ВАСИЛИЙ Ш А Х О В
КОНФУЦИЙ ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ: КАТАСТРОФА КУЛЬТУРЫ, ЗАКАТ СЛОВЕСНОСТИ
«С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи; Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя. Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо, То старцы детям говорят С улыбкою самолюбивой: «Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами. Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами! Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм и худ и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!»… МИХАИЛ Л Е Р М О Н Т О В. «Пророк».
«На проклятые вопросы дай ответы мне прямые: Отчего под ношей крестной весь в крови влачится правый? Отчего везде бесчестный встречен почестью и славой?»..
ГЕНРИХ Г ЕЙ Н Е (перевод М. Михайлова).
Эрнест Хемингуэй
По ком звонит колокол
Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый
человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в
море береговой Утес, меньше станет Европа, и также, если смоет
край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть
каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем
Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит
Колокол: он звонит по Тебе.
Джон Донн.
***************************************************************************
Стало модой цитировать слова, которые Эрнест Хемингуэй предпослал эпиграфом к своему роману «По ком звонит колокол»: «Смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе». Это слова английского поэта Джона Донна.
Блоковское: «Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней… О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая - ты. Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою». Высокое чувство духовности, нравственно-эстетического идеала (« Так пел её голос, тонок, И только высоко, у Царских Врат, Причастный Тайнам, - плакал ребёнок О том, что никто не придёт назад, летящий в купол, И луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче. И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели…»).
Михаил Дудин во вступительном слове «Ветер времени и поэт» к блоковскому шеститомному собранию сочинений, обращаясь к этому написанному в августе 1905 года стихотворению, констатировал, что Блок создавал его «как памятник и как молитву, исполненную сочувствия утратам и жертвам. Написал его как песню утешения. И она утешала, утешает и не раз ещё утешит человеческие души в минуты скорби и печали. Стихотворение было очень дорого и самому Блоку. Каждое своё публичное выступление он заканчивал именно этим, отмеченным какой-то особой чистотой и уравновешенностью вздохом» ( т. 1, Л., 1980, с. 9).
Всё тревожнее звучат Колокола Совести. Гибнут надежды. Гибнут дети человеческие. Гибнут по злому умыслу, уходят из жизни из-за чьей-то подлости, чьего-то равнодушия. Не только скорбь, не только стон в колокольных звонах; много дум пробуждают эти полузабытые, но ревностно возрождаемые звоны, собиравшие россиян во дни торжеств и бед народных…
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз!
Уже не зреть мне светлых дней
Весны обманчивой моей!
И сколько нет теперь в живых
Тогда весёлых, молодых!
И крепок их могильный сон, -
Не слышен им вечерний звон.
Лежать и мне в земле сырой!
Напев унылый надо мной
В долине ветер разнесёт;
Другой певец по ней пройдёт.
И уж не я, а будет он
В раздумье петь вечерний звон!
Написанные по мотивам Т. Мура талантливым Иваном Ивановичем Козловым ещё в 1828 году слова стали основой популярной песни. Лишилcя зрения в ранней молодости… «Несчастие сделало его поэтом»,- говорил Жуковский.
У Николая Рубцова есть д е т с к о е стихотворение для взрослых о ласточке, оказавшейся в беде («Ласточка носится с криком, Выпал птенец из гнезда. Дети окрестные мигом Все прибежали сюда»). На первый взгляд, незамысловатое, но исполненное подлинного трагизма лирическое повествование («Взял я осколок металла, Вырыл могилку птенцу. Ласточка рядом летала, Словно не веря концу»).
Долго носилась, рыдая,
Под мезонином своим…
Ласточка! Что ж ты, родная,
Плохо смотрела за ним?
Пронзительна боль в словах лирического героя(«Ласточка! Что ж ты, родная…»). Боль - укоризна. Боль - предостережение («Что ж ты, родная, плохо смотрела за ним?»).
Лирическая притча Н. Рубцова несёт в себе общечеловеческий смысл, тревожит, побуждает к размышлениям, нравственным выводам. Всегда ли мы достаточно внимательны к подрастающему поколению? Не слишком ли уповаем на школу, на общество, забывая о своих обязанностях? Или наоборот: не балуем ли, не отучаем ли от труда, не перекармливаем ли наших отроков и отроковиц, ложно истолковывая необходимость заботливости и попечительства?
Один из мудрых просветителей-педагогов минувшего настаивал «не мешать ребёнку саморазвиваться правильно».
Действительно, растиражированы учебники, методические пособия, не только не пробуждающие мысль, но нередко - затуманивающие её. Из хрестоматий, из круга детского и юношеского чтения буквально «изгнаны» прекрасные мастера; вместо классики нередко подсовываются изыски коньюнктурные, ложнопафосные, далёкие от художественного совершенства, а то и вовсе нравственно ущербные, «спидоносные». Бездумно ( а порой и не без «соросовского» коварства) «изгнаны» Кольцов и Суриков, Никитин и Фет, Тютчев и Полонский, Есенин, Цветаева, Пришвин. А Иван Бунин, прекраснейший русский поэт, мастер лирической, «музыкальной» прозы? Помните бунинский завет-размышление: «Молчат гробницы, мумии и кости. Лишь слову жизнь дана… Умейте же беречь, Хоть в меру сил, В дни злобы и страданья, Наш дар бесценный - Речь» ?!
