«ЗАВТРА». Марина, что же такое комсомол по вашему личному опыту?
Марина ЮДЕНИЧ. Были времена – в этом неловко было признаваться, и многие стыдливо замалчивали комсомольское прошлое. Я не стеснялась никогда. Не потому, что так уж смела и принципиальна, просто считаю, что прийти в комсомол – было нормально и естественно для любого человека, решившего делать карьеру, в СССР, в середине 80-х годов. Другого пути – если вдуматься - не было.
Потому, укоренившееся в годы радикальных демократических преобразований мнение о том, что в комсомоле работали исключительно дебилы и мерзавцы, было сродни представлению, которое долго время пестовали советские пропагандистские фильмы – о том, что все белогвардейцы - дебилы и мерзавцы.
Ну, что ж, фланги, как известно часто смыкаются. Разумеется, в комсомоле были и те, и другие. А где их не было? Но процент дебилов и мерзавцев, равно, как и легкодоступных женщин, и мужчин, готовых тащить в постель первую встречную секретаршу – был не большим, чем в любых других профессиональных сообществах.
Кстати, сообщество было именно что профессиональным, а сам комсомол – по крайней мере – в ту пору, когда я пришла в райком, не чем иным, как огромной корпорацией, направления деятельности которой были многообразны и разнообразны - от организации развлечений (теперь это называется шоу-бизнесом) до организации производства и бизнеса. Всё – в молодежной среде.
Да, это была корпорация-монополист, корпорация-монстр. Спорить о том, хорошо это или плохо, можно с тем же успехом, как дискутировать на тему: хорош или плох Газпром? Наверное, и то, и другое.
Совершенно очевидно, однако, что комсомол - тогда и Газпром - теперь - прекрасная управленческая и бизнес-школа, и великолепный трамплин для карьерного роста.
«ЗАВТРА». В чём отличие Комсомола от наших современных организаций, таких как Наши, Молодая Гвардия?
Марина ЮДЕНИЧ. Комсомол отличается от нынешних молодёжных организаций прежде всего своей историей, включающей много действительно героических эпизодов (от подвигов комсомольцев во время Великой Отечественной до комсомольских строек), численностью - это была многомиллионная организация, чётким идеологическим форматом. Это - что называется - отличия со знаком "+". Есть, однако, и минусы. В последние годы своего существования - по крайней мере с середины 70-х - комсомол утратил свои идеологические ориентиры и превратился в формальное сообщество, в которое людей просто включали по достижению определённого возраста (думаю, ни для кого не секрет, что приём в ВЛКСМ был сугубо формальной процедурой) В сегодняшние "молодёжки" ребята приходит, как мне кажется, по убеждениям.
«ЗАВТРА». Нужна ли сегодня организация подобная Комсомолу, и на каких принципах она могла бы или должна быть основана?
Марина ЮДЕНИЧ. Полагаю, нужна. Но это должна быть действительно добровольной организацией, что касается принципов, то он - на мой взгляд - может быть один: любовь к Родине и стремление сделать всё посильное и возможное для её процветания.
Вопросы задавала Мария Карпова