Авторский блог Сергей Правосудов 11:56 22 июля 2019

Кому нужен союз с Белоруссией?

Как объединиться по формуле (1 + 1 = 3)

Реализация устремлений руководства России к созданию с Белоруссией единого государства наталкивается на значительные трудности. Смысл их может быть определен одной простой фразой. Кому это нужно и что это дает. Для чего это нужно России? При ответе на данный вопрос безусловно можно будет привести целую массу факторов. Но здесь важно расставить приоритеты и по их характеру пытаться определить насколько они отвечают интересам каждого народа. У нас нет источников информации от инициаторов создания нового государства. Поэтому мы можем лишь ориентироваться на существующие публикации лиц, имеющих репутацию людей, понимающих действия Президента.

Одним из них безусловно является спецкор газеты Коммерсант А. Колесников, который сопровождает В. Путина в течение последних 20 лет. В серии своих публикаций в первой половине 2019 года он настойчиво утверждал, что мощное давление В. Путина на А. Лукашенко связано напрямую с тем, что на выборах Президента России в 2024 году В. Путин не сможет выставлять свою кандидатуру из – за того, что Конституция России не позволяет одному лицу трижды подряд быть Президентом. Новое государство – новая конституция, отсчет срока начинается с 0.

Эта версия реалистична, но для понимания ситуации нужно выяснить является ли она приоритетной для руководства России. Если спросить окружение В. Путина, то вероятно мы получим разъяснение о преимуществах создания объединенного государства для повышения обороноспособности и экономической эффективности обоих стран. И это будет правда. Но реальность такова, что данные преимущества в окружении Президента могут считаться побочным продуктом, положительным эффектом главного результата – сохранения у власти в России В. Путина. Одновременно они должны вывести главную цель «в тень» и выполнить функцию «завлечения» населения обеих стран в единое государство. Если цель сохранения В. Путина в качестве лидера России, путем избрания его Президентом нового государства главная, то насколько именно два этих жестко взаимосвязанных действия (создание объединенного государства и избрание Путина его Президентом) отвечают интересам обоих народов.

Сегодня на дворе 2019 год, нам нужно дать ответ на данный вопрос с учетом оценки не только текущей ситуации, но и тенденций, сложившихся в настоящее время прогноза их динамики к 2024 году. Реальность такова, что за последние пять лет Россия существенно укрепила свои позиции в мире. Произошло это по ряду важнейших направлений. Страна увеличила добычу и продажу нефти по сравнению с 2000 годом почти в 1,5 раза вышла на ведущие позиции в мире по экспорту зерна, вооружения. Положительное сальдо торгового баланса приблизилось к 200 млрд. долл., золотовалютный резерв страны превысил 450 млрд. долл. При этом, не связывая себя обязательствами, которые несут члены ОПЕК, она сумела стать одним из самых влиятельных государств в сообществе мировых производителей нефти, убедить его в необходимости применения системных мер по долговременной стабилизации цен. Выступление в Сирии, которое многим в 2014 году в России и в мире было воспринято как верх авантюризма, стало военным и политическим триумфом России. Его результат - коренное изменение расстановки сил на Среднем Востоке, что в свою очередь остановило повторение сирийской трагедии в Венесуэле, Иране и ряде стран Южной Америки. Эти успехи способствовали формированию нового уровня взаимоотношений России с государствами Средней Азии, приближению к паритету политических взаимоотношений России с Китаем , осознанию ведущих стран ЕС того, что объятия США во многих случаях несут с собой проблемы. Тезис – все, что полезно США, полезно для Европы, потерял характер тождества.