Посмотрите, послушайте, подумайте… Стоит ли удивляться чёрствости, даже цинизму, вкравшимся в детские души, если взрослые дяди и тёти так варварски относятся к памятникам культуры, религии, истории? Видео и игровые салоны весьма обогащают, но лишь рублями, а что происходит с юными душами тех, кого «приобщают» к бесстыдству, патологическому накопительству, порнографии. Видеоигла не менее опасна, чем игла наркомана. А кино и телеэкраны, которые омывают мутные волны пошлости? А как коверкается русский язык, оскверняется словоблудием, матершиной? Не забываем ли мы, что загрязнение душ, опошление сердец - страшнее по своим последствиям загрязнения среды обитания.
Ласточка! Что ж ты, родная,
Плохо смотрела за ним?..
- продолжает сокрушаться лирический герой Н. Рубцова; и
эта боль сливается с болью есенинской («Покатились глаза собачьи Золотыми звёздами в снег»).
Пожалуй, один из самых существенных дефицитов дня сегодняшнего - дефицит духовности. Умеем ли мы ценить созданное, наработанное человечеством? Наше отношение друг к другу? К традициям? Доколе быть нам Иванами, не помнящими родства? Приумножаем ли мы разумное, доброе, вечное или бездумно транжирим то, что по праву принадлежит внукам и правнукам…
**********************************************************************ИЗ ЭКСПОЗИЦИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБЩЕСТВЕННОГО
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИ-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ-МЕМОРИАЛА, ПОСВЯЩЕННОГО ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКОМУ ЗВЕНИГОРОДСКО-МОСКОВСКОМУ ШЕСТОМУ СЪЕЗДУ К П К
(предполагается уже в июле сего года его открытие, хотя скудные сведения СМИ о совершаемом вызывают тревогу. Не произошло бы – по Черномырдину: хотели как лучше, а получилось, как всегда. Опозорятся перед гостями из Поднебесной и будут искать виноватых «стрелочников»)
(Кун-Цзы), 511-479 д.н.э. Величайший древнекитайский мудрец, мыслитель.
Благородный муж винит себя, низкий человек винит других.
Благородный муж думает о морали, долге и о том, как бы не нарушить законы; низкий человек думает о том, как бы получше устроиться и извлечь выгоду.
Благородный муж, впадая в нужду, стойко её переносит. Низкий человек, впадая в нужду, распускается. Благородный человек думает о долге, а мелкий человек о выгоде.
Благородный человек живёт в согласии с другими людьми, но не следует за ними. Простолюдин же следует за другими, но не живёт с ними в согласии.
Блажен, кто ничего не знает. Он не рискует быть непонятым.
Быть высоконравственным, значит, быть свободным душой. Люди, постоянно гневающиеся, беспрестанно боящиеся и отдающиеся страстям, не могут быть свободны душой.
**********************************************************************
Все люди близки друг к другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания. Для того чтобы познать новое, необходимо изучить старое.
Если государство управляется правильно, бедность и незнатность вызывают стыд. Если государство управляется неправильно, то стыд вызывает богатство и знатность.
Если название неправильное, то слова не повинуются.
Как мы можем знать, что такое смерть, когда мы не знаем, что такое жизнь.
Когда исходят лишь из выгоды, то множат злобу.
Когда не ведают далёких дум, то не избегнут близких огорчений.
Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов.
***********************************************************************
Когда слова утрачивают своё значение, народ утрачивает свою свободу.
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.
Мудрец ищет всего в себе, безумец - в другом.
Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправлять их.
Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.
На добро отвечают добром. На зло отвечают справедливостью.
людей.Не говорить с человеком, с которым можно говорить, значит потерять человека; говорить с человеком, с которым нельзя говорить, значит терять слова. Умный человек не теряет человека и не теряет слов.
Не меняются только самые умные и самые глупые.
Не происходит изменений лишь с высшей мудростью и низшей глупостью.
Не следует говорить о том, что уже совершено. Не следует противиться тому, что уже делается. Не следует порицать за то, что уже упущено.
О благородном муже нельзя судить по мелочам, ему нужно доверить больше дела. Низкому человеку нельзя доверить большие дела, но о нём можно судить по мелочам.
Обдумывай, верно ли и возможно ли то, что ты обещаешь, ибо обещание есть долг.
Ошибки, которые не исправляются, - вот настоящие ошибки.
*********************************************************************
По природе все люди сходны между собой, привычки и воспитание делают людей отличными друг от друга... Лишь высшая мудрость и крайняя глупость неизменны.
Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра.
Те, у кого разные пути, не могут совместно договориться, чтобы действовать.
То, к чему стремится высший человек, нюаходится в нём самом, а то, что ищет низший - в других. Три пути ведут к знанию: путь размышления - это самый благородный; путь подражания - это путь самый лёгкий и путь опыта - это путь самый горький.
Человек может сделать великим учение, которое он исповедует, но учение не может сделать человека великим.
Человеколюбие включает знание людей. Нужно выдвигать людей прямых и отстранять людей лживых, и тогда лживые люди смогут стать прямыми.
Человеку со слабым умом нельзя сообщать высоких и глубоких принципов.
Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю…