Авторский блог Александр Лобызов 00:11 10 декабря 2018

КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА: ПОКАЯНИЕ

Рассматривая тему конституционной реформы нам не удастся обойти вопрос о политической оценке архипастырями РПЦ советского периода российской истории, о политических приговорах вынесенных ими прорабам и творцам социалистического строительства нового общества, героически сложивших головы “за други своя”.

Провидец нестроений современности преподобный Серафим Вырицкий, свидетель истории, оставил нам в помощь и научение призыв к покаянию. Но, обращаясь к грядущим поколениям он взывал не только к “святорусскому сермяжному богатырю” и мирскому люду, но и к духовенству, которое его так и не услышало. Сжигая мосты своим политическим приговором РПЦ поставила себя в сложное положение, и чем дальше, тем сложнее будет путь к покаянию, а “пасомого стада” к согласию.

Возникший раскол “православных” церквей на Украине хоть и инспирирован извне, но имеет под собой социальную почву. А, значит имеет два аспекта: социальный и политический. Подоплёка и скрытая причина всему - цивилизационный кризис и, как следствие, раскол в обществе.

В общественной дискуссии по существу конституционной реформы у граждан России нет альтернативы разработке научно-теоретической основы - Доктрины российской государственности. Поэтому, я призываю публичных служителей РПЦ отбросить политику и руководствоваться Истиной и здравым смыслом, когда вопрос о реформе стоит для государства и общества ребром. Рискуя оказаться по разные стороны идеологических баррикад с изверившимся “православным” народом. Не пришлось бы делать свой выбор в условиях братоубийственных социально-политических процессов, будучи так или иначе вовлеченной в них по своей беспечности и малодушию.

Своё отношение к религии и церкви в светском государстве сформулирую кратко: церкви должны соревноваться в человечности своих прихожан, а не слов, произносимых “служителями культа”.

Человекообразие пасомого стада — вот критерий, вот плод по которому следует судить о церкви и её социальном статусе.

Ниже приведу обращение к Предстоятелю Русской Православной Церкви Патриарху Кириллу в очередную годовщину интронизации 1 февраля 2016 года (без купюр). Письмо не предполагало ответа. Но, ответ из “суконной” канцелярии Патриарха за подписью высокоуполномоченного клерка всё-таки пришёл, и немало огорчил своей канцелярщиной и формализмом. Лучше бы его не было!

Кратко, суть такова: "Спасибо за любовь и беспокойство, конечно, но в свете решений и последних постанослений от..., и от... РПЦ не занимается политикой!"

В действительности, как мы видим, всё обстоит иначе. Считаю не лишним вернуться к теме, а о предмете судить читателям:

"Ваше Святейшество!

Христианский долг призывает поделиться с Вами лишь теми размышлениями о социально-общественной значимости и роли Церкви в государственном собирательстве, которые вызывают огорчение, нарушают внутренний мир православного человека.

К кому как не к Предстоятелю могут быть обращены слова надежды об исцелении заблуждений и немощей больного общества по слову и молитве Вашей, Владыко? Мирянину не подобает обсуждать вопросы церковной политики, не подобает и молчать, если совесть подсказывает иное. Прошу за то о снисхождении, Вашего Преосвященства! Давно лежали эти строки "в столе", да и покоились бы еще, пока не стало очевидным, что пришло время соизмерить великую занятость и обремененность Вашу заботами о Русской Православной Церкви и её исторической миссии в современном мире, Святейший Владыко, с масштабом посылаемых нам испытаний, нашей сопричастностью, и ответственностью за все перед Господом.

Архипастырское слово на Крестовоздвижение в Иосифо-Волоцком монастыре, затем на конференции 18 ноября 2015 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия вселило надежду найти понимание, вероятно, не только моих чаяний и ожиданий. С большим вниманием ознакомился с докладом на внеочередном Архиерейском Соборе 1 февраля с.г. Услышал я в слове Вашем и боль, и сопричастность, и призыв к деланию!

Глобальный цивилизационный кризис снова поставил Россию перед выбором, но надо с грустью признать, что мы опять, как это уже случилось с нами на рубеже XX века, не готовы сделать его. С обреченностью приговоренного, беспечные, безразличные, больные и немощные, мы движемся к тому, когда невидимая рука разделит время "на до, и после". Разделит семьи, разделит судьбы, а потерявшее веру общество окажется по разные стороны баррикад. Новейшая история развития общественных отношений лишь подтверждают эту реальность. Глобальные социальные процессы выявили "новые" движущие силы современных революций: цинизм олигархической власти, с одной стороны, и радикализм, как защитная реакция общества, с другой. Степень разобщенности и нетерпимости имеют растущую динамику и являются сопровождающими факторами сползания общества к политическому кризису и социальному хаосу.