По итогам этих событий мы готовы прийти на свадьбу с соседкой с хорошим приданным, разумное использование которого позволит получить синергический эффект (1+1 = 3) в укреплении обороноспособности обоих государств. Но актуально ли это для Республики Беларусь. Полагаю, что очень. Она наряду с Украиной после ослабления Киевской Руси вошла в состав великой в прошлом империи – Речи Посполитой. Войны, происходящие в Европе за последние 500 лет, несмотря на свою жестокость, даже в тех случаях, когда уничтожались государства, не приводили к исчезновению наций. На новом витке истории они, воспользовавшись ослаблением завоевателя, восстанавливали свою государственность. В дальнейшем вековые амбиции заставляли их выдвигать требования по наказанию завоевателя, возврату всех утраченных территорий и восстановлению былого величия. Лжедмитрий в начале 17 века, участие нескольких десятков тысяч поляков войне 1812 года на стороне Наполеона, события 1918 - 1939 год, 1989 – настоящее время.

Все это всплески величия, его восстановления и дальнейшего наращивания. Эти события не только история страны, они сформировали образ мышления поляков, являются его основой. Очевидно, что сохранение чувства величия для нации было жизненно необходимо. Если бы оно отсутствовало народ «растворился» бы в двух соседних великих нациях - русской и немецкой. Нация, потерявшая государственность, в качестве альтернативы укрепила свою церковь, превратила ее в мощный инструмент поддержания духа. Поэтому поведение Польши, которая в каждом конкретном случае после 1989 года считала своей обязанностью противодействовать России, это не временный каприз, не всплеск обиды за Катынь, и даже не подпевание интересам США. Это ее политика 21 века, действия стратегического характера направленные на восстановление величия Речи Посполитой.

После сорока лет прозябания под контролем СССР Польше первой из стран соцлагеря удалось выйти из под нашей опеки. Задолго до распада СЭВ Запад стал накачивать ее дешевыми кредитами, принял меры по воспитанию в Ватикане и администрации США лидеров нации, превосходящих по авторитету Президента Польши. За решительные действия по свержению социалистического строя Польше простили громадные долги, назначили самое крупное пособие (по различным источникам о 13 – до 17 млрд. долларов в год) открыли границы, предоставили рабочие места. За 30 лет умелого использования помощи страна добилась существенного экономического роста. Воспитание населения в духе предъявления «счетов» агрессорам - Германии и России, способствовало консолидации нации.

Пришло время превращать все это в политический капитал, восстанавливать на его основе государство в масштабах середины 18 столетия. Это тем более кажется своевременным, потому что главный соперник - Россия 10 лет пребывала в хаосе, разрушила свою армию, после короткого периода роста экономики с 2001 по 2008 год впала в многолетнюю стагнацию. За последние пять лет страна снизила на 20% свою долю в мировом ВВП. По всем этим событиям политологи США (а по мнению поляков эти парни лучше кого – либо знают свое дело) считают Россию умирающей державой. Надо торопиться.

Союз Польши с Прибалтикой создан, Украина повернута на Запад, пришло время выравнивать границы будущей империи по линии Балтика – Черное море. Страна настойчиво формирует отряды агентов влияния в Республике Беларусь. Предоставляет в скрытой форме польское гражданство, приглашает молодежь на учебу в польские ВУЗы, организовывает молодежные лагеря для граждан Республики Беларусь.

Действия Польши сопровождаются активной работой внутри Евросоюза по получению статуса объединителя восточноевропейских стран с целью противостояния будущей агрессии России и доминированию Германии. Для этого создан политический инструмент - Вышеградский союз. Все указанные действия Польши активно поддерживаются США. Для них амбициозная страна – Троянский конь в ЕС и ударное военное подразделение в направлении России. США в данном случае, ориентируясь на свои стратегические интересы подчинения России и Германии, не гнушаются быть «в служках» у польских идеологов. Именно они оплачивают услуги заокеанских наемников. При этом не учитывается уровень имперских амбиций Польши, вероятность того, что поддержка мирового лидера подтолкнет Польшу к авантюрам, сделав заокеанского покровителя заложником.

В совокупности все это указывает на то, что Республике Беларусь грозит опасность прямой или скрытой агрессии со стороны западного соседа. Для большей части населения РБ вхождение в состав Польши будет означать превращение в людей второго сорта. Их ждет судьба русскоязычного населения Прибалтики. Вхождение Республики в качестве самостоятельного государства в ЕС мало, что изменит. Произойдут эти же процессы, только в более длительный исторический период..

Отсюда консолидация оборонного потенциала двух наших стран крайне актуальна. Но необходимо учитывать, что ошибки в ее проведении могут стать поводом и спровоцировать агрессию. Не вызывает также сомнения то, что меры по объединению России и Республики Беларусь вызовут ожесточенное противодействие со стороны ЕС и США. Для организации «майданов» в Минске и не исключено, что для прямого военного вторжения, польская диаспора и агрессивно настроенная часть католической общины Республики Беларусь получит мощную поддержку с Севера, Запада и Юга. Как сложатся события при подобном сценарии трудно прогнозировать. Будет глубоким заблуждением, если мы будем чрезмерно надеяться на братские исторические связи белорусского народа с русским и на повторение бескровных крымских событий 2014 года.

Начиная революцию в 1917 году, В. Ленин искренне верил, что она в короткие сроки перерастет в мировую. И. Сталин до конца 30 – х годов надеялся на поддержку мирового пролетариата. Введение войск в Афганистан, обосновывалось тем, что после раздачи байских земель беднякам, они сами защитят новую власть от внутренних и внешних врагов. Реагируя на приход к власти в Украине поклонников Бендеры, оказывая поддержку Донбассу и Луганску мы надеялись, что примеру этих городов последуют восточные и южные области Украины. Все эти заблуждения привели к тяжелым потерям. Получив эти уроки мы обязаны по отношению к Республике Беларусь вести интеграционную политику так, чтобы не приблизить ситуацию ни на йоту к вооруженному противостоянию ее различных общественных групп. У нас нет права подвергать братское государство риску дестабилизации социальной обстановки. В подобные моменты количество вариантов провокаций, их масштабы и последствия непредсказуемы. Мне пришлось читать оценки одного политолога из США. На вопрос, возможна ли третья мировая война и какие точки мира к ней более всего предрасположены, он ответил утвердительно, указав на Польшу и Иран. Полагаю, что последние действия США в обеих регионах опираются на данные заключения.

В этих условиях чрезмерное принуждение руководства Республики Беларусь принятию решения о создании единого государства с Россией сопряжено со значительными рисками. Объяснение, что оно осуществляется с целью защиты от экспансии Польши, не снимает опасений населения о том , что наши политические соперники в случае объединения 2 -х стран ввергнут Республику Беларусь в хаос. У России слишком мало опорных точек на ее территории, чтобы воспрепятствовать этому. При этом надо признать, что довод «защиты от экспансии Польши» не имеет для простого обывателя существенного значения. Даже соглашаясь с ним, он задает ожидаемый вопрос – что я лично буду иметь от этого объединения. Не могу сказать, какие ответы у нашего руководства заготовлены для белорусских пенсионеров, учащихся, врачей, учителей, сотрудников силовых структур, чиновников, то есть всех тех которые находятся на бюджетных деньгах. Россия велика и может пойти на дополнительные затраты с гарантией их долговременного сохранения. Но сама идеология объединения должна опираться на то, что подобное донорство должно быть временным до существенного возрастания вследствие объединения собственных источников дополнительных доходов.

Очень важным является то, какие новые возможности по росту производства и сбыта продукции, наращивания на этой основе доходности появятся у ведущих белорусских коллективов. Здесь есть существенные риски экономического и социального характера. Мы в России приватизировали за копейки и разорили многие отрасли. В Республике Беларусь большинство предприятий осталось в собственности государства. При наличии значительного числа проблем в последние 30 лет они пусть в пол силы , но устойчиво функционировали. Ослабление финансовой поддержки со стороны России по линии цен на нефть и газ серьезно ухудшило их финансовое положение. На улицах Москвы я последние годы практически не вижу тракторов «Беларусь», автомобилей «МАЗ». Но к моему удивлению и на улицах Могилева в июне 2019 года я заметил несколько тракторов «CJB».

Экономика Республики Беларусь, включая сельское хозяйство, находится в сложном положении. Процесс интеграции ее с Россией, при отсутствии хорошо проработанной идеологии, может его еще более ухудшить. У нашего Правительства сегодня нет никакой программы оказания помощи лидерам белорусской промышленности. Мы действуем по традиционному принципу «Давайте объединяться, там посмотрим». Российскому бизнесу будет предложено провести приватизацию белорусских предприятий, что он сделает с минимальными затратами. Тому бизнесу, который разорил многие российские предприятия.

Было бы правильно, чтобы Россия после объединения пошла не только на меры по выравниванию цен на энергоносители, но и отнеслась максимально бережно к каждому крупному белорусскому предприятию и коллективу. Первое – необходимо на достаточно длительный переходной период, возможно в 7 – 10 лет, сохранить их государственную принадлежность. Второе - для каждого разработать бизнес план, согласно которого предприятие должно получить гарантии по получению дополнительных сырьевых ресурсов из России (нефть, продукты нефтехимии, газ, металл, лес, текстильное сырье и др.) по разумным ценам. Сами предприятия должны включить в свои бизнес планы запросы на выделение средств (включая валюту) для приобретения прогрессивных технологий и оборудования под обязательства наращивания выпуска высококачественной продукции, увеличения ее поставок на рынок нового государства и на экспорт за его пределы. При этом было бы неправильно надеяться, что затраты дадут скорую отдачу.

Важно, чтобы все эти действия были справедливы по линии имущественных отношений. На старте исполнения бизнес плана 100% акций предприятия принадлежит государству Республика Беларусь. По мере накопления инвестиций со стороны государства России должен наращиваться его пакет акций. Этот процесс должен продолжиться и после создания единого государства. При этом потребуется на длительный период обеспечить функционирование Министерства имущества Республики Беларусь с предоставлением ему права наделения трудовых коллективов пакетами акций. Подобная двойная ответственность даст коллективам гарантию устойчивого развития. Точки роста экономики Республики Беларусь станут точками опоры нового государства. Можно отметить, что у России есть опыт составления и проведения подобных программ. Это реструктуризация РАО «ЕЭС» и программа реконструкции нефтяной отрасли.

Инвестирование бизнес планов должно стать для России альтернативой 30 летней финансовой поддержки государства РБ, осуществляемой предоставлением льготных кредитов, низких цен на газ, нефть и др. Ранее идущие на эти цели средства, России следует перенаправить на реализацию бизнес планов лидеров белорусской промышленности. У наших стран уже есть хороший пример сотрудничества - Белтрансгаз. Инвестирование бизнес планов белорусских предприятий по линии российского государства снизит нагрузку на госбюджет РБ, исключит потерю финансовых средств России за счет трансформации их в акции новых мощностей. При этом, независимо от практики затягивания переговоров по объединению государств, каждый миллион вложенных средств в реальности будет шагом в этом направлении. Надо полагать, что эти программы потребуют больше средств, чем сегодня получает Республика Беларусь. К этому надо быть готовыми. Не надо забывать, что не только Польша, но и каждая из стран бывшего СЭВ пошла в ЕС под гарантии большой финансовой поддержки и десятилетия ее получает.

РБ занимает крайне выгодное географическое положение в части наращивания объединенным государством экспорта продукции в ЕС. Мы должны учитывать наметившееся снижение заинтересованности ЕС в поставках продукции из Китая по экономическим и политическим мотивам. Лучше, чтобы мы заняли часть освобождающейся ниши, чем другие страны АТР. Приведу пример. Россия сегодня отправляет в Китай, Южную Корею и другие страны 200 тыс. т параксилола. Там перерабатывают его в мономер, полимер и далее на его основе производят 300 тыс. т полиэфирных волокон. Более 100 тыс. т волокон экспортируется в Россию, остальная часть в ЕС. Переработка параксилола в мономер в самой России позволила бы объединенной стране создать дополнительные мощности по выпуску полиэфирных волокон на предприятиях ЦФО в количестве 150 тыс. т и передать часть мономера на площадку Могилевского ПО «Химволокно» для производства 150 тыс. т волокна и нитей на экспорт в ЕС для замещения продукции из Китая.

Можно с уверенностью сказать, что подобные возможности рационализации материальных потоков и связей имеются в каждой отрасли. Эти «кругосветки» возникли вследствие распада СССР. Но при обсуждении программ создания единого государства эти темы и сегодня не рассматриваются.

Высока вероятность , что программам широкомасштабного инвестирования России в белорусские предприятия будет навешен ярлык «утопия». Логика руководителя Республики Беларусь простая. Первое - кто я сегодня и кем я буду после объединения. Руководитель нации, сохранивший в тяжелейших условиях ее благополучие заслуживает самых высоких оценок. Второе – рынок России для покупки всех видов ресурсов и сбыта товаров (кроме покупки нефти и газа) и сегодня для нас открыт. 30 лет получали за счет низких цен на углеводороды безвозвратную помощь, эксплуатируя тезис о братстве, заставим Россию оказывать ее и дальше. Надо продержаться до ухода В. Путина, попадания России в очередной политический или экономический кризис. Она это умеет делать. Третье - при исключительно благоприятных мировых ценах на углеводороды реформаторы России в течение последних 11 лет не могут вытащить страну из болота стагнации ВВП, остановить падение реальных доходов населения, а предлагаемая программа требует того чтобы они скоординировали действия двух государств по большой группе отраслей. Лозунг этой логики несколько лет назад объявил Лукашенко: «У россиян нет ни мозгов , ни денег». Очевидно, что если кто – то так мыслит , то это надолго.

Мало вероятно, чтобы и руководство нашей страны приняло программу масштабного инвестирования средств напрямую в предприятия Республики Беларусь в качестве главного инструмента создания единого государства. Оно будет стремиться провести процесс объединения принудительным путем со всеми сопутствующими рисками, ограничившись выравниванием цен на энергоносители.

Народ имеет право на собственное мнение. Можно ожидать, что объединение двух государств доминирующей частью населения Республики Беларусь будет приветствоваться, если риск возникновения социальных конфликтов и внешней агрессии будет исключен, при этом ведущие трудовые коллективы получат гарантированные программы развития и на этой основе все население - рост доходов.

Возникает вопрос: Какие задачи до 2024 года стоят перед народом России и как программа создания единого государства будет способствовать ускорению / торможению их решения? Начать анализ необходимо с принятия двух аксиом. Первая – стагнация экономики России, снижение ее доли в мировом ВВП при сохранении амбиций сверхдержавы крайне опасны для страны. Вторая – стагнация экономики России есть не случайность, не следствие санкций, совпадения неблагоприятных обстоятельств, а закономерный результат использования сформированной за последние 30 лет новой государственной системы. Избрав обоснованно путь развития, присущий ведущим странам Запада, мы до крайности изуродовали характер движения по нему приватизацией, коррупцией, воровством, выводом капитала, уничтожением науки и наукоемкого производства, социальной несправедливостью, политическим монополизмом и ханжеством. Страна не начнет расти и не выйдет на превышение среднемировых темпов роста ВВП пока ее лидеры не примут данные аксиомы.

В. Путин, в сравнении с предшественниками, исключительно много сделал для страны, но все вышеперечисленные проблемы – также его творение и потому долг перед народом. Он у руля государства 20 лет. За прошедшие после выборов 1,5 года положительные тенденции не возникли. В этих условиях для российского народа задача сохранения у власти В. Путина после 2024 года не может быть такой же приоритетной, как для его окружения. Осталось 4, 5 года. Руководству страны следует сконцентрировать внимание на устранении приведенных выше недостатков. Нужно обеспечить в течение указанного срока максимальные темпы развития экономики России и за счет дополнительных доходов создать мощный потенциал дальнейшего роста, в том числе для компенсации стартовых затрат на создание единого государства. Социально справедливым их распределением погасить прогнозируемые конфликты. Сформировать здоровую конкурентную среду в политической жизни, провести реально демократические выборы в Госдуму в 2021 году и выборы Президента в 2024 году. В долгосрочном историческом аспекте главным приоритетом для страны в ближайшие 5 лет должна стать «доработка» образа вождя нации, добившегося громадных успехов не только в военной, политических областях, но и в области экономики, социальной справедливости. Завершающим венцом его деятельности должна стать передача демократическим путем в соответствии с Конституцией роли Президента достойному преемнику.

Страна еще может долго, десятки лет, критиковать всех своих лидеров, начиная с 1905 до 1999 года. Но это контрпродуктивно. Ее движение вперед под руководством новых Президентов в последующие несколько десятков лет должно опираться на авторитет собственного вождя масштаба Рузвельта, Черчилля, Ден Сяо Пина. Полагаю, что данные приоритеты для народа должны стать личными приоритетами В. Путина.

Ряд идеологов согласятся с данными рассуждениями и скажут: «Наши устремления на создание единого государства с Республикой Беларусь отвлекут силы от выполнения программы внутреннего совершенствования, она будет провалена». Да, вероятность этого очень высока. Другие идеологи им возразят: «Стремление к объединению, при полном понимании ответственности России за судьбу братского народа, должно стать дополнительным инструментом мобилизации российской нации на решение задач внутреннего совершенствования».

Пути господни неисповедимы. Ликвидация накопившихся в России проблем исключительно сложная задача, но только при ее решении у России появятся моральное право объединятся с РБ, необходимые для этого ресурсы, а у обоих народов сформируется понимание его полезности. Тем самым В. Путин получит желаемое для него и его окружения право на руководство объединенным государством. Но если мы не сможем решить эти задачи, то все действия по созданию единого государства приведут к падению экономики в обеих государствах, продолжению снижения жизненного уровня населения, социальной нестабильности. Президент нового государства не сможет успешно им править по причине отсутствия морального права. Последующие поколения россиян поставят В. Путина в один ряд с предшественниками. Наши противники извлекут из этого максимальную пользу.

В завершение анализа хотелось бы обратить внимание политиков на то, что по сложившейся в последние десятилетия традиции подготовка к реализации важнейших программ носит характер шоу . Ситуация с созданием единого государства аналогична. В ней нет места глубокому экономическому анализу, оценке влияния на будущие показатели тенденций мирового рынка. При этом мы забываем ошибки последних десятилетий. В СССР и России сформировалась ущербная практика принимать стратегические программы в период наиболее высоких мировых цен на нефть. Для нашего упрощенного характера мышления это естественно. Наши имперские (в общем то исторически необходимые) амбиции совпадают в своих колебаниях с изменениями цен на нефть. Мы вошли в Афганистан, когда они достигали 110 долл. / баррель. Через год они упали до 60. Горбачев объявил лозунг «перестройка и ускорение» за полгода до обвала этих цен до 20 . Конфликт с Украиной возник в 2014 году при ценах в 115 долл. / баррель . Через полгода они упали до 40. В 2018 году мировое сообщество отбросило весь скепсис относительно планов США по значительному наращиванию добычи нефти и газа. Страна выходит в безусловные лидеры в этой сфере и способна будет более эффективно влиять на цены мирового рынка. Рынок газа уже почувствовал это за счет более чем двойного снижения цен против уровня 2017 года. Как эти тенденции отразятся на экономике России и программах создания единого государства. Какие Орешкины, Силуановы могут составить на основе всех приведенных выводов и прогнозов грамотное ТЭО для программы создания единого государства. А как действовать без него, кто на основе своей интуиции способен найти правильное решение?

Подводя итоги можно сказать, что Россия сможет добиться успеха в создании объединенного государства только при приобретении надежной способности к высоким темпам роста своей экономики и решения накопленных проблем в сфере социальной справедливости.

Александр Петров https://consult-gaz.ru/

1.0x