Сообщество «Великая война континентов» 00:00 30 октября 2022

Консолидация Китая, раскол в Америке и роль России

О сути текущего момента

Что происходит в КНР после ХХ съезда компартии, состоявшегося 16-22 октября, и в США накануне промежуточных выборов 8 ноября — если оценивать ситуацию с точки зрения соперничества этих стран за глобальное лидерство в современном мире?

Как и ожидалось, в Китае взяла верх достаточно жесткая антиамериканская линия Си Цзиньпина, который без особых проблем получил новый мандат на руководство партией (и страной, поскольку компартия является правящей в КНР). После чего, заметно отступив от своей прежней антиамериканской риторики, немедленно произнес «примирительную» речь в адрес американских «партнеров»: «Будучи крупными державами, Китай и США должны усиливать взаимодействие и сотрудничество, что поможет повысить международную стабильность и определенность, поспособствует миру и развитию во всем мире».

По этому поводу и на Западе, и в России уже слышны заявления о том, что Пекин готов вернуться к рассмотрению давно предложенного Вашингтоном проекта G2, или «Кимерики» и ослабить взаимодействие с Москвой или даже нанести ей «удар в спину». Подобные рассуждения имеют примерно ту же степень достоверности, что и сообщения о военном перевороте в КНР с арестом «председателя Си», которые активно распространялись накануне съезда. На деле перед китайским лидером после успешного для него съезда стоит задача переключить не только под новое руководство, но и в принципиально новый режим те сектора работы, которые находились в зоне ответственности и влияния не переизбранных в состав ЦК КПК 20-го созыва функционеров, включая «четвёрку» членов постоянного комитета Политбюро. И Си Цзиньпин, учитывая гигантский объем этих секторов, просто обязан делать все для того, чтобы не допустить при решении этой труднейшей задачи лишних осложнений как внутри страны, так и на международной арене. Тем не менее в целом Китай совершает поворот в сторону еще большей социально-политической консолидации и активизации.

А вот в Соединенных Штатах наблюдается принципиально иная картина, далеко выходящая за рамки традиционных для этой страны форм предвыборной борьбы. Начатая еще после победы Дональда Трампа на президентских выборах 2016 года «холодная гражданская война» в американском обществе только обостряется, и политическая конъюнктура, несмотря на все усилия администрации Белого дома и масс-медиа, складывается вовсе не в пользу «синих». О чем свидетельствуют низкие рейтинги поддержки и самого 46-го президента страны Джо Байдена (40%), и Демократической партии в целом — за ее представителей, согласно соцопросу USA Today, готовы отдать свои голоса 45% американских избирателей против 49% поддержки республиканцев. С учетом неравномерного распределения избирателей по «синим» демократическим и по «красным» республиканским штатам, это соответствует утрате демократами примерно 17-20 мест в палате представителей и 3-5 мест в сенате, что будет означать утрату ими контроля над обеими палатами Конгресса.

Причины тому нельзя сводить исключительно к конъюнктурным моментам: все более явным проблемам со здоровьем 79-летнего Байдена, скандалам вокруг его семьи и т.д. Даже наплыв мигрантов, высокая потребительская инфляция в США (8,3% год к году), рост кредитной нагрузки (общий долг США достиг 92,8 трлн долл., из которых 31,3 трлн долл. приходится на федеральное правительство, 24 трлн — на физические лица, остальные 37,5 трлн — на юридические лица и местные власти), в том числе — за счет повышения учетной ставки ФРС (до 3,25%), проблемы с продовольствием и автомобильным топливом — всего лишь последствия избранной «командой Байдена» стратегии, которая в настоящий момент выглядит неэффективной и ошибочной. Как отметил президент России на недавнем Валдайском форуме, «сами же всё делают, а потом ищут виноватых…»

Эта стратегическая ошибка заключается прежде всего в переоценке реальных возможностей США и их союзников при недооценке конфликтных рисков: как по динамике их количества, так и по динамике их продолжительности. Собственно, ошибкой было само объявление Байденом «крестового похода» против «авторитарных режимов» и провозглашение с этой целью общемирового «альянса демократий» на основе американо-английской Новой Атлантической хартии. Оно привело не только к укреплению отношений России с Китаем, но и к большей координации действий внутри всего «недемократичного мира», к реальному усилению таких его структур, как ШОС, БРИКС, ОПЕК+, ЕАЭС и т. п.

Если «альянс демократий» только сделал явным дотоле тайное, а именно наличие общего центра принятия решений (ЦПР) для всего множества государственных, межгосударственных и транснациональных корпоративных структур коллективного Запада, действующих сегодня на глобальном финансово-экономическом и военно-политическом рынке, но не придал взаимодействию между США и их союзниками практически никакой новой синергетики, то «альянс автократий» в настоящее время переживает процесс бурного роста и развития, прежде всего — за счет создания новых синергетических связей, наподобие массового применения российскими войсками на территории Украины БПЛА «Герань», которым приписывают иранское происхождение, или сокращения саммитом ОПЕК+ квот на добычу нефти в размере 2 млн баррелей за сутки, или отказа от доллара в межгосударственных расчетах.

В результате все глобальные западные структуры: от G7 до НАТО, от ЕС до МВФ — буквально трещат от перенапряжения, а конфликтный потенциал между их участниками нарастает буквально в геометрической прогрессии. То же самое касается национальных экономик и социально-политических систем государств, входящих в «альянс демократий» — все они переживают процесс «украинизации», то есть качественной и количественной деградации.

И если Китай предлагает человечеству хотя бы перспективу перехода к принципиально новому технологическому укладу, способному обеспечить более высокий уровень энергетической, информационной, продовольственной и биоценозной безопасности — во всяком случае, ставит перед собой такую задачу, что нашло отражение в докладе Си Цзиньпина ХХ съезду КПК, — то главной задачей Стратегии национальной безопасности США от 12 октября 2022 года обозначено «неизменное лидерство» самих Соединенных Штатов с наказанием всех, кто такое «лидерство» не признает и не приемлет. «Им просто нечего предложить миру, кроме сохранения своего доминирования», — сказал по этому поводу Владимир Путин.

То есть разница в целеполагании налицо, она носит фундаментальный характер и во многом объясняет, как в целом успешные процессы консолидации, мобилизации и модернизации Китая, так и нарастающие проблемы, конфликты в самих Соединенных Штатах и в созданном ими «альянсе демократий». При этом начатая Россией 24 февраля 2022 года специальная военная операция по демилитаризации и денацификации Украины выступает в качестве мощного катализатора и тех, и других процессов. В этом заключается её исторический смысл и общемировое значение.

Источник

Cообщество
«Великая война континентов»
1.0x