательное "обширный" использовано не как чисто описательное. Настоящим суверенитетом могут обладать только "обширные" державы. Здесь мы видим прямую отсылку к понятию "большого пространства", которое является необходимым компонентом полноценного стратегического суверенитета. Та держава, которая не отвечает этим требованиям, по-настоящему суверенной быть не может. Евразийский и евротихоокеанский характер России прямо указывает на полное признание евразийской геополитики и её базовых положений. Россия-Евразия в философии евразийцев является концептом, противоположным интерпретации России как одной из европейских стран. Сам используемый термин "держава" следует толковать как синоним Империи.

3. Очень важно упоминание о русском народе и других народах, разделяющих с русскими их историческую и геополитическую, цивилизационную судьбу. Русский народ стал народом из различных восточнославянских, финно-угорских и тюркских племен именно в процессе исторического державостроительства. Строя государство, народ создавал и самого себя. Отсюда неразрывная связь русских с их независимой и суверенной государственностью. Но в то же время это указание и на то, что государство было создано русским народом, хранимо и поддерживаемо им.

4. Введение понятия "Русский мир" в тело концепции внешней политики в высшей степени показательно. Государство никогда – за редким исключением – не совпадает с границами цивилизации. Всякий раз вокруг его установленных границ оказываются зоны интенсивного влияния цивилизационного начала. Русский мир – это очерченная историко-культурная область, которая, безусловно, относится к России как цивилизации, но не всегда находится в составе российской державы. В некоторых случаях при наличии гармоничных и дружественных отношений между странами Русский мир вполне может гармонично существовать по обе стороны границы. Но при наличии межгосударственных конфликтов государство-цивилизация, а Россия именно такова (согласно данной концепции внешней политики), имеет все основания встать на защиту свой цивилизации – и в самых критических случаях игнорируя сами границы. Таким образом, концепт Русского мира в общем контексте определения России проясняет логику её действий на постсоветском пространстве и, в частности, придает СВО доктринальную легитимность и идеологическую обоснованность.

Из принципиального определения статуса России как суверенной цивилизации вытекает всё остальное. Не испытывая больше необходимости конформировать с глобальным Западом, Москва в новой концепции внешней политики прямо и жёстко обрушивается на евроцентризм, чётко и в ясных выражениях отвергает гегемонию Запада, приравнивает процесс глобализации к новому витку империализма и колониализма.

Текст концепции утверждает, что центр человечества неуклонно смещается в незападные регионы планеты – в Азию, Евразию, Африку, Латинскую Америку.

Необратимо уходит в прошлое неравновесная модель мирового развития, которая столетиями обеспечивала опережающий экономический рост колониальных держав за счёт присваивания ресурсов зависимых территорий и государств в Азии, Африке и Западном полушарии. Укрепляется суверенитет и увеличиваются конкурентные возможности незападных мировых держав и региональных стран-лидеров.

Это и есть суть многополярности. Запад не только утратил технические возможности оставаться мировым гегемоном в политике, экономике, промышленности, но и лишился морального права на лидерство.

Человечество переживает эпоху революционных перемен. Продолжается формирование более справедливого, многополярного мира.

В этом контексте позитивной программой России объявляется стремление и дальше укреплять многополярность, активно взаимодействовать с другими государствами-цивилизациями (прежде всего с Китаем и Индией), всемерно поддерживать различные региональные интеграционные объединения и ассоциации.

В целях содействия адаптации мироустройства к реалиям многополярного мира Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание (…) укреплению потенциала и повышению международной роли межгосударственного объединения БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Содружества независимых государств (СНГ), Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), РИК (Россия, Индия, Китай) и других межгосударственных объединений и международных организаций, а также механизмов с весомым участием России; поддержке региональной и субрегиональной интеграции в рамках дружественных многосторонних институтов, диалоговых площадок и региональных объединений в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Латинской Америке, Африке и на Ближнем Востоке; (…) конструктивному диалогу, партнёрству и взаимообогащению различных культур, религий и цивилизаций.

Мир необратимо становится многополярным, однако старый однополярный порядок не собирается сдаваться без боя. В этом и состоит главное противоречие современной эпохи. Именно оно объясняет смысл основных процессов в мировой политике. Дело в том, поясняет концепция, что либеральный глобалистский Запад, понимая, что дни его лидерства сочтены, не готов признать новые реалии и в агонии начинает отчаянно сражаться за сохранение своей гегемонии.

Именно этим и объясняются большинство мировых конфликтов и, прежде всего, враждебная политика западных элит по отношению к России, ставшей объективно одним из наиболее очевидных и последовательных полюсов многополярного уклада. Именно за то, что Россия объявила себя государством-цивилизацией, отказываясь от признания универсальности западного миропорядка и его правил, то есть однополярной модели мироустройства, она и стала объектом атаки со стороны Запада, выстроившего против России широкую коалицию недружественных стран и прямо поставившего перед собой цель лишить Россию суверенитета.

Рассматривая укрепление России в качестве одного из ведущих центров развития современного мира, считая её самостоятельную внешнюю политику угрозой западной гегемонии, Соединённые Штаты Америки (США) и их сателлиты использовали принятые Российской Федерацией меры по защите своих жизненно важных интересов на украинском направлении как предлог для обострения многолетней антироссийской политики и развязали гибридную войну нового типа. Она направлена на всемерное ослабление России, включая подрыв её созидательной цивилизационной роли, силовых, экономических и технологических возможностей, ограничение её суверенитета во внешней и внутренней политике, разрушение территориальной целостности. Такой курс Запада приобрёл всеобъемлющий характер и закреплён на доктринальном уровне.

Перед лицом этой конфронтации, которая и является главным содержанием перехода от однополярности к многополярности, притом что этот переход Запад всячески стремится затормозить или прервать, Россия как суверенное государство-цивилизация, как устойчивый и надёжный, уже состоявшийся полюс многополярного мира заявляет о своих твёрдых намерениях не сходить с выбранного курса, чего бы это ни стоило.

В ответ на недружественные действия Запада Россия намерена отстаивать своё право на существование и свободное развитие всеми имеющимися средствами.

Это, безусловно, включает в себя право использовать против врага (которым в данных условиях является именно коллективный Запад, стремящийся любой ценой сохранить однополярность и продлить свою гегемонию) в случае прямого нападения и даже в превентивных целях любых видов вооружений – вплоть до ядерных и новейших разработок. Если самому существованию суверенной России, Русскому миру будет угрожать смертельная опасность, Россия в этом случае готова идти так далеко, как это потребуется.

В новой концепции определены условия нормализации отношений и со странами Запада, причём англосаксонские страны, отличающиеся на данном витке эскалации особенной враждебностью к России, выделены особым образом. Восстановить партнёрство возможно только при условии отказа недружественных сегодня стран Запада и их сателлитов от русофобии. По сути, это ультиматум, требующих от Запада принять условия многополярности, потому что суть русофобии в геополитическом контексте есть не что иное, как упорный отказ западных глобалистских элит признать право суверенных государств-цивилизаций идти своим собственным путём. Только за это Россия и сражается сегодня на Украине. Без контроля над Украиной, как известно любому геополитику, полноценного геополитического цивилизационного суверенитета у России не будет.

В этом и состоит значение Русского мира, который не совпадает с границами национальных государств, но при формировании полюса и переходе к государству-цивилизации его части не могут оставаться под контролем враждебных геополитических структур. Дружескими и нейтральными – да (как показывает пример союзной Беларуси), и тогда их национальному суверенитету ничего не угрожает. Напротив, Россия готова выступать их гарантом и всячески содействовать их укреплению – в экономической политической и военно-стратегической областях. Но попытка оторвать часть Русского мира от основной России будет пресекаться любыми способами. Что сейчас и происходит.

Во второй части концепции внешней политики описаны конкретные стратегии развития отношений России с мировыми регионами – евразийская интеграция постсоветского пространства, выстраивание приоритетного партнёрства с Китаем, Индией, исламским миром, Африкой и Латинской Америкой. В каждом направлении выделяются приоритеты, векторы и конечные цели. Обращение к странам Запада довольно сдержанное. Но под взвешенными дипломатическими формулами легко читается следующее:

если народы Запада найдут в себе силы, поднимутся на восстание и сбросят диктатуру маниакальной гегемонистской элиты, ведущей цивилизацию в бездну, выдвинут настоящих лидеров и приведут к власти те силы, которые будут действительно защищать их национальные интересы, лучшего друга и союзника, чем Россия, им не найти. Но активно содействовать, вмешиваясь во внутренние процессы политической жизни недружественных стран, Россия всё же не намерена и подчёркивает уважение к любому суверенному выбору западных обществ. Есть у России достойный ответ и в случае прямой конфронтации с враждебными державами, если те перейдут роковую черту. Но лучше бы её никому не переходить.

Новая версия концепции внешней политики – это фундаментальный акт в процессе деколонизации самой России, её освобождения от внешнего управления.

