Авторский блог Владимир Семенко 10:49 11 января 2014

Конец «миссионэра»

Низвержение неистового миссионера протодиакона А.Кураева – событие не просто знаковое. Не побоимся этого слова, рубежное. И очень поучительное.
31

Низвержение неистового миссионера протодиакона А.Кураева – событие не просто знаковое. Не побоимся этого слова, рубежное. И очень поучительное. Можно ли сказать, что нынешнее окружение Патриарха Кирилла, да и он сам очень любит нас, ревнителей православной Традиции, которые все последние годы, получая за то массу заушений, не уставая повторяли, что Карфаген должен быть разрушен, что таким, как Кураев, не место среди профессоров духовных школ? Нет, этого никак нельзя сказать. Именно такие, как мы, с нашей ревностью, а отнюдь не воинствующие поборники «православия–лайт», псевдомиссионерской толерантности к духу мiра сего, стремительно проникающему в Церковь, (то есть такие, как Кураев) все это время пользовались наименьшим расположением церковного «начальства». И что же? Сама ситуация складывается таким образом, что оно, это самое начальство, просто вынуждено, изначально вовсе того не желая, пока еще очень слабо, иногда, но все же следовать нашим рекомендациям. Таково действие Промысла!

Кураев давно привык к безнаказанности, к своему особому положению. Что бы он ни делал, все сходило ему с рук. На протяжении по меньшей мере двух десятилетий он неуклонно и целенаправленно атаковал центральный стержневой смысл веры, кощунствовал, глумился над святынями, третировал людей Традиции, посмеивался над подвижниками, словом, делал работу отнюдь не миссионерскую, а антимиссионерскую, не возгревая сакралитет нации, а как раз напротив – угашая его. Широко разошлись по сети его коронные фразы насчет того, что церковные каноны следует «поцеловать и поставить на полочку», что нужно «побольше спать и поменьше молиться», что вполне позволительно супругам избегать плотского воздержания в самый строгий пост и проч. В историю православной миссии Кураев вошел не богословскими открытиями, а пошлыми анекдотами на сексуальные темы, что разбросаны по его лекциям, как настоящие жемчужные зерна воистину «креативного» мышления. Верхом кураевских безобразий стало глумление над величайшим чудом – схождением Благодатного Огня у Гроба Господня, отрицание коего он в своем обычном лукавом стиле лживо приписал Патриарху Иерусалимскому Феофилу, подстраховавшись от очевидных обвинений.

Поначалу Кураев, при всей неглубокости и вторичности его начетнических текстов, неплохо проявил себя на ниве противостояния оккультной заразе и тесно связанным с ней сектам, получив при этом широкую известность, как грамотный популяризатор тех истин о вере, которые люди мыслящие освоили самостоятельно еще в позднесоветское время, в условиях православного андеграунда. Его книги расходились огромными тиражами; и журналисты хорошо усвоили, что у Церкви есть по меньшей мере одна общедоступная «говорящая голова». Уже тогда смущала заведомая «попсовость» его манеры, установка на массовость, на поверхностный эффект. А также рано проявившаяся способность к мгновенному перекрашиванию в угоду конъюнктуре. Чего стоит его кульбит на 180 градусов во времена, когда впервые православные массы стала очень смущать стремительно продвигаемая сверху «оцифровка» людей при помощи электронных технологий. Свои знания и опыт Кураев всегда мог использовать «как надо», старательно изображая молодого Аверинцева, якобы будучи способным виртуозно доказать все, что угодно. Стала настораживать эта черта, эта склонность к кульбитам. Да и сам он был – ЧЕЛОВЕК–КУЛЬБИТ, выпускник кафедры научного атеизма, ставший проповедником христианских истин, еще не уйдя из соответствующей аспирантуры. И с самого начала шлейфом тянулся за ним злобный навет завистников о «засланном казачке», как-то парадоксально подкрепляемый его непотопляемостью. Сейчас уже поневоле вспоминается, что в Кураеве изначально чудилось что-то ненастоящее, какая-то пародия на религиозных диссидентов 70–80-х годов прошлого столетия, многие из которых заплатили весьма дорогую цену, вплоть до самой жизни (как, к примеру, отец Рафаил Огородников) за свою выстраданную веру.

Но, став нормальным профессором богословия, тружеником науки и духовного просвещения, защитив магистерскую и докторскую работы, поменьше мелькая в медиапространстве, «диакон всея Руси» так и остался бы в памяти большинства, как старательный и грамотный миссионер, просветитель, хотя и звезд с неба не хватая, дающий людям начальный толчок к «правильному» религиозному поиску, начальные знания о вере.

Однако же не привлекала его такая судьба. Было ли это просто чертой характера или обусловлено чем-то еще – мы вряд ли скоро узнаем.

Один весьма почитаемый в народе духовник как-то, помнится, говорил мне, что Кураев так много сделал для борьбы с темными оккультными силами и так не соответствовал взятой на себя роли в практической своей духовной жизни, имел такое немолитвенное, недуховное внутреннее устроение, что скоро просто не в силах оказался противостоять мощной бесовской атаке на него, которая неизбежно последовала.

С определенного момента наш герой стал определенно портиться, стремительно теряя свои положительные черты и безмерно умножая свои гонорары и свой личностный негатив. Когда-то грамотный просветитель, вполне могший стать неплохим преподавателем, все больше повторялся, издавая почти те же книги с небольшими дополнениями и под другим названием, все больше растрачивал себя на дешевый эпатаж и откровенную халтуру, прикрываемую мало чего стоящей, но изощренной демагогией. Именно он стал формировать в обществе стереотип «презумпции невиновности», неприкосновенности всякого, кто назвался «миссионером». Стремительно забывались его просветительские книги, и все больше распространялись рассказы о публичных кощунствах, пошлых шуточках и примитивных сальных анекдотах. Вогнать в краску воцерковленных православных барышень из церковного или вузовского актива (коих зачем-то табунами сгоняли на его лекции), недрогнувшим голосом назвав медицинским термином мужской половой орган или некие всем известные физиологические процессы, попеняв при этом на их, барышень, излишнюю воцерковленность – стало его коронным номером, главной «фишкой» его фирменного стиля. Происходя из элитной интеллигентной семьи, он все больше пошлел, окончательно превращаясь из богослова в шоумена, и в итоге практически совсем переселившись из академической библиотеки со стоящими на полках томами патрологии Миня в виртуальное пространство, на информационную помойку блогосферы. Невозможно не вспомнить здесь известный стишок одной суперизвестной еще с советских времен, стареющей поп-дивы, сочиненный ею про саму себя: «Неприличная артистка, но для рейтинга сгодится».

Однако главная составляющая кураевского успеха – составляющая номенклатурная не давала ему упасть, долго поддерживая на плаву. Именно она позволила ему ловко пропихнуть свой ужасный учебник по «Основам православной культуры», который многие специалисты тогда же назвали «сдачей» этой самой культуры по всем направлениям. Стремительно теряя свою, так сказать, мыслительную форму, порой теряя очевидную для всех грань между фуршетом и, пусть популярной, но все же лекцией, Кураев не просто долгое время ехал на старом багаже; он, вовремя грамотно поддержав в информационном пространстве кого надо, осчастливив православное сообщество очередным афоризмом «Пора привыкать», ухитрился стать главным идеологом стремительно надвинувшихся церковных реформ, залепив в «час Х» свою, так сказать, главную и любимую «новеллу» – книгу с косноязычным названием «Перестройка в Церковь», прибереженную до удобного момента. Здесь окончательно была сформулирована главная идея «кураевщины», этого «православного» извода католической теории «аджорнаменто». Будучи когда-то искренним борцом со всем, что «неправославно», Кураев стал в итоге ассоциироваться с «лайт-православием», с идеей приспособления Церкви к окружающему мiру ради «миссионерского» успеха (то есть, вопреки завету Спасителя, с намерением лишить силы духовную «соль» Церкви ради более успешного «осоления» мiра), словом, со всем тем, что составляет суть безумного реформаторского проекта «новой миссии». Человек-кульбит стал человеком-«миксером» с его фирменной идеей «миссии через субкультуры», «нахождения точек соприкосновения» между «ложными ценностями» субкультур и светом Христовой Истины. (Это не наши домыслы, а вполне реальная идеология, внедренная Кураевым в официальный учебник по миссиологии (то есть по тому курсу, который он до последнего времени читал в МДАиС. Ср.: «Общаясь с представителем той или иной субкультуры, миссионер должен понимать, что духовный поиск современного человека ярче всего выражен именно на языке его субкультуры, которая несет в себе определенные духовные ценности (пусть даже безнравственные). Понять их значение для данного человека и осветить их сквозь “призму” ценностей Евангельских – вот начало поиска точек соприкосновения и «рецепции» субкультуры для проповедника». (См.: Миссиология: Учебное пособие. Изд. 2, исправленное и дополненное. Миссионерский отдел Русской Православной Церкви, 2010. С. 188). Это и стало концом Кураева как христианина и миссионера, подвело черту под его когда-то позитивной деятельностью. Ибо является полной противоположностью словам Писания о невозможности совместить «Христа с Велиаром» и служить одновременно «Богу и маммоне».

Но долго еще плавал бы на поверхности исписавшийся «неистовый миссионер», если бы не действие Промысла и правота известной истины: «Кого Бог хочет наказать, того Он лишает разума».