Не будучи искушенным в тонкостях работы Синодальной канцелярии уповаю на то, что если угодно Господу, и небесной Его канцелярии, то дойдет мирское слово раба Божия и до Патриарха, и принято будет без осуждения, к пользе, как исповедь кающегося перед Господом и милостивым Отцом о своих душевных нестроениях. Иного и не жду!

Изложу мысль по порядку:

Давно и с усердием медийные представители церкви воспевают царскую власть “золотого века”, умалчивая "прочие заслуги" Петра I и Екатерины II, прежде всего перед Русской Православной Церковью. Вся история династии Романовых предстает в их публичных заявлениях как эталон служения Государству, Православию, Церкви и обществу. Явным диссонансом звучат их оценки исторической эпохи Ивана Грозного и Сталина, как и их вклада в государственное строительство “царства благодати” на Руси.

Судить ушедшие исторические эпохи в угоду политике власти не только большой соблазн и искушение, но и серьезная ошибка церкви! XVIII век, как известно, начинался с пришествия "власти антихриста". Так называли современники режим, бездумно и жестоко насаждавший протестантизм и западничество в государственном строительстве. Для царской династии этот цивилизационный выбор стал роковым. Он привел Россию к кровавой революции 1917 года, стал главной причиной гражданской войны и безверия. Не в вероотступничестве ли русских царей "золотого века" и примкнувшей к ней, по политическим соображениям, церкви следует искать нам корни постигших Россию бед? В период синодальной “перестройки”, из политических соображений, церковь незаметно для себя растворилась во власти самодержца. Великая христианская добродетель, смирение, обернулось злом для Церкви, превратила ее из камертона, в инструмент власти. Власти, противоречащей христианской морали и нравственности. Оправдываясь по малодушию тем, что всякая власть от Бога.

Но, всякая ли ?! Не об этом ли нестроении сокрушался в IV веке (!) Иоанн Златоуст?

Эти вопросы возникают в связи с исподволь происходящей, не без участия церкви, легитимизацией самодержавия, как исконной для России формы политической власти. Вопрос о канонизации последнего Царя поднимается в ряду чуть ли не первоочередных, фундаментальных для общества и государственного устройства!? Задумаемся о последствиях! Все ли улеглось в сознании и в душе русского народа прежде, чем: будут написаны жития, а мощи станут предметом поклонения части православного общества и церкви, оставаясь предметом непростого выбора и разобщения верующих?

Одновременно с этим с необъяснимой настойчивостью и упорством в СМИ, при участии церкви, тиражируется штамп: “Царь - убит большевиками”. Обстоятельства и предшествующая убийству череда событий, их масштаб и география указывают на то, что заказчиком этого чудовищного для русского сознания преступления, вероятно, является не политическая партия заблудших и обманутых эпохой безверия и нигилизма русских романтиков-социалистов, нестяжателей и жертвенников - РСДРП(б), как кому-то хочется это представить, а другая, глобальная “политическая сила”. Ответ на эти вопросы и, одновременно, приговор - Политика. Облачась в священнические ризы, одежды Христа, пророчествовать и порицать эпохи - большое дерзновение... От чьего имени пророчествуют публичные церковные политики? Не по плодам ли учил Христос узнавать худое и доброе дерево? Смоквы ли, и виноград ли собрал русский народ к концу правления династии Романовых, принявших западничество в качестве доктрины государственного устройства православной державы с уникальной 700 - летней историей? Это был исторический выбор не в пользу Православия. Да и, не утешительным для Церкви будет ответ на вопрос: каким таким непостижимым образом поросла библейским репейником и вглубь, и вширь, и ввысь Православная Русь? По воле Спасителя ???

Из соображений политики, с оглядкой на суетный мир церковью и сегодня решаются много вопросов, в том числе богословских. Вопрос о канонизации убиенного и оболганного Царя Иоанна IV отвергнут по соображениям политическим. По мнению Синодальной комиссии «это вопрос не веры», поскольку приобрел в обществе значение, в большей степени не каноническое, а политическое. Имя Ивана Грозного, будто бы, стало в обществе знаменем «общественно-политической борьбы»! Разве не за чистоту Веры православной от ересей, за просвещение Руси и укрепление её государственности стоял и пострадал убиенный (!) "Грозный", для врагов отечества и веры, Царь? Не будем подвергать сомнению это решение почитаемых иерархов церкви. Но, спросим себя, чьим знаменем может стать монархизм в потерявшем веру обществе после канонизации Царя Николая II, если принять, как аксиому то, что власть в потерявшем Бога государстве ни самодержцу, ни народу не принадлежит?

