Авторский блог Татьяна Воеводина 13:03 10 августа 2018

Конкуренция и догмы

станкостроение начинает выходить из комы, но ему надо помогать
13

В «Коммерсанте» от 2 августа интервью совладельца группы «Стан» С.Недорослева. Бизнес «Стана» – станкостроение. Сейчас это почти экзотика, а для меня когда-то было делом самым домашним: я из семьи станкостроителей, в детстве жила в доме, принадлежавшем станкозаводу, которым руководил отец, а все дети во дворе тоже были из заводских семей. В СССР было второе станкостроение в мире (первое в США). Мой приятель, живший когда-то в том самом дворе, через много лет ездил в ФРГ в качестве наладчика станков, поставлявшихся туда. Так что не только приснопамятные «галоши для Африки» экспортировала советская промышленность.

Сейчас в порядке импортозамещения государство обязывает госкомпании закупать отечественное оборудование – ну, ошмётки станкостроения начали оживать. Надо полагать, приходит осознание (и наши заклятые геополитические партнёры тому много способствуют), что чудо-оружие, сделанное на импортных станках и автоматических линиях, - это громадный риск: ведь даже программное обновление присылают для этих станков «оттуда». Так что отключить такое производство можно «на раз»; я уж не говорю о возможности злонамеренной «закладки» в программу. Бизнес «Стана» как раз и состоит в собирании этих ошмётков отрасли и превращении их во что-то действующее.

То, что произошла разруха, - в высшей степени закономерно. Причина в том, что мы неограниченно и безусловно открыли свой рынок Западу, который стоял на более высокой ступени технологического развития. Так происходит всегда, когда открываются друг другу более развитая и менее развитая страна. В менее развитой стране не выдерживает конкуренции и гибнет относительно высокотехнологичная промышленность, а то, что ближе к сырью, к земле – остаётся. В результате бедные страны беднеют, а богатые – богатеют. Так случилось, например, при объединении Италии в XIX веке, где по сию пору имеется выраженное деление на богатый север и бедный юг. Это явление даже получило название «эффект Ванека-Райнерта «гибель лучших». Станкостроение СССР именно и было тем лучшим, кто погиб первым.

Ему ещё и помогали гибнуть. Начальник моей мамы В.А. Федотов, инженер-станкостроитель, работавший и на заводах, и в министерстве, опубликовал немудряще воспоминания «Украденные победы нашего поколения». Эпизод оттуда. Август 1991‑го, демократия победила. Тут же на завод автоматических линий являются молодые ребята и начинают кувалдой крушить сложнейшие станки с ЧПУ, автоматические линии. Одновременно грузовиками вывозят документацию. На свалку? Ещё куда-то? Сегодня на месте, например, завода автоматических линий им. Серго Орджоникидзе — торговый центр.

И вот сейчас станкостроение начинает выходить из комы. Успех немалый: недавно лишь 10% продаваемых в России станков были произведены в России, а теперь – целых 30. Правда, по большей части это то, что производят здесь иностранцы или сборочное производство всё той же иностранной техники. Имеются ли свои разработки и ставится ли задача их вести – неизвестно.

Когда-то большевики ставили задачу достичь технического первенства: даже станок такой был – ДИП - «Догнать и перегнать». В воспоминаниях гитлеровского министра военной промышленности Альфреда Шпеера есть такой эпизод. Он побывал в оккупированном Днепропетровске и осмотрел здания и лаборатории Днепропетровского университета. «Этот народ нацелен на техническое первенство», - заключил Шпеер. Да, так было. Ставилась задача достижения промышленной автаркии с перспективой стать первыми.

Чего не хватает отечественному станкопрому? Того же, что и другим отраслям - доступа к дешёвому кредиту. В результате слабый и начинающий конкурирует с сильнейшим западным производителем, который получает едва не бесплатный кредит. Об этом много говорит Недорослев. Вообще, государство должно быть активнее. Станкоимпорт закупал станок только тогда, когда было установлено, что такого не выпускается в Советском Союзе и он не может быть произведён в разумные сроки. Мне кажется, надо закрывать импорт оборудования, которое может быть произведено внутри страны.

Надо не бояться протекционизма. Только он способен помочь развиться. Об этом в 1817 г. писал Фридрих Лист в книге «Национальная система политической экономии». Об этом же пространный очерк Энгельса «Протекционизм и свобода торговли».

Промышленность США многие десятилетия защищалась барьерами протекционизма от конкуренции Англии. Важно помнить то, что открыл Лист: уменьшение конкуренции внешней усиливает конкуренцию внутреннюю. «Фабрикацией фабрикантов» назвал протекционизм Энгельс.