По привычной тяге ко всякой грязи, включившись в интернетовский треп по поводу секс-меньшинств в Церкви, потерявший чувство опасности рыцарь новой миссии, вдруг ни с того, ни с сего затронул совсем уж стремную и запретную тему о сексуальной ориентации митрополита Никодима (Ротова), любимого учителя нашего нынешнего Предстоятеля и целого ряда других высших иерархов. Неужели считал, что и это сойдет ему с рук? Или сознательно провоцировал дальнейшие события? Выставляя себя теперь как борца с «гомоиерархами», Кураев снова лукавит, как лукавил и тогда. Ибо, в своем фирменном стиле «опосредовав» свой пост через некое письмо какого-то третьего лица, он в тот момент выступал вовсе не обличителем! Некий аноним в своем якобы письме на имя «всероссийского диакона» якобы писал (в изложении Кураева): «Я точно знаю, что митрополит Никодим Ротов, умерший на приеме у папы Римского в присутствии о. Льва Церпицкого, самый великий деятель Русской православной церкви за последние 50 лет, был безусловно гомосексуалистом... Почему Вы, заступившийся за пусек, почему Вы ничего не скажете о идиотской травле геев, какой не было и в СССР, когда существовала почти не работающая статья? Почему молчит Патриарх, который был когда-то рукоположен митрополитом-гомосексуалистом (это не упрек, но Кирилл ведь всё знал), величайшим деятелем Русской православной церкви, а теперь бесстрастно наблюдает за тем, как его клир проповедует ненависть?» (См.: http://diak-kuraev.livejournal.com/566085.html). Это очень лукавый, манипулятивный текст! Притом, что сам Кураев как бы отстраняется от его содержания (в беллетристике известный прием), смысл высказывания вовсе не прямо обличительный, а, на первый взгляд, как раз защитительный: автор выступает против «идиотской травли геев», против «проповеди ненависти» к секс-меньшинствам со стороны «клира РПЦ», то есть здесь наш протодиакон выступает как раз в привычной для себя роли «толераста», а вовсе не блюстителя нравов, хотя и оговаривается как бы сам от себя, что он лично против геев! Но провокационный подтекст очевиден, ибо для высших иерархов сама постановка вопроса о никем не доказанных обвинениях в гомосексуализме в отношении их обожаемого учителя является невозможным делом. Итак, Кураев здесь вовсе не одномерен, он не «правду-матку» рубит с плеча, а выдает очень лукавое и двусмысленное высказывание, ухитрившись и по факту выдвинуть обвинение против «голубых попов» и взять под защиту «обижаемых геев»!

И лишь когда «сверху» последовала вполне прогнозируемая реакция, и неистовый миссионер был, наконец, изгнан из профессоров, он, в очередной раз совершив столь привычный для себя кульбит, выступил в роли уже «принципиального» защитника сопротивляющихся разврату семинаристов и против нагло домогающихся их «гомоиерархов». (Поскольку в отношении сексуальных домогательств, как все же уголовного преступления, для всех граждан действует презумпция невиновности, достоверность или недостоверность сообщаемых сведений нам придется предоставить совести самого отца Андрея. Это его игра, а не наша, и ему самому, а не кому-то другому «в случае чего» придется доказывать свои обвинения перед светским либо церковным судом). Для нас же сейчас важно другое.

Нарастающий, как снежный ком, умело слепленный руками грамотных политтехнологов «гей-скандал в РПЦ» (сбылась заветная мечта «либерастов»!) в действительности есть продукт манипуляции сознанием. Ибо в роли борца с «голубым» развратом предстает тот самый Кураев, который: а) уверенно взял под защиту пресловутых «пуссей», от которых за версту несет гендерной идеологией и практикой (Толоконникова в своем философском дипломе занималась «трансформацией субъекта в гендерных исследованиях», а Самуцевич на практике осуществила такую трансформацию, став лесбиянкой; в тексте стишат, пропетых панками в ХХС и Елоховском соборе, феминизм, внедряемый внутрь Церкви, является одним из главных мотивов); б) с упоением третировал православных женщин, прессуя их в своих лекциях именно по сексуальной части; в) наконец, уверенно утверждал, вызвав резкую отповедь одного известного владыки, что латентный гомосексуалист имеет полное моральное право быть священником. Не говоря уже о совершенно нездоровом проценте пассажей «про это» в «миссионерских лекциях» о. протодиакона, причем все время в каком-то болезненно-извращенном, ненормальном виде. Прежде чем выступать в роли самозваного обличителя (на которую его никто не приглашал), Кураеву следовало бы разобраться с самим собой, с собственными деяниями. Или он, в ослеплении от гордыни своего великого ума, считает, что он всегда прав? Разобраться с собой следует и либеральным СМИ, ныне столь возлюбившим Кураева, которые то обличают «гомофобов» из числа «церковников» и православных патриотов, то вдруг начинают ужасаться тому, что в Церкви «это» тоже есть. Вся история изначально дурно пахнет, как давно уже дурно пахла вся в целом «миссионерская» деятельность Кураева.

Невооруженным взглядом заметна и очевидная вписанность всей истории в весьма тревожный общий политический контекст: явное обострение этноконфессиональной обстановки в Татарстане (а раскрученный Кураевым гей-скандал начался именно с Казанской семинарии); недавние взрывы храмов в республике, «шариатские патрули» там же; планируемый на 26 января демарш исламистов в Москве; непрестанные попытки задеть, оскорбить ислам; наконец, нарастание волны прямого террора радикальных исламистов в России накануне Олимпиады в Сочи. Но это, как говорится, отдельная тема.