Что происходит в церкви в богословском искании, вопрос существенный, но не главный для России, да и для самой церкви. Исключительной важности следует считать вопрос о понимании того, кто представляет договаривающиеся стороны в высшем политическом противостоянии и споре о будущем человечества. Могут ли эти высшие силы договориться, подписать новое "соглашение" и мирный договор? Ответ очевиден. Другого Завета - человечеству не будет. Будет второе пришествие и Божий Суд. Бескомпромиссность ответа в словах Спасителя: "Кто не со Мной, тот против Меня", и "горе тому человеку, которым Он предается".

Для России это вопрос не только цивилизационного выбора дальнейшего пути развития, но и вопрос "жизни и смерти" российской государственности.

От выбора архипастырей зависит сегодня вернется ли Господь в храмы, придет ли в некогда порушенные, а ныне отстроенные храмы христианская любовь и вера в Апостольскую Церковь, когда придет время. А время для этого пришло!!! Пока же любви нет ни в Храме, ни в общине христианской, ни в обществе. Потому и раскол, и недоверие, и взаимная ненависть в государстве. Русской православной церкви, получившей кредит доверия русского общества есть о чем задуматься, рассуждая о своей роли в обществе, диалоге с властью и допустимом компромиссе! Есть что переосмыслить в своей новой и новейшей истории!

Услышим же голос святителей земли русской. Всё, предреченное ими, что прозрели и провидели они Духом Святым, исполнилось. Сейчас, когда от имени "русского православного государства" властью неправедной разрушаются устои веры во власть праведную, Богом данную, нельзя лишь созерцать Престол Божий и ждать чуда. Нельзя смиряться, когда жизненными тупиками разрушаются основы, формирующие человеческую личность от её рождения: семья, духовное воспитание, народное образование, культура. Почему не провидим мы новое бедствие, которое надвигается "на неустоявшийся в верности Православию русский народ", не предощущаем ту жуткую кровавую бездну, в которую катимся сейчас. Это тем более непонятно после канонизации святых провидцев, подвижников и ревнителей Веры: святителей Феофана Затворника, Иоанна Кронштадтского.

В схоластических богословских спорах и исканиях политических решений забыли пастыри свой долг спасать покалеченные стяжательством души царедворцев и нарождающейся аристократии, исцелять этих "прокаженных", возвращать зрение этим "слепым". Вероятно, забыли они и то, как когда-то обновленная реформами Петра церковь прокладывала дорогу Помазанникам Божиим Павлу I и Николаю II на Голгофу, потакая темной власти политической элиты, а не увещевая её своим пастырским словом. "Научившись жить в дружбе с суетным миром церковь сделалась врагом Богу". Потому и не остановилась толпа в 1917-м, готовая побить "блудницу" камнями. С уходом Господа из храмов Божиих на Руси, слово пастыря утратило Божественную Силу, способную остановить Зло. Жизнь за глухими церковными оградами в великолепии и роскоши отстроенных богатейшими дворянскими фамилиями каменных храмов, вероятно, представилась им райским садом: молишься себе в тишине сердца, наедине с Господом о спасении своей души и России, а крепостной хор на клиросе елейно отвечает тебе ангельскими голосами от лица всех верующих. Тем временем народишко русский по другую сторону оградки по грязи бегал и в грязи валялся, во многие сети уловлен. Как, впрочем, и теперь происходит...

Ему и передохнуть то, от "грязи" очиститься, да отдышаться от мирских забот некогда. Не то что помолиться со вниманием, о душе своей грешной позаботиться. Не во времени дело! Быт, как зверь, душу выгрыз. Сжег ее изнутри так, что вся она обуглилась - черная. Куда ему пропащему молиться со вниманием или причащаться как разбойник, выходит - иудино его причащение. Откуда взяться любви к этим чумазым душам грешников, нерадивым "захожанам", в души которых бесы вселились? Ну, а если нет любви к ним в храме Божием, так откуда ей взяться среди самих грешников? Негде им научиться этому, не имея перед глазами живого примера. Не видя перед собой лампадки горящей в глазах священника и пастыря церкви. Остается ждать грешным второго пришествия? Как приятно ожидать второго пришествия Спасителя в саду где птички поют, со светильниками зажженными и маслом наполненными, а не в темном дремучем лесу где зверь пожирает и рыкает.

