Российская федерация
Красноярский край
Абанский район
Ношенская основная общеобразовательная школа
Практическая целесообразность и краеведческая направленность в учебно-воспитательном процессе, вечно инновационный процесс в модернизации школьного образования во все времена существования человечества на планете и разума во вселенной.
Материалы статьи написаны на основании личных суждений преподавателя истории, биологии, географии, краеведения.
Кривоносова Виктора Михайловича.
Село Ношено 2005 год.
(В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ ДОЛЖНА РАБОТАТЬ ШКОЛА).
Человечество смогло прожить миллионы лет на планете Земля благодаря тому, что уделяло именно этому направлению, практической целесообразности и краеведческой направленности, основное внимание при воспитании и обучении молодого поколения людей.
1. Под практической целесообразностью подразумевается формирование учителями и воспитателями у подрастающего поколения жизненно важных прикладных образовательных факторов: знаний, умений, навыков, понятий, убеждений, действий, наблюдательности и мышления. При этом развивать у детей память, интеллект и практическую смекалку. Основные «сферы», затрагиваемые при притворении практической целесообразности в учебно-воспитательном процессе в школе это:
1 – природно-экологическая.
2 -технологическая.
3 -социальная.
4 -духовно – религиозная.
2. Под краеведческой направленностью, подразумевается изучение той территории, где живут обучающиеся дети. Поэтому можно выделить следующие «области» краеведческого направления:
1 -глобальная.
2 -государственная.
3 -области, края.
4 - района.
5 -города, села.
6 -окрестности села, города.
7 -общество.
8 -власть.
9 -семья.
10 -человек.
Четыре «сферы» практической целесообразности в сочетании с десятью
«областями» краеведческой направленности, образуют 40 познавательных вариантов, возможно применяемых на уроках при изучении тем предусмотренных государственной программой, смотрите таблицу ниже. Поразмышляйте и о таких вариантах в историческом плане:
1. как жили в прошлом,
2. что наблюдаем в настоящее время,
3. что будет предположительно в будущем, если будем продолжать так жить,
4. и как надо правильно организовать жизнь с социально – экологической точки и природно – экологической точки зрения.
Это уже будет 160 вариантов тематических бесед с учащимися.
Смысл слова «экология», «эко» – внешний, «логика» – последовательная взаимосвязь элементов, какой либо системы. Внешние системы Земли следующие:
природно-экологическая, социальная, технологическая, духовно-религиозная.
Таблица 40 познавательных вариантов по комплексному практическому краеведению.
Области | Сферы | |||
Природно-экологичес- кая. | Технологи- ческая. | Социаль- ная | Духовно – религиозная. | |
Глобальная. | Глоб-экол. | Глоб-техн. | Глоб-соц. | Глоб-духов. |
Государственная. | Гос-эк. | Гос-техн. | Госу-соц. | Гос-духов. |
Края, области. | Крае-экол. | Обл-техн. | Крае-соц. |
|
Района. | Райо-экол. | Райо-техн. |
|
|
Города, села. | Села-экол. |
|
|
|
Окрестности села, города. | Окрестности села- экол. |
|
|
|
Общество. | Общ.и экол. |
|
|
|
Власть. | Влас.и экол. |
|
| Власть. и духов. рели. |
Семьи. | Сем-экол. |
|
| Сем.и духо. |
Человек | Чел. и экол. | Чел. и техн |
| Чело,и дух. |
Накопление информации о химических элементах в области химии потребовало обобщение собранной информации с последующим созданием Менделеевым Д.И. периодической таблицы химических элементов. Данная таблица 40 вариантов по комплексному практическому краеведению, также аналогичное действие, попытка систематизировать применяемую на уроке краеведческую информацию. С помощью этой таблицы легче ориентироваться в краеведческой информации, оперативно, наглядно выбрать нужную тематику на уроке. Более того, можно учителю спланировать и вести курс по данной тематике «Практическая целесообразность и краеведческая направленность в учебно-воспитательном процессе». И даже для учащихся старших классов, можно спланировать познавательный курс, конечно, для этого учителю нужны соответствующие знания и умение анализировать окружающую действительность. Это будет развивать у учащихся практически прикладное аналитическое мышление на основании полученных знаний о окружающем их современном мире. А это элемент исследования - высшая форма обучения. Работая по этой таблице, дети смогут понять