Что ж, теперь, после всех этих, достаточно очевидных, на наш взгляд, вещей пора вернуться к началу, к тому, с чего мы начали. Удаление Кураева (думается, вопреки кураевской демагогии, вряд ли у кого есть сомнения в том, что оно не могло произойти иначе, кроме как по разрешительной «отмашке» Патриарха Кирилла) означает начало признания со стороны высшего священноначалия нашей правоты, давней правоты ревнителей – с модернистскими реформами в нашей Церкви, с проектом «новой миссии» пора заканчивать. Ибо церковная реформа, как всякая революция, рано или поздно начинает пожирать не только своих детей, но в первую очередь – тех, кто ее начал. Об этом свидетельствует уже немало фактов, в частности, ультрареформаторский съезд, организованный не так давно королем провокации С.Белковским, участники коего призвали Патриарха уйти на покой (см.: http://i-news.kz/news/2012/09/17/6620973-v_moskve_sostoyalas_konferenciya_reformaciya_sudba.html), а также, разумеется, и нынешний демарш Кураева. Другим косвенным свидетельством этого признания является недавняя проповедь Его Святейшества, что сильно напрягла внутрицерковных «креаклов». «Вот что удивительно, - сказал тогда, в частности, Предстоятель, – иногда, общаясь с совершенно простыми людьми — я это часто делаю, совсем простыми, у которых нет никаких претензий на понимание современной жизни, когда им задаешь вопрос о том, что сегодня происходит, когда их спрашиваешь о том, как они относятся к тем или иным политическим деятелям, получаешь потрясающий ответ. Как будто перед человеком открывается сокровенная глубина происходящего, и он дает безупречные характеристики многим известным личностям. Задаешь себе вопрос: отчего же это? А потом понимаешь: не от мудрости человеческой, не от знаний, не от образованности, а от того, что человек этот близок к Богу. Он молится, он знает слово Божие и, применяя свой духовный опыт к оценке происходящего, делает совершенно определенные, недвусмысленные и удивительно правильные заключения. В нашем обществе есть категория людей, которые пренебрежительно относятся к народу, считая его неспособным к творческой деятельности. Эти люди сами себе присвоили название творческого класса, или, используя иностранное слово, сами себя называют креативным классом. Так вот, удивительно правильную оценку этим людям дает наш народ, сохранивший веру, а значит, и критерий истины» (см.: http://www.patriarchia.ru/db/text/3457610.html). Тут, как говорится, не убавить, не прибавить. Если это не прямой камень в огород Кураева, столь любящего кичиться своей во многом поверхностной и начетнической образованностью, то я совсем не понимаю, что это…

Теперь эту начатую контрреволюцию можно только продолжить. Используя знаменитый афоризм, скажем, что «пора привыкать». Пора привыкать к тому, что человек предполагает, а Бог располагает. Что не всегда тараканьи бега по поверхности истории способствуют прогрессу и, так сказать, деланию истории. Что «эффективный менеджер» может в итоге оказаться совсем неэффективным и привести к катастрофе, а тот, кто кажется бездеятельным, ибо не мельтешит в телевизоре, а спокойно и тихо работает, слушая, по слову Патриарха, волю Божию, вполне может в своем деле как раз преуспеть. Что «новая миссия», это порождение гордыни безблагодатного (а потому поверхностного и неглубокого) ума – есть путь в пропасть, к оскудению Церкви, а тихая молитва и незаметный суетному мiру каждодневный смиренный подвиг – напротив, путь спасения. Что реальная надежда и опора Церкви и ее иерархии – не придворные лизоблюды, а те, кто имеет свою независимую, но при этом сугубо церковную позицию и, порой не боясь сказать резкое слово «поперек», не торгует верой и убеждениями. Что видеть перед собой Христа куда как важнее, чем уметь пускать пыль в глаза и писать грамотные отчеты. Помолимся же за нашего Патриарха, дабы Господь и дальше вразумлял его и даровал ему силы и духовное видение истинного пути.

Что же до пресловутого «голубого лобби» (наличие коего в нашем клире общеизвестно, но при этом, без сомнения, сильно преувеличено), то избавление от него невозможно без выжигания каленым железом тлетворного духа либеральной «толерантности» ко греху, того компромисса с падшим греховным мiром, что всегда составлял и составляет сокровенную суть кураевщины.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
11 января 2014 в 14:12

Замечательный материал! Уже давно пора очень серьезно изучить и озвучить практику подмены глубинных смыслов прим внешней тождественности понятий. Эти технологии продинуты и нанизаны на умение манипулировать любым сознанием.

11 января 2014 в 14:53

Господин Семенко, Вы завидуете гениям, а это низко, особенно для Православного человека. Но для чего Вы свои «кульбиты» опубликовываете, неистовый Вы наш?
В этой статье Вы поведали нам всё о себе, и ничего о протодьяконе.
Читая Ваши низкие завистнические потуги, понимаешь, что Вы начали «определенно портиться», говоря Вашим филологическим языком, причем уже давно начали.
Если одной труженице уважаемый и чтимый протодьякон Андрей Кураев посоветовал побольше спать и поменьше молиться, то Вам, господин Семенко надо побольше молиться и поменьше писать.

11 января 2014 в 15:45

Как умилительны все эти возгласы "Мы, так долго говорившие о ..." именно в тот момент, когда стало можно.

11 января 2014 в 15:49

Это уже четыре юродивых на сайте. Сайт начинает откровенно замусориваться.

11 января 2014 в 16:01

Уважаемые модераторы сайта! На сайте появились уже четыре профессиональных юродивых-Асташкин, Долгов, Сергеев и Кириллов. Это уже перебор. Юродивые кривляются, передразнивают, вопят то петухом, то козлом. НЕ ПОРА ЛИ ПРОВЕСТИ ЧИСТКУ?

11 января 2014 в 16:16

Кураев и Алехина с Толоконниковой, по словам Толоконниковой теперь соработники.

11 января 2014 в 16:33

Отличная статья, Владимир,всё в ней предельно точно и ясно.
-------------------------------------------------------
Поддерживаю мнение Александра Климова и Сергея Животкова в отношении упомянутых личностей. Вот только с их "юродством" не согласна. Это не юродивые, а ПРОВОКАТОРЫ. Одни - явно "заказные", другие - так развлекаются, но суть - одна.

11 января 2014 в 21:07

Согласен. Сайт основательно загадили тролли и провокаторы...

13 января 2014 в 15:00

Ничего не могу сказать о Кураеве, поскольку плоховато знаю его труды.
Те же (немногие) материалы, с которыми успел ознакомиться, хоть и не однозначны на мой взгляд в полноте своей, но говорят о нём как о человеке думающем и верующем.

13 января 2014 в 18:13

Вы высказались о философе в черной монашеской рясе «как о человеке думающем и верующем».
Какая гениальная проницательность и остроумие!
Многие люди вконец разучились мыслить и, соответственно, трезво оценивать реальность. Вы, госпожа Жежерун, напоминаете мне ту святую простоту, что подбрасывала хворост в горящего Яна Гуса. Бойтесь не льва, не змия, бойтесь человека, который себя во всеуслышание называет патриотом и верующим.
Что у вас от веры, если вы гонимому человеку бросаете камень вслед?
Где ваш патриотизм, если вы радуетесь, как улюлюкают завистники над русским проповедником?
Где ваш разум?

13 января 2014 в 18:48

Это мы все-завистники Кураева? МОЩНО. Может быть, нас объявят еще завистниками Толоконниковой и ее курицы?

13 января 2014 в 19:44

Андрис Сергеев 13.01.2014 18:13
Вы, госпожа Жежерун, напоминаете мне ту святую простоту, что подбрасывала хворост в горящего Яна Гуса. Бойтесь не льва, не змия, бойтесь человека, который себя во всеуслышание называет патриотом и верующим.
Что у вас от веры, если вы гонимому человеку бросаете камень вслед?
Где ваш патриотизм, если вы радуетесь, как улюлюкают завистники над русским проповедником?
------------------------------------
Где Вы, уважаемый, нашли "гонимого"? По поводу камня в след, отвечу, что в открытой печати уже более 10 лет полемизировала с Кураевым, когда он бьл, по утверждению одного маститого протоиерея: "самолёт", а я - "самокат", и тогда уж он был в зените своей "славы". Да и Вам ли оценивать меру веры других людей? Кстати, а почему нелльзя верить тому, кто не скрывает своих веры и патриотизма? Кажется, под эту категорию попадут все верующие (и не только православные) нашей страны, да и других стран, пожалуй.
Последняя процитированная мной Ваша фраза - вообще ШЕДЕВР! Значит, если некий русский ублюдок (сейчас - не о Кураеве) начнёт "проповедовать", то его трогать патриотам никак нельзя? Даже если он проповедует ересь? Так знайте - плох тот патриот, который только из "чести мундира" позволит творить зло кому-бы то ни было. Удивительно, что кому-то надо объяснять прописные истины - чай, не в детском саду.

13 января 2014 в 21:54

Я прочитал только четыре книги о. Андрея Кураева и знаком с его лекциями и выступлениями. Но и на основании этого, я твердо заявляю, - все что и как делает этот человек, заслуживает уважения. Я сам не согласен с отцом Андреем по многим пунктам. Но это не значит, что я – прав, а он - неправ. Он – прав, и я - верен, - просто Христианство это слишком большой мир для одной колокольни, но основан этот мир (sic!) не на Законе, не на Подчинении, а на Любви. Полемизировать Православный человек должен имея внутри себя Любовь к оппоненту. Если бы Владимир Семенко имел хоть малую частицу Любви к своему ближнему, он бы не написал «Конец «миссионэра», так написать и озаглавить статью мог только завистливый, мелочный человек. Не идите на поводу у Семенко и его убогих приспешников.

Вы спрашиваете: «Почему нельзя верить тому, кто не скрывает своих веры и патриотизма?»
Родина у патриота на Небесах, - от patria – отечество, - где патриота ждет Deus Pater – Отец Небесный. Россия наша малая родина, но для православного человека – и Россия не важна по форме, только по сути, как не важна была для Христиан Римская империя. Падут еще много земных царств, на что нам их прах? Одна вера постоянна, за нее и надо держаться. Россия тем ценна, что она православная, уберите из России православие, и она снова станет государством-однодневкой.

