Всё-таки хорошая вещь – телевизор! Интересные вещи там показывают. Середина рабочего дня, разгар рабочей недели. Казалось бы, кто в такое время у экрана? Вакцинированные пенсионеры да детишки малые, несмышлёные. Им бы что-нибудь лёгкое, информационно-диетическое подать. А тут, на тебе — явление в эфире самого министра финансов Антона Силуанова.
Слегка важничая, высший чиновник сообщает народу: «Мы будем систему отслеживать, и, если инфляция будет выходить за наши прогнозируемые параметры, мы будем принимать соответствующие решения…». Какую же, интересно, «систему» собираются отслеживать? И каких ещё можно ждать «решений», если цены за последний год выросли на всё, кроме человеческой жизни?..
Министр, правда, не стал объяснять, зачем надо ещё в бо́льшей, чем прежде, степени вывозить деньги из страны и размещать их в Фонде национального благосостояния (ФНБ). Про «повышение уровня отсечки» он упомянул вскользь, как о чём-то фатально-неизбежном, не поддающемся управленческой коррекции. Но заверил: вывозить будут больше, чем в прошлые годы. Кое-что, впрочем, потратят и на Россию — 2,5 трлн рублей за три года.
Незадолго до этого державного телеэфира представителей Минфина и Центробанка ждали на заседании Совета Торгово-промышленной палаты РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России. Деловые люди обсуждали «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». Документ был принят в конце сентября Минфином и избежал широкого общественного внимания. А жаль. Сия тощая брошюрка стоит многих томов. Прямо-таки «Манифест колониального госкапитализма».
В чём суть? Основная идея документа — накопление денег на зарубежных счетах и в зарубежных активах. Зачем нам нужна такая гигантская «кубышка» и почему она непременно должна храниться за границей? Твёрдо это знают в Центробанке и в Минфине, но убедительно объяснить не могут. Посему местный народ в сильном недоумении.
«Предусматривается огромный профицит бюджета — порядка трёх триллионов рублей в год. Конечно, он завуалирован с помощью понятия «бюджетное правило». Вроде бы деньги, полученные государством с доходов нефти выше определённого уровня — это уже не бюджет, а внебюджетные фонды, ФНБ. Но это эвфемизм, это изъятие денег, которое предлагается осуществлять постоянно. Порядка 3 трлн рублей в год предлагается выводить в Фонд национального благосостояния и на 90–95% направлять за рубеж», — заявил на заседании ТПП глава Совета промышленник Константин Бабкин. И добавил: «Эти деньги предполагается выводить за рубеж, назад их возвращать не планируется. Вернее, как написано в документе, можно возвращать небольшую часть, не более 400 миллиардов рублей в год, на условиях коммерческой окупаемости и строгой возвратности. Таким образом, деньги ФНБ, а сегодня там накоплено порядка 19 трлн рублей, рассматриваются как нероссийские. Они не должны работать на экономику страны».
А речь-то идёт об огромных средствах! 3 трлн рублей — такую гору деньжищ даже вообразить сложно. Это в два раза больше, чем уходит на годовой гособоронзаказ — закупку всех вооружений в России. В 100 раз больше, чем тратится у нас на строительство больниц. В 300 раз больше, чем идёт ныне на поддержку и модернизацию сельского хозяйства.
Что это? Патологическая жадность? Некомпетентность? Злой умысел? «Оброк»? Дань? Хитрый план?
А, может, как уверяет нас Минфин, вложение денег в экономику России взвинтит инфляцию? Но покупка зарубежных передовых технологий, оборудования, производственных линий никак не может повлиять на рост цен на хлеб, бензин, доску, на повышение тарифов на электроэнергию или на железнодорожные перевозки. Однако в «Основных направлениях…» не ставится задача развития обрабатывающих секторов промышленности или поддержки сложных производств. Слезать с сырьевой иглы в ближайшие три года Минфин не намерен. А зачем? Уже и так в телевизоре.
А как же импортозамещение? Или это была информационная компания, очередная ревакцинация пиаром?.. Кстати, о шприцах. Гендиректор компании «М.К. Асептика» Ольга Пелехатая рассказала на Совете ТПП, что из шести крупных отечественных заводов, выпускающих шприцы, от повышения цен на металл и пластик в прошлом году скончались два. В документе Минфина, между прочим, «предусматривается …постепенное прекращение мер поддержки, принятых на период пандемии».
Есть ещё одна удивительная вещь в нашем госуправлении, на которую обратила внимание член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. «Бюджет сформирован с профицитом в 1,3 триллиона рублей. При этом чистые заимствования превышают 3 трлн рублей. И примерно на такой же объём осуществляется вложение в Фонд национального благосостояния. Его пополнение — 3,4 триллиона рублей. <…> Зачем одновременно отправлять деньги в ФНБ и на тот же объём осуществлять заимствование? Это же вещь недешёвая!.. По займам нужно платить проценты, расходы на обслуживание долга. <…> При этом долг нарастили так, что расходы на его обслуживание уже сейчас превышают расходы федерального бюджета на образование. На обслуживание долга тратим 1,4 трлн рублей, расходы на образование — 1,2 трлн».
Что тут скажешь? «Крепкие хозяйственники» у руля! Получается, что правительству важнее инвестировать в чужие экономики, а не в свою? Если оно покупает ценные бумаги других государств и копит деньги в ФНБ. И тут же занимает. И платит проценты по кредитам!?
Сумасшествие, да и только! «Накопления ФНБ — это вообще какой-то сюрреализм, — заявил Владимир Гамза, председатель Совета ТПП по финансово-промышленной и инвестиционной политике. — Фонд национального благосостояния в 2024 году практически сравняется с федеральным бюджетом. Я не понимаю, почему это делается, у меня в голове никак это не укладывается. Я не нахожу объяснений этому. Использование средств из ФНБ, вот эти 2,5 трлн за три года, это вообще смешно… Это 0,6 совокупного трёхлетнего ВВП».
Основой для высокого экономического роста в любой стране мира являются инвестиции в основной капитал. Но откуда ж им взяться в России, если деньги изымаются и вывозятся за рубеж? Вот хорошо было бы, если по телевизору, сразу вслед за Антоном Силуановым показали Алексея Корукова, учредителя компании «ВНИТЭП». Его предприятие выпускает станки лазерного раскроя и экспортирует их в США, Европу, на Тайвань. Успех? Да. Но при этом «…станкостроение в России по сравнению с 1990 годом сократилось катастрофически. Падение объёмов — в 167 раз! Мы довольно сильно отстали технологически. Кадры на 95 % утеряны. Отрасль надо не возрождать, а создавать заново», — говорит Коруков.
Интересно, это как — прорыв, рывок или скачок? А может, у нас присмотром над станкостроением иностранные агенты занимались? «Офицеры МВФ»? Коруков рассказывает: «По заключению экспертов Торгово-промышленной палаты, 87% компонентов моих станков производится в России. И несмотря на это, я так и не получил звания российского производителя… Банковская и налоговая система тоже токсичны для станкостроительной отрасли. Мне кажется, что роль государства, роль министерств, ведомств — это создание инфраструктуры и конкурентного рынка, а не монополизация отраслей, как это сейчас очень часто происходит».
Подведём итоги. Минфин в «Основных направлениях…» планирует 3-процентный рост ВВП страны. Рост мировой экономики ожидается в пределах 6 процентов. Совет ТПП по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России предлагает меры, позволяющие развиваться выше среднемирового уровня. Эти предложения разработали не кабинетные люди, а практики, сумевшие создать передовые производства вопреки проводимой в стране денежно-кредитной и таможенной политике. Почему же наши «рулевые» выбирают путь стагнации, а не развития?.. Почему «кубышка» — это наше всё?..
Практика — критерий истины, и на стороне разумной экономической политики опыт успешных стран. Да, в России всё делается очень медленно. Но прогресс и законы развития общества отменить невозможно. Перемены неизбежны, а уж каким путём они произойдут, покажет жизнь. Так что «Не надо с нашим горем препираться, Есть глухота и есть обиды зов: А вдруг мы вновь надумаем подняться Перед крестами братьев и отцов?!..»
Источник: газета "Слово", 2021/23
На фото: А.Г. Силуанов. Источник: globallookpress.com