Если всерьёз отнестись к её положениям, то уже сейчас необходимо приводить в соответствие с ними деятельность МИД, базовых образовательных заведений (прежде всего, МГИМО, где до сих пор преобладают совершенно иные парадигмы), реформировать Россотрудничество, Русский мир, содействовать новым течениям народной дипломатии, признающим Россию как суверенную цивилизацию, таким как Международное движение русофилов (МДР).

Но утверждение России как государства-цивилизации имеет огромное, решающее значение и для внутренней политики. Ведь нельзя во внешней политике действовать как государство-цивилизация, а во внутренней политике оставаться пусть суверенной, но частью либеральной западноцентричной системы, разделяя её подходы, ценности и принципы. Внешняя политика всегда тесно связана с внутренней. И вот здесь России, чтобы отстоять свой суверенитет, придётся в самое ближайшее время приступить к серьёзным и глубоким реформам. Если у нас есть, можно смело сказать, суверенная внешняя политика, то необходимость суверенной внутренней политики нам только ещё предстоит как следует осознать.

Список литературы:

Работы автора:

Дугин А.Г. Ноомахия. Геософия. Горизонты и цивилизации. М.: Академический проект, 2017.

Дугин А.Г. Ноомахия. Иранский Логос. Световая война и культура ожидания. М.: Академический проект, 2016.

Дугин А.Г. Ноомахия. Великая Индия. Цивилизация Абсолюта. М.: Академический проект, 2017.

Дугин А.Г. Ноомахия. Англия или Британия? Морское могущество и позитивный субъект. М.: Академический проект, 2015.

Дугин А.Г. Ноомахия. Цивилизации Нового Света. Прагматика грез и разложение горизонтов. М.: Академический проект, 2017.

Дугин А.Г. Ноомахия. Русский историал. Народ и государство в поисках субъекта. М.: Академический проект, 2019.

Дугин А.Г. Ноомахия. Желтый Дракон. Цивилизации Дальнего Востока. Китай. Корея. Япония. Индокитай. М.: Академический проект, 2017.

Дугин А.Г. Ноомахия. Логос Африки. Люди черного солнца. М.: Академический проект, 2018.

Дугин А.Г. Теория многополярного мира. М.: Академический проект, 2015.

Дугин А.Г. Международные отношения (парадигмы, теории, социология). М.: Академический Проект, 2014.

Дугин А. Г. Геополитика. М.: Академический проект, 2014.

Дугин А. Г. Геополитика России. М.: Академический проект, 2012.

Общая библиография:

Бауман З. Текучая современность — Санкт-Петербург: Питер, 2008.
Бжезинский З. Великая шахматная доска: господство Америки и его геостратегиче¬ские императивы. М.: Международные отношения, 1998.
Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск: Полиграмма, 1993
Бурдье П. Социология социального пространства. М.: Институт экспериментальной социологии. СПб.: Алетейя, 2007.
Валлерстайн И. Исторический капитализм. Капиталистическая цивилизация. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008.
Валлерстайн И. Миросистемный анализ: Введение. М.: Издательский дом «Территирия будущего», 2006.
Генон Р. Восток и Запад. Великая триада. М., 2005.
Генон Р. Кризис современного мира. М.: Арктогея, 1991.
Генон Р. Царство количества и знаки времени. М., 2004.
Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть Государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. М., 1991. Т. 2.
Грамши А. Тюремные тетради. М.: Издательство политической литературы, 1991.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1992.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-романскому. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета; Издательство «Глаголь», 1995.
Киссинджер Г. Дипломатия. М.: Ладомир, 1997
Киссинджер Г. Нужна ли Америке внешняя политика? М.: Ладомир, 2002.
Клаузевиц К. О войне. М.:Эксмо, СПб.: Мидгард, 2007.
Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1950.
Лист Ф. Национальная система политической экономии. М.: Европа, 2005.
Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. М.: Азбука-классика, 2009.
Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Кучково поле, 2007.
Миллс, Ч.Р. Властвующая элита. М.: Иностранная литература, 1959.
Негри А., Хардт М. Империя. Москва: Праксис, 2004.
Негри А., Хардт М. Множество: война и демократия в эпоху империи. М.: Культурная революция, 2006.
Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М.: Астрель, 2006.
Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.
Трубецкой Н.С. Европа и человечество // Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. М.: Аграф, 2001.
Фуко Мишель. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М.: Праксис, 2002.
Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: АСТ, 2004.
Шмитт К. Диктатура. От истоков современной идеи суверенитета до пролетарской классовой борьбы. СПб.: Наука, 2005.
Шмитт К. Номос Земли: Civitas Terrena. М.: Владимир Даль, 2008.
Шпенглер О. Закат Европы. Образ и действительность. М.: Наука, 1993.

Публикация: Katehon

1.0x