Пора выбросить догматическое (и своекорыстное) учение об универсальной благотворности необузданной конкуренции. Не бывают универсальных закономерностей! Кстати, в науке главная забота подлинного учёного - это определить и внятно ограничить область применения той или иной закономерности. Конкуренция - вовсе не универсальное благо. Она может быть и созидательной, и разрушительной. Сделать конкуренцию созидательной – дело промышленной политики, которая по-прежнему невнятна и слаба.

Комментарии Написать свой комментарий
10 августа 2018 в 13:19

Медведев и промышленная политика-- взаимоисключающие понятия....

10 августа 2018 в 21:21

Стихийное (конкурентное) развитие человечества завершилось, человечество начало переход к разумному своему развитию.
http://zavtra.ru/blogs/o_zavershenii_stihijnogo_(konkurentnogo)_razvitiya_chelovechestva_i_o_neobhodimosti_perehoda_k_razumnomu_ego_razvitiyu

Человечество, выделившись из мира животных, благодаря разуму, стало быстро развиваться, на основе принципа преемственности в развитии, принципа, отсутствовавшего или бывшего в зачаточном состоянии у остального животного мира. Но, хотя человек и стал называть себя венцом творения, он продолжал и продолжает, во многом, развиваться по законам животного мира. Одним из таких законов развития человечества по меркам животных, сохранившимся до сих пор, является устремленность к сохранению стихийности (конкурентности) развития.
Принцип свободной конкуренции сегодня считается основополагающим принципом управления экономикой Президентом и Правительством РФ. Считается, что государству надо как можно меньше вмешиваться в экономику страны и тогда экономика якобы заработает и расцветет.
Конечно, это очень удобно для правительственных чиновников: иметь статус, получать зарплату, но ничего не делать по созданию необходимых структур, обеспечивающих развитие экономики, ничего не делать по передаче населению России выпускаемых денег, нарабатываемых населением страны, а только, вместо дела, пиарить себя, вбрасывая, на поживу комментаторов, то 25 миллионов новых рабочих мест, то цифровую экономику. Пусть экономика сама себя делает. Тем более что такое, когда экономика сама себя делала, случалось в прошлые времена в истории человечества.
Но дело здесь в том, что такого теперь уже не случается и не будет больше случаться. Эра действия принципа свободной конкуренции закончилась! Потому что исчезла сама возможность свободной конкуренции.
Ведь смысл принципа свободной конкуренции состоит в том, что предприятия, имеющие более высокую рентабельность и, соответственно, более высокую прибыль, получают право жить и развиваться дальше, а менее рентабельные предприятия уходят в небытие. Часто, вместе с работниками этих малорентабельных предприятий и членами их семей.
Но сегодня ведь прибыли в экономике России нет. Вся прибыль (и вся прибавочная стоимость), нарабатываемая в стране, уходит сегодня к ворью, к фглонистам, к деятелям, незаконно выпускающим себе деньги. Ведь что такое прибыль в экономике страны? Это превышение денег, имеемых в экономике в конце периода, над деньгами, которые имелись в экономике в начале периода. То есть прибыль в экономике страны, это вновь выпущенные деньги, прошедшие в экономику страны.
А выпускаемые в России деньги в экономику России и в бюджет России не проходят. А проходят в карманы и на счета ворья, незаконно (фальшивомонетчески!) выпускающего себе деньги. И далее, как говорят сегодня уже многие, идут на финансирование всяческих античеловеческих проявлений. Предприятия же России обречены, раньше или позже, на неминуемое банкротство на бесприбыльности. В сентябре этого года официально обанкротились очередные 1127 предприятий. А незарегистрированных банкротств, уверен, еще больше.
Конечно же, не может идти никакой правдивой речи о свободной конкуренции в бесприбыльной экономике. Нет прибыли, нет рентабельности, нет экономики, нет предприятий, нет и свободной конкуренции предприятий. А есть только уничтожение экономики. В экономике России уже исчезают не только тысячами предприятия, уже исчезают целые отрасли. А те речи, которые у нас все еще ведутся о свободной конкуренции, являются очевидным обманом публики. Намеренным обманом или обманом по глупости, это второй вопрос, хотя, согласитесь, тоже ведь интересный.
Но, предположим, нас перестанут обманывать и направят хотя бы какую-то часть выпускаемых денег в бюджет России и далее в экономику России, как это делается, например, в Великобритании или в Евросоюзе. Станет ли тогда возможным применение принципа свободной конкуренции, пусть даже и не совсем чистого применения, из-за государственного (бюджетного) распределения прибыли, выпускаемых денег?
Не станет. Возможность применения принципа свободной конкуренции, вместе с возможностью стихийного нашего развития, ушла в прошлое навсегда. Почему?
Потому что теперь, после отмены золотого паритета денег, выпускаемые деньги не различают труд конкретного человека или конкретного предприятия, а выпускаются оптом на общий (коммунистический) труд населения страны. Доля такого коммунистического труда, в создаваемом в России ВВП, составляет сегодня порядка 90% и продолжает увеличиваться. И направление прибыли (выпускаемых денег) к конкретным предприятиям от государства, не может быть основано на конкретных результатах работы этих конкретных предприятий. Направление прибыли (выпускаемых денег) на предприятия, в ближайшем будущем, как только мы добьемся выпуска денег в России только государством и законного (бюджетного) направления выпускаемых денег населению России, будет основываться на количестве работников предприятия и членов их семей, на значимости предприятия для общества (государства) и по другим показателям. И, конечно же, предприятия, зависящие от направления к ним прибыли от государства (общества), уже не могут заявить, что они могут свободно конкурировать с кем-то. Вот, в такой естественный и объективно необходимый коммунизм по выпускаемым деньгам мы попадем, когда направим выпускаемые деньги в бюджет страны, на общую (коммунистическую) пользу.
Закончилась не просто эра свободной конкуренции, закончилась эра стихийного развития человечества. Человечество, пусть и со скрипом, вступает в эру разумного своего развития.
И выбор у нас здесь прост. Или Россия развалится на бесприбыльной экономике, как развалился СССР, или мы уверенно станем развивать экономику, управляя ею через государственное (общественное) использование на всех уровнях прибыли, общественных (коммунистических) выпускаемых денег. Конечно, для этого понадобятся в управлении страны люди, умеющие налаживать экономику, а не те болтливые бездельники и обманщики, которые сейчас ее уничтожают.
Добавлю, что, вслед за ликвидацией еще существующих анахронизмов стихийности и конкурентности в экономике, будет ликвидирована направленность к конкуренции и в других областях жизнедеятельности человека. Люди и народы начнут сотрудничать, сплачиваться, в решении возникающих проблем, а не конкурировать.

