Сообщество «Китай-Го (中国)» 00:05 18 января 2024

Кому война?

приготовьтесь слушать про Тайвань много и отовсюду

О том, в какую сторону пойдёт наступивший 2024 год, будут свидетельствовать события-маркеры. Некоторые из них, подобные произошедшему 7 октября года прошлого (вторжение ХАМАС в Израиль. — Ред.), предугадать нельзя, другие же уже давно внесены в календари. Первым из событий второго типа за этот год стали выборы на Тайване. Интрига, нагнетавшаяся месяцами, ставила кандидата от Гоминьдана чуть ли не на позиции сторонника немедленного воссоединения с КНР, а кандидату от Демократической прогрессивной партии (ДПП) рисовала намерения немедленно объявить независимость от материкового Китая. На деле же это была битва двух статус-кво, просто лёгкие уклоны в ту или иную сторону у каждого из этих статусов были разными. В итоге, ко всеобщему удивлению, победил статус-кво. ДПП защитила титул правящей партии, Гоминьдан остался в оппозиции, пусть и отвоевал чуть больше мест в парламенте, а президентом острова (ну не называть же Тайвань страной) стал Уильям Лай, бывший до этого вице-президентом при Цай Инвэнь.

Статус-кво с постепенным сползанием Тайваня в сферу американского влияния называется в КНР "ползучей легализацией" и вызывает там недовольство медленной, но последовательной работой над отделением Формозы не только юридическим (при экстраполяции нынешних тенденций формальное объявление независимости является вопросом текущего десятилетия), но и реальным. Среди прогрессивных кругов островных политиков, которые с 2016 года находятся у власти, давно забыты все разговоры о едином Китае и о том, что именно остров Крым… остров Тайвань является носителем того самого исконного китайского духа в противовес не помнящим родства коммунистическим И Ванам из Пекина. Потихоньку остаётся в прошлом изучение общей с материком истории — всех этих Цы Си и Цинь Шихуанди оставьте КНР, а у нас тут своя история с мудрой древней расой аборигенов, копавших моря задолго до прибытия португальцев. Словом, знакомый нам по юго-западным соседям сепаратизм с очень странной спецификой вовсю цветёт, и результаты последних выборов позволяют предположить ту самую экстраполяцию нынешних тенденций. Но будут ли они сохранены?

В самом конце 2023 года чудесная американская медиапомойка CNBC заявила, что их источник подслушал, как Си Цзиньпин говорит Байдену на встрече в ноябре, дескать, Тайвань воссоединится с Китаем, нравится тебе это или нет, но сделает это мирно.

Не так важно, происходило это на деле или же явилось плодом ковыряния в носу скучающего редактора телеканала. Куда важнее сигнал, который США посылали подобной публикацией, а также контекст этого сигнала в виде результатов тайваньских выборов. Выдуманный CNBC председатель КНР, с одной стороны, давал Вашингтону возможность отступить в тайваньском вопросе с сохранением лица — дескать, не беда, что наши сукины дети проиграли выборы, главное, что воссоединение пройдёт мирно, ну и пусть. Этой возможностью, как показали выборы 13 января, никто не воспользовался, так что сигнал можно трактовать и с другой стороны: как заверение в том, что, невзирая на победу проамериканских прогрессистов, Си всё ещё опасен и вот-вот нападёт. Разгон этой темы постоянно встречается в западной прессе все последние годы, но в год американских выборов ему нужно особенно много эфирного времени. Победа ДПП в краткосрочной перспективе закрывает окно того самого мирного воссоединения, о котором якобы говорил Си. Другой вопрос, что на действия подобного масштаба, которые, согласно всем прикидкам с обеих сторон и пролива, и Тихого океана, достигнут успеха, но будут иметь большую цену (как в плане военных потерь, так и в смысле уничтожения 10% мировой экономики), никто не готов. Сохранение нынешних тенденций даже при всём антикитайском настрое новых-старых властей Тайваня в перспективе десятков лет будет означать неизбежное вливание острова в КНР — слишком сильна его зависимость от торговли с материком и слишком велика ноша, которую 24-миллионная Формоза являет собой для вынужденного её вооружать и подначивать Запада. Собственно, одно из очевидных наблюдений постковидного глобального кризиса состоит в том, что в сохранении текущих порядков больше всего заинтересован именно Пекин, потому как влияние в мире, выражающееся на локальных фронтах показателями торгового оборота с Тайванем, само по себе перетекало в китайские руки из американских без особых ухищрений со стороны КНР. У Пекина нет дедлайнов, разве что красиво было бы закончить гражданскую войну до 2049 года и столетия КНР. Но к тому времени сдохнут не только шах с падишахом, но и многие кажущиеся сегодня незыблемыми нормы глобальной иерархии. Неизбежность вливания Тайваня в КНР понимают и в Вашингтоне, как, кстати, и неизбежность поражения Украины. Но до тех пор, пока этого не случилось, давление на болевые точки враждебной цивилизации будет усиливаться.

