В конце октября в Грузии прошли президентские выборы, ознаменованные концом эпохи личной власти Михаила Саакашвили. В этот раз кампания оказалась более напряженной, чем в предыдущие выборы, так как на геополитическую карту были поставлены годы войны с Россией, отторжения Южной Осетии и Абхазии и взаимоотношения с новоприобретенными западными "друзьями".
Михо пришёл к власти в Грузии на волне бархатной "Революции роз", первого смоделированного переворота в СНГ. Это уже потом последуют якобы бескровные "революции" на Украине, в Киргизии и неудачные попытки в Белоруссии и России. Иными словами, бывший стипендиант Госдепартамента США обкатал новую технологию, где не было надобности менять государственное устройство посредством ракетно-бомбовых ударов.
3 ноября 2003 года в Грузии прошли парламентские выборы, результат которых не признали оппозиционные блоки "Национальное движение", "Бурджанадзе-Демократы" и "Патиашвили-Единство", начавшие акции протеста, переросшие в многотысячные шествия по Тбилиси и захват здания парламента. Уже через несколько недель произошла смена власти, в результате чего Эдуард Шеварднадзе был вынужден уйти в отставку. На спешно организованных выборах "грузинский Жириновский", как впоследствии его назовут средства массовой информации, набирает 96,27 % голосов избирателей.
После "революции роз" новое руководство Грузии смогло договориться о значительном увеличении иностранной помощи, что способствовало милитаризации страны. Откровенные угрозы Аджарии, Осетии, Абхазии прозвучали уже в 2004 году и почти забытое слово "аншлюс", как это было в Германии Гитлера, стало ключевым для Михо.
"Грузия — это единая страна, а кто противится — пусть убирается из неё. Я наведу порядок в стране, в том числе и в Аджарии. Никакой агрессии в отношении аджарских властей нет и не будет, но одно должны понять все — каждый квадратный сантиметр грузинской земли будет под контролем", - говорил Саакашвили.
И весной 2004 года конфликт вокруг Аджарской Автономной Республики завершился свержением правящей власти президента Абашидзе и подчинением автономии тбилисскому режиму. А 22 июля 2006 года в Кодорское ущелье были введены грузинские войска, которые быстро установили контроль над всем регионом. На этом, конечно же, Саакашвили остановиться не мог – Южная Осетия и Абхазия не давали покоя президенту-милитаристу.
Стоит отметить, что после прихода к власти Михаила Саакашвили российско-грузинские отношения достигли самой низкой отметки за всю историю Грузии. Начиная с весны 2004 года, Михо делал резкие заявления, обвиняя Россию в попустительстве сепаратистским устремлениям властей Южной Осетии и Абхазии. Саакашвили выразил желание заменить российский миротворческий контингент войсками НАТО. А уже 2006 году Грузия вышла из состава СНГ.
Подогреваемая западными инвесторами и консультантами, заручившись поддержкой в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, Грузия усиленно готовится к войне, закупая супермощное вооружение у стран-участниц альянса. К берегам прибывали американские военные корабли, выгружая тысячи новеньких винтовок М-16, израильских танков и украинских зенитных пушек. Сотни инструкторов натаскивали отравленных идеей превосходства грузинских коммандос, готовых по приказу полубезумного Михо вступить в войну, которая вот-вот должна была начаться.
Соединения грузинской армии вступили на территорию Южной Осетии и 8 августа 2008 года в 00:00 по московскому времени грузинская артиллерия начала обстрел осетинской столицы, после чего последовало выдвижение войск и бронетехники к Цхинвалу. Более полутора суток российский миротворческий контингент и осетинские ополченцы оказывали сопротивление вооружённым до зубов грузинским коммандос. Российское правительство подписывает приказ регулярной армии войти в Южную Осетию. В ходе пятидневной войны грузинская армия, бросая бронетехнику, бежала вглубь страны. Редкие же обороняющиеся соединения были отброшены к Тбилиси. Не лишне сказать, что грузинская машина пропаганды не гнушалась и подделкой фотографий якобы убитого мирного населения российскими военными, представляя нашу армию агрессором и разжигателем войны для западных СМИ.
В это время Михо, показывает все признаки морального разложения, бросаясь на землю от тени пролетающего самолёта и жуёт галстук в прямом эфире на телевидении. Мечта Саакашвили о Великой Грузии разбита, а союзники не спешат помогать. Именно тут точка отсчёта правления неудачливого Михо, чудом избежавшего виселицы за военные преступления.
Сохранив режим личной власти, Михо концентрируется на борьбу с внутренними врагами, предпочитая ограничиться от военных авантюр. И тут политическая борьба перерастает в страшные тюремные пытки над оппозиционерами. Саакашвили политизировал полицию, сделав её самой прибыльной профессией в стране, дав максимальные полномочия и затребовав личной верности.
По итогам парламентских выборов, прошедших в Грузии в октябре 2012 года, партия Саакашвили Единое Национальное движение проигрывает, а победа достается Бидзине Иванишвили, сразу заявившего о расследовании фактов политического насилия режима Михо. Вскоре стали поступать сообщения о том, что, опасаясь судебного преследования со стороны победившей оппозиции, Грузию покидают соратники Саакашвили и другие госчиновники, в том числе обвинявшиеся в пытках или убийствах прошлых лет.
Несомненно, главным политическим событием для Грузии стали президентские выборы, состоявшиеся 27 октября. Победителем становится кандидат от правящей коалиции "Грузинская мечта" Георгий Маргвелашвили получив 62,09% голосов избирателей. Второе — за соратником нынешнего главы государства Михаила Саакашвили кандидатом от "Единого национального движения" Давидом Бакрадзе 21,90%. Лидер партии "Демократическое движение — единая Грузия", бывший соратник по бархатному перевороту Михо - Нино Бурджанадзе набрала лишь 10,06% голосов.
Но закончилась ли "Эпоха Саакашвили"? По словам экспертов, курс на евроатлантическую интеграцию, то есть курс на вступление в НАТО и Европейский союз, остался неизменным. Как и осталась неизменной позиция Грузии по независимости Южной Осетии и Абхазии.
"Независимо от того, кто будет президентом или премьер-министром Грузии, главное, что мешает восстановлению добрососедства, это ситуация на оккупированных территориях, - заявил тбилисский политолог Сосо Цискаришвили. - То, что россияне снова смакуют грузинские вина и фрукты, нельзя считать прорывом в отношениях. Сближение двух государств станет возможным, когда сотворители войны уйдут с политической арены. Грузия уже добилась этого, очередь за Россией".
Иными словами грузинский эксперт считает, что Россия должна отказаться от своего национального лидера Владимира Путина, чтобы "маленькая, но гордая" Грузия протянула руку добрососедства.
Россия, по заявлению министра иностранных дел Сергея Лаврова, будет продолжать сохранять хрупкий мир и далее. Российские перспективы в регионе связаны с волевым решением Владимира Путина о формировании Евразийского Союза. Стоит помнить, что страны выбирают сильнейших игроков геополитической карты. А Евразийский Союз, безусловно, будет таковым являться. Так что, наберёмся терпения. Михо ушёл, но "эпоха Саакашвили" ещё не закончилась.