Ни в коем случае не стоит скрывать человеку, что он с Христом, как это трижды сделал апостол Петр. Но мы не должны забывать и о фарисеях, которые давали каждому встречному знать их набожность, что выглядело весьма «повапленно». Вот господин Семенко говорит, что он «православный писатель», а что это такое, мне кажется даже Иван Шмелев не знал. Это как православный агроном или православный архитектор. Зачем этот эпитет, если я уже по одной статье увидел, какой Семенко «православный писатель». Он потому и «православный писатель», что пишет совсем не по-православному.
Позвольте ответить и на Ваш, последний, вполне риторический вопрос. К чему Вы мне выдумываете конструкт про какого-то «ублюдка», если мы говорим только об о. Андрее. И зачем использовать страшное слово «ублюдок», если есть выражение «заблудшая овца», согласитесь, что мы можем считать человека ублюдком, если сами бесконечно ублюдочны, - у нас у самих навечно бревно в глазу, - а заблудшими овцами мы все побывали.

«Ублюдки» никому не интересны. Кураева «трогают» и дергают, только потому что он есть дерево, приносящее плоды, и Бог ему в помощь.

14 января 2014 в 11:57

С Андрисом Сергеевым невозможно спорить.
Он стоит на прочном фундаменте:
- надо верить,
- никто не без греха,
- возлюби ближнего,
Железобетонный фундамент! Марка М22,5!
Вот так и получается, мы должны всех любить и терпеть любые выходки кощуннцев, и молчать в тряпочку.
А вообще-то за оскорбление Веры в царское время головы рубили.
За убийство, - на каторгу, а за Веру, - голову с плеч.
Или Кураев Веру не оскорбил? Не сеял зерна сомнений?

14 января 2014 в 14:08

Андрису Сергееву

"Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1 Тим.5:8), - это по поводу патриотизма. По поводу остального - теперь Вы говорите "прописные истины" без привязки к конкретной теме. По поводу "плодов" с дерева-Кураева, могу сказать, что знакома с ними (живи как хочешь, только "веруй". Постулат правильный, если только вера "истинная", а вот тут-то и "собака зарыта": то, что проповедует Кураев, не является "чистым православием", а суррогат, извините, по сути - закомуфлированная отрава, недаром Папа Римский наградил Кураева высокой наградой, которую тот с радостью принял (католики высоко оценили его деятельность по разложению Православия).
По поводу "любви к оппоненту", как необходимого условия критики и противодействия. Деяния 1 Вселенского Собора перечитайте: как свт.Николай Мирликийский (наш любимейший Николай Угодник) прямо на Соборе при всех дал увесистую оплеуху Арию, за что был лишён святительского сана и заключен в тюрьму. Ночью ему явились Богородица и апостол Иоанн, вернув ему омофор и Евангелие, что убедило Собор в том, что его действия угодны Самому Богу и не являются тем, что по человеческим меркам показалось недостойным святительского сана.
Кстати, Вы, как я поняла - тоже "плод" с кураевского дерева... Так что - всё, как говорится "на лице".

14 января 2014 в 16:15

Согласен с Владимиром Кудиновым. Весьма неглупый молодой человек. Возможно даже, хорошо и разносторонне образован. Но вот базовое понимание о вреде и недопущении Гордыни у него напрочь отсутствует.

14 января 2014 в 17:07

Я не плод с кураевского дерева, потому что я в самом начале заявил, что я не согласен с Андреем Кураевым по многим пунктам. Пожалуйста, если Вы собираетесь вступать в полемику, то старайтесь максимально слышать и понимать о чём говорит оппонент.
Я так и знал, что Вы мне приведете в пример святую ярость Святителя Николая. Эти случаи очень редки и не характерны для Православия. Вот Святой Христофор был так рьян в спорах, что его и теперь изображают с псиной головой. Это исключение из правила, чем само правило Православной полемики. Но если Вы чувствуете свое право и Божье благословение давать «оплеухи», то тогда Вы должны быть уверены, что ночью к Вам зримо придет Богородица. Я в этом никогда не уверен, хотя в детстве ждал, что придет и навестит наяву, сейчас понимаю, что глубоко недостоин, поэтому жестокость (святая жестокость) Святителя Николая не подходит нам для примера.
Вы мне приводите слова апостола Павла (1 Тим.5:8). Христос же сказал: «Оставь свою мать и жену, и детей, и братьев, и сестер, и саму жизнь свою. Тот, кто этого не сделает, не может быть учеником». Христа также обвиняли в анти-патриотизме за его пророчества.

Это дело вкуса каждого. Каждый занимает себя чем хочет в меру своей осведомленности и вводит себя в словесные стойла.

Но говорить, что протодьякон Кураев разлагает Православие, потому что он сомневается в чудесности Благодатного огня, что он уважает Западное Христианство, что он позволяет себе иронизировать над «заведующими по подсвечникам», и что одной перетрудившейся на ниве Православия женщине, он посоветовал «побольше спать», - так говорить могут лишь только глупые люди. Всем кто против Кураева, надо молиться о прибавлении ума и себе и о. Андрею, что бы уж наверняка.

14 января 2014 в 17:34

Correction: параграф 3, предпоследняя строка: «…так говорить могут лишь только люди с узким кругозором мышления».

Я встречал людей, которые ставили знак равенства между Православием и Католичеством, - это были глубоко верующие и очень умные православные люди. Умному или лучше сказать, человеку с расширенным мировидением, всё равно, зажигает ли Патриарх от зажигалки или от мистического горнего свечения. Увидел ли Гагарин в космосе Бога или нет. Потому что Вера не на площадях и не в шумной толпе, а в ежедневном Выборе между «да» и «нет», в ежедневном труде и памятовании. Отриньте пеструю шелуху и ищите сущее, тогда успокоится Ваше сердце верующей Христианки.

14 января 2014 в 17:35

Андрис, а Вы не допускаете, что плоды дерева "Кураев" могут быть ядовитыми для верующих?
И Вы призывете их изучать. Зачем? Для расширения кругозора?
На то нам и даны пастыри, чтобы охранять стадо, разъяснять слово Божье.
Сколько у нас лже-пророков, сектантов, сколько вреда от них!
Вы мне предложите самому изучить труды кураева и самому сделать вывод?
Спасибо.
ПризнаЮ свою слабость, боюсь ошибиться, впасть в ересь, доверяю Патриарху.
А Вы, кажется не боитесь, считаете себя способным отличить ересь от веры?
Гордыня, Андрис, гордыня!

14 января 2014 в 18:10

Андрис Сергеев 14.01.2014 17:07
Но если Вы чувствуете свое право и Божье благословение давать «оплеухи», то тогда Вы должны быть уверены, что ночью к Вам зримо придет Богородица. Я в этом никогда не уверен, хотя в детстве ждал, что придет и навестит наяву, сейчас понимаю, что глубоко недостоин, поэтому жестокость (святая жестокость) Святителя Николая не подходит нам для примера.
------------------------------
Я не раздаю "оплеухи", я защищаю, в меру своих возможностей, веру православную от поругания, которому она подвергается от всевозможных лже...
Воспринимать поступок свт.Николая как жестокость, хоть и "святую" - извините, - извращение, что обнаруживает полное непонимание сути: ПАСТЫРЬ ЗАЩИЩАЛ СТАДО ХРИСТОВО ОТ "ВОЛКА В ОВЕЧЬЕЙ ШКУРЕ".
-----------------------------
Вы мне приводите слова апостола Павла (1 Тим.5:8). Христос же сказал: «Оставь свою мать и жену, и детей, и братьев, и сестер, и саму жизнь свою. Тот, кто этого не сделает, не может быть учеником». Христа также обвиняли в анти-патриотизме за его пророчества.
-------------------------------------
Приведённая Вами цитата не о том. в ней Христос говорит о первой заповеди: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею мыслию твоею... (цит. по памяти), то есть о том, что близких любить больше Бога - нарушение первой заповеди. К патриотизму это не имеет никакого отношения.
Что касается обвинений Его, то только в чём Его не обвиняли... Эти обвинения Его врагов для Вас - аргумент?
--------------------------------------------
Но говорить, что протодьякон Кураев разлагает Православие, потому что он сомневается в чудесности Благодатного огня, что он уважает Западное Христианство, что он позволяет себе иронизировать над «заведующими по подсвечникам», и что одной перетрудившейся на ниве Православия женщине, он посоветовал «побольше спать», - так говорить могут лишь только глупые люди. Всем кто против Кураева, надо молиться о прибавлении ума и себе и о. Андрею, что бы уж наверняка.
--------------------------------------------
Обвинять в "глупости" огромное количество незнакомых Вам людей, говорящих о деятельности Кураева, как разлагающей, - оставляю на Вашей совести, особенно в свете Ваших-же призывов к любви и не осуждении... Странный двойной стандарт. Кстати, именно Кураев был сторонник двойного стандарта, подобрав ему "корректное" определение. А говорите, что - не его "плод".
О "прибавлении ума" необходимо молиться всем, почему же только несогласным с о.Андреем?
А мое "сердце верующей христианки" вполне спокойно, и - или Вы - "прозорливец"?

14 января 2014 в 20:00

Ирина Ивановна, скажите, где о. Андрей поругал веру Христову? – если бы он был поругателем, то он бы давно лишился сана.

Святитель Николай очень жестокий старец, многие чудеса, которые он творит с людьми у меня вызывают ужас. Вспомните стояние Зои. Это не жестокость? Как Вы понимаете, я не оцениваю Великого Святителя, я только подмечаю, что Он иногда очень ярый сильный в своем чудотворении, к примеру протоиерей Артемий Владимиров рассказывал как одна женщина помолилась по его совету Святителю, что бы муж не пил, так когда ее муж пошел днем мусор выносить – его жестоко избили, с тех пор муж бросил пить.

В трактовке священных цитат можно задавать разные векторы, оставаясь в рамках догматов. Советские атеисты, трактовали эту цитату: «Оставь свою мать и жену, и детей, и братьев…» в самом радикальном смысле. И я считаю, что они были правы. Но и Ваша версия тоже вполне хороша.

Дорогой Владимир Кудинов, ересь – это страшная вещь. Ее не нужно определять, она сама о себе вопиет.

Кстати, вопрос не только к вам, но и к патриарху Кириллу. Что такое «креативный класс»? Это, ведь, общество людей, в которых живет Дух Божий, ибо Бог есть Креатор всего сущего, Творец, и его чада есть сотворцы Ему. Если вы трудитесь во славу Божию, то вы креативны и принадлежите к креативному классу. Так что дай Бог нам всем побольше креативности.

Совесть моя чиста, потому что я скорректировал «глупые люди» на «люди с ограниченным мировидением». Прошу прощение за собственную глупость, с которой лучше не рассуждать о делах церковных, но когда я увидел, что чернят доброго Православного батюшку, – понял, что должен заступиться.

14 января 2014 в 20:40

Андрису Сергееву.
Начну с конца Вашего коммента:
"когда я увидел, что чернят доброго Православного батюшку"
--------------------------------
Кураев - не батюшка, он - дьякон, хоть и прото-. Это разные степени священства, которым в Таинстве Рукоположения подаётся Благодать по необходимости служения в каждом сане: диаконском (являющемся лишь вспомогательным для священнического служения), иерейском и архиерейском. В том числе, проповедь является обязанностью иерейского и архиерейского служения, а не дьяконского. Может, потому и не выдержал о.Андрей "не своей ноши".
По поводу Ваших сентенций о креативности: Бог создал человека "по Образу Своему и по Подобию Своему", что подразумевает в человеке именно подобие и образ личной свободы и творчества. Если человек, в силу этой личной свободы, начинает творить добро, то становится соработником Богу, если творит зло - соработником диавола и, соответственно, Дух Божий в нем пребывать никак не может.
Что до Святителя Николая, то чего уж Вам не обвинить Самого Бога (ещё страшнее порой наказывающим, вернее - вразумляющим, всё человечество, а не отдельно взятых грешников, как в Вашем примере), чьим "угодником и служителем" был свт.Николай. Опять в Вас, извините, просто лезет кураевщина, потому, что в Вас нет православного мировоззрения в целом. Вот Вы считаете, что раз наказали - значит плохие. А в Библии сказано - по плодам. Та же Зоя из богохульницы, благодаря этому "жестокому" чуду в считанные месяцы спаслась, попала в Царствие Небесное. Ещё неизвестно, удастся ли нам после нашей, порой весьма долгой, жизни сподобиться того же. Вот и выводите - добром или злом было это действие Святого. Когда родитель наказывает ребёнка, тот в страшной обиде, и лишь спустя некоторое время, может - годы, а может - всю жизнь, может осознать, что это наказание спасло ему жизнь. Вы рассуждаете, как ребёнок.

14 января 2014 в 21:31

Простите, но Кураев для меня батюшка, ибо он как отец наставляет паству, потому и батюшка.
И я окончательно понял, Дорогая Ирина Ивановна, что Вы поверхностно читаете. Я не говорил, что жестокость это плохо или хорошо. Святитель Николай со своей особой мудростью и наставлением выделяется среди других святых, поэтому такое почитание у него по всему миру. «Вот Вы считаете, что раз наказали – значит плохие», - где я такое говорил? спаси Бог! Я сказал, что наказывает и жестоко. Но, попутно замечу, что Святитель бывает и очень мягким и доброхотным, это уж как повезет, но от пьянства он избавил навсегда, того мужчину, хотя тот лежал в больнице в гипсе. Все по воле Божьей и за всё Богу слава! И я вот думаю, а если та жена помолилась старцу Серафиму Саровскому? Согласитесь, что старец Серафим не избил бы алкоголика, а по-другому бы помог наставить на путь истинный.

14 января 2014 в 21:52

Андрис Сергеев 14.01.2014 21:31
Простите, но Кураев для меня батюшка, ибо он как отец наставляет паству, потому и батюшка.
---------------------------
Наставляет к чему? К своеволию и несоблюдение установлений церковных? Да и самочинно возводить его в сан - это как? В этом есть нечто сектантское.
-----------------------------------------------
"а если та жена помолилась старцу Серафиму Саровскому? Согласитесь, что старец Серафим не избил бы алкоголика, а по-другому бы помог наставить на путь истинный."
----------------------------------
Известен случай, когда приехавшего к нему за благословением масона (очевидно, человека не злонамеренного, а заблуждающегося по духу времени, раз поехал к Старцы просить благословения) о.Серафим не только не принял, но и достаточно грубо выставил вон со словами: "Гряди вон!"

15 января 2014 в 09:39

Коллеги, давайте поблагодарим Ирину Жежерун.
Ирину Ивановну.

15 января 2014 в 11:10

Мне думается, что особой благодарности заслуживает и автор этой достаточно глубокой статьи.
Что же касается Кураева, то опять-таки, типичный пример одного из самых опасных для человека смертных грехов - ГОРДЫНИ. К сожалению, очень распространённой в последнее время (как, собственно, и во все рубиконные времена).

15 января 2014 в 12:43

Владимир Кудинов 15.01.2014 09:39
Коллеги, давайте поблагодарим Ирину Жежерун.
Ирину Ивановну.
----------------------------------
Спасибо, Владимир. Спасибо автору и всем, кто вдумчиво отнёсся к непростой теме.

15 января 2014 в 13:19

Теперь я понимаю Кураева, как ему тяжело с такой паствой.

15 января 2014 в 13:45

Андрис Сергеев 15.01.2014 13:19
Теперь я понимаю Кураева, как ему тяжело с такой паствой.
------------------------------------------
ДА НЕТ У НЕГО НИКАКОЙ ПАСТВЫ, ИБО - НЕ ПАСТЫРЬ ОН, НИ НОМИНАЛЬНО, НИ ФАКТИЧЕСКИ!

1.0x