Только вот, будет ли оно спасительным? Причащаясь тела и крови Христовой и не находя в своей душе главное, что дал Господь своим ученикам и Церкви своей - христианской любви, жить, не сокрушаясь о сердце окаменелом и почивать мирно, без слез - нельзя. Грех большой!!! Не случилось бы беды, как в 17-м, не прогнал бы Хозяин виноградарей из сада своего. Вот и не обижайтесь, не серчайте и простите, нас условно православных, изверившихся по заблуждению, но до мозга костей русских людей за 1917- ый, за 20 - е и за 36 - ой. Не напоминайте нам непрестанно своим приговором - кайтесь! За всю историю России и христианства на Руси - кайтесь. За Ивана, царя Грозного, за народовольцев, за большевиков, за Сталина, за коммунистов, за атеистов, за советскую власть, за несостоявшуюся мечту русского человека жить по правде, по совести, за социализм ...

Да, грешны мы и в сети уловлены, но не по вине ли пастырей своих заблудились и изверились когда-то русские люди. Мы свой грех как "дважды два" выучили, покаялись и голову пеплом посыпали, а пастыри церкви, похоже, нет. Каяться в своем главном грехе, против Господа Бога, в лице своих публичных представителей, русская православная церковь пока не готова. Не готова (!), если осуждает в средствах массовой информации, вероятно, из благих политических соображений: заступника за Веру Православную, усердного царя-молитвенника, заложившего в фундамент российской государственности духовное возрастание гражданина, как первооснову государственного строительства - Иоанна Грозного; строителя первого в мире народного социалистического государства, царства правды и благодати, ревнителя и делателя христианской правды, надеявшегося положить конец царству тьмы, положившего начало институциональному(!) возрождению церкви - Иосифа Сталина; историю развития гражданского общества в России с ними связанную, и наше недавнее социалистическое прошлое - грандиозное по итогам и свершениям, не имеющее аналогов во всей мировой практике и истории человечества.

Не соотнося себя и русскую православную церковь с нашей общей историей. Разделяя нас политикой, а не объединяя Истиной. Разделяя нас на тех, кто «за», и тех, кто «против». Подумайте, а любим ли мы с вами Господа, когда даем даже мизерный повод ненавидеть человека, вынося и утверждая свой политический приговор.

Не во славу ли Божию, и нам в назидание, посланы были России эти заслуженные нами всеми испытания и скорби. Те, кого судите Вы сегодня судом политическим, перед Господом по вере делами своими оправдаются, подобно Аврааму! А мы с Вами чем?

Вера то наша, без любви – фанатизм, а там, глядишь, и радикализм, и марксизм, и сатанизм, и терроризм.

Ну, а если уж поцеловал вас Господь, если зажглась лампадка в душах и глазах по вере и молитве вашей, поспешите, батюшки мои, туда где темно и холодно, туда где тернии до неба, туда где зло родится и умножается от безнаказанности: увещевая сеятелей зла, "обличая грех, сколь бы высоко, по человеческим меркам, ни свил себе гнёзда этот грех". Господь вам дорогу укажет ... и вложит в уста ваши слово любви. Слово, которое остановит зло и соединит осиротевшие людские души, жаждущие - правды веры, ищущие во тьме беззакония - правду жизни".

1 февраля 2016 года.

В цивилизационный тупик мы попали по беспечности, по доверчивости и наивности русской души, но не без лукавой “американской” помощи Запада. В том беда наша общая, и выбраться из ямы поодиночке не представляется возможным. Я имею ввиду и народы, и конфессии, объединяя их понятиями “русская цивилизация, “русский мир”, и Россия, как общая Родина, одно на всех Отечество. Нас многое объединяет в тяжёлой жизненной ситуации, в которой оказалась Россия и мы - сограждане.

Доктрина российской государственности — должна стать ответом России на стремительное развитие антицивилизации, в век безверия и цинизма; гимном правды и истины, изверившегося человека, манифестом человеческого облика цивилизации, к которой мы принадлежим вот уже Третье тысячелетие, предметом Веры русского многонационального, многоконфессионального народа; молитвой о спасении России.

Поверит русский народ - будет жить Россия, будет жить Цивилизация. Важно чтобы слова доктрины “Россия и мир в Третьем тысячелетии” стали народными, без лукавства, и лукавой учёности, стали Манифестом государства с человеческим лицом.

Я не верю, что это не под силу русскому: учёному, философу, богослову, да и вообще “советскому человеку”. Мы для всего мира - “русские”, и останемся таковыми, как бы не пытались "западники" рядить Россию в чужой кафтан.

Мы - язычники, изменившие мир к лучшему, выросшие в православной культурной традиции великой русской цивилизации. Великой по своим историческим свершениям, и священной миссии.

1.0x