Приготовьтесь слушать про Тайвань много и отовсюду. В следующие полгода американские СМИ расскажут вам, что китайцы уже снарядили миллиард байдарок, что кукурузники с красными звёздами уже летят бомбить фабрики TSMC, что под небоскрёб Тайбей-101 уже сделан подкоп, из которого скоро вылезет НОАК в полном составе. Связано это с обычным нагнетанием истерики в преддверии выборов. Популярность Трампа и его неиллюзорные шансы вернуться в Белый дом пресса будет увязывать с беспределом, который тут же станут творить враги США. И плевать, что Трамп был последовательным и непримиримым противником того самого естественного перетекания контроля в китайские руки, из-за чего Америка и начала вгрызаться зубами во власть по всему миру. Партия сказала "надо мочить Трампа публикациями о его действиях в пользу Китая", так что в ближайшие месяцы мы увидим много таких публикаций.

Пока же в США официально стартовал сезон выборов. 15 января в заснеженной Айове начались праймериз — предварительные выборы кандидата в главную гонку, что пройдёт в ноябре. Победа Трампа, сделавшая его главным республиканцем не только по мутным намёкам опросов, но и по фактическим результатам первых выборных мероприятий, не стала сюрпризом. Никого не удивила и вялость попыток ограничить участие Трампа в праймериз ряда демократических штатов: все слышали про то, как власти штатов Колорадо и Мэн пытались что-то там не допустить и запретить, но новости не слишком тщательно освещали то, к чему всё это пришло, — к судебной возне, к решению вашингтонских судей в пользу Трампа, к скандалам на локальном уровне и к дальнейшему росту популярности рыжей жертвы политических гонений. Сейчас предугадывать, как повернётся ноябрь, нет никакого смысла — произойти может что угодно. Неясен исход израильского кризиса, всё мутно с перспективами в Восточной Европе, а Конгресс дежурно охвачен грызнёй. О том, как там принято согласовывать бюджет, мы рассказывали в ноябре: республиканцы требуют выделить денег на защиту южной границы от орд нелегалов, демократы требуют вложить ещё с сотню миллиардов в славное дело утилизации личного состава ВСУ, никто не соглашается на требования оппонентов, перебрасывание грязью продолжается по сей день. Интересным нюансом здесь видится требование республиканцев подвергнуть импичменту министра обороны. Мэтт Розендейл из Палаты представителей потребовал выгнать старого негра из Пентагона за то, что тот лёг на сложную операцию, не оповестив не только публику, но даже и Белый дом. Операция пошла не по плану, возникли инфекционные осложнения, и о том, что ключевое лицо в обороноспособности страны вообще-то находится в жёстком отрубе, публика узнала только спустя две недели после операции. Едва ли попытка избавиться от Остина к чему-то приведёт, но показательный жест красноречиво свидетельствует о степени накала ситуации между лучшими людьми американской нации. Ни сочувствия к тяжёлой болезни, ни понимания по отношению к попытке замолчать происходящее оппоненты нынешней власти не выказывают. Вечная грызня цепляется за малейшие поводы для недовольства, вынуждает ссориться, спорить и таскать друг друга за волосы со страшным визгом. Пожелаем же лучшим людям американской нации удачи в этом.

1.0x