10 августа 2018 в 21:49

"Чего не хватает отечественному станкопрому? Того же, что и другим отраслям - доступа к дешёвому кредиту".
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Не хватает настоящих государственных деятелей в верховной власти. Которые не ждут инициативы от других, а сами ее проявляют: эмитируют денежные знаки и расплачиваются ими с теми, кто проектирует и строит государственный станкостроительный (и не только) завод.

10 августа 2018 в 22:31

"Станкостроение СССР именно и было тем лучшим, кто погиб первым."
...Хорошо писать такое , когда не отличаешь асинхронный движок от шагового.

10 августа 2018 в 23:45

@Бегемот Иваныч : "... асинхронный движок от шагового "
-------------------------
Есть желание сделать платформу виртуальной реальности
720 Degree Full Motion Flight Simulator -- https://www.youtube.com/watch?v=1GAdDO1ik5A
https://www.youtube.com/watch?v=VuiCIMjzHgI&t=300

которая бы точно отслеживала положение пилотируемого истребителя в War Thunder, дабы шлем со стерео-дисплеем на голове и органы управления дополнялись вращением кабины минимум в двух плоскостях.
Стандартные асинхронные с редукторами и частотным управлением микропроцессорами пойдут если сбалансировать веса вокруг осей вращения? Не вижу тут проблем, разве что обратная связь должна отслеживаться по целевому и фактическому положению.

11 августа 2018 в 01:35

...Такие системы есть .
Но как сымитировать инерционные перегрузки - я не знаю.
:)))
А без этого - всё игра.
Простите , но проще и дешевле дельтаплан соорудить ...

11 августа 2018 в 02:50

@Бегемот Иваныч : "...инерционные перегрузки"
-------------------------
Можно предложить одевать нечто типа жилета с надувными камерами, которые наполнять воздухом наряду с сиденьем и спинкой, что при условии фиксации тела необходимыми ремнями (иначе же выпадет) будет создавать давление. Если усложнить конструкцию силовым гидроцилиндром вертикального перемещения и небольшим вибромотором - эффект может быть потрясающий.

Дельтаплан тоже хорошо, даже очень. Лет 20 назад ездили студентами на прыжки ради развлечения и видели забавных дельтапланщиков. Эти звери летали друг за другом с завыванием моторов аки истребители, а потом активно жестикулировали показывая как заходили другому в хвост. Вспомнил фильм про летчика истребителя, который на волге в кучу песка вьехал, говорит: вижу вдруг прямо по курсу куча песка, я и потянул штувал на себя.

11 августа 2018 в 06:36

Татьяне Воеводиной

В современных реалиях для спасения станкостроения в стране
просматривается лишь один путь - создание Объединённой
станкостроительной корпорации по аналогии с Объединённой
авиастроительной и Объединённой судостроительной.

Это создаёт механизм государственного протекционизма
через выстраивание внутренней межотраслевой кооперации
в ручном режиме управления. Только крупные компании
могут вкладывать что-то в развитие, иметь лоббистов во
власти, способны конкурировать на мировом уровне и так далее.

Здесь в моём блоге опубликованы материалы по Русскому
реактору (экономической модели для России). В Кремле
и Минэкономике имеется развёрнутая информация по
этому проекту. Там предусмотрено место и для Объединённой
станкостроительной ГОСУДАРСТВЕННО-НАРОДНОЙ корпорации.

11 августа 2018 в 10:15

Александр
Прокофьев
10 августа 2018 в 21:49
"Чего не хватает отечественному станкопрому? Того же, что и другим отраслям - доступа к дешёвому кредиту".
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Не хватает настоящих государственных деятелей в верховной власти. Которые не ждут инициативы от других, а сами ее проявляют: эмитируют денежные знаки и расплачиваются ими с теми, кто проектирует и строит государственный станкостроительный (и не только) завод.
---------------------------------------------------------


ЕСТЬ ЖЕ У НАС ТОЛКОВЫЕ, КАК АЛЕКСАНДР ПРОКОФЬЕВ!

11 августа 2018 в 12:59

Последний Советский Министр Станкостроения СССР Николай Паничев:
"Когда в 1986 г. я получил предложение возглавить министер­ство, все предприятия станко­строения выпускали в год 220 тыс. станков. В то время станочный парк промышленности страны составлял 6 млн единиц. А по данным за 2016 г., РФ входит в группу стран, на 70% зависящую от импорта станков и оборудования. Станочный парк сейчас - 800 тыс. единиц, а производство станков, не только современных, а всех сразу - до 8 тыс. в год.

Когда начался развал отрасли, в начале 1992 г., я пробился на приём к и. о. премьера Гайдару. Пришёл к нему с детально проработанным планом сохранения станкостроения. Визит продолжался не дольше минуты. Он даже смотреть ничего не стал: «Да кому нужны ваши станки?! Понадобятся - мы всё за рубежом купим!»
В одной его фразе сфокусирована программа уничтожения отечественной промышленности, перевода России из страны - производителя техники в страну-покупателя, что ставило нас в полную зависимость от Запада. он ведь даже не предполагал, что Запад-то как раз относился к нашей продукции иначе. В то время у меня из кабинета не выходили визитёры из ФРГ, недоумевавшие, почему перестала существовать сервисная база: в Западной Германии (без ГДР) было 36 тыс. советских станков, которые закупали немецкие бизнесмены."
http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=4239861

11 августа 2018 в 13:28

Так вопрос не в том, что сказал идиот и сволочь Гайдар. Вопрос ведь в том, как была сделана система, не позволяющая существовать экономике СССР, а затем (теперь!) и экономике России.
Экономика СССР, а затем и экономика России, бвли сделаны бесприбыльнвми, туда перестали поступать новые незолотопаритетные деньги, появившиеся после отмены золотопаритетности денег в 1976 г.
В Европе уже в 1977 г. выпускаемые (новые) евро пошли в бюджет ЕС. Бюджет, например, Евросоюза сегодня на 80% формируется новыми евро, там называемыми доходами от ВНД. http://textbooks.studio/uchebnik-geopolitika/byudjet-proishojdenie-soderjanie-22740.html
А в России ноль выпускаемых денег проходит в бюджет РФ. А выпускаемые (у Маркса - добавочные) деньги, это превращенная прибавочная стоимость (прибыль), нарабатываемая в стране. Но наши экономисты совершенно опупели, не знают, что такое прибыль, держа Родину в бесприбыльности, то есть в гибельности.
Эта дебильность стала просто ошеломляющей. Капитализма нет уже 42 года, а одни дебилы строят капитализм, который уже не построить, а другие дебилы в квадрате борются с уже несуществующим капитализмом. Многое изменилось, например, исчезла возможность конкуренции, а Воеводина, вот уж не ожидал от нее, разводит конкуренцию. И так далее.

12 августа 2018 в 20:48

Интересная статья на эту тему в 6 номере 2018 года журнала Эксперт.
http://expert.ru/expert/2018/06/vzyat-svoe/
http://100pdf.net/ekspert-6-fevral-2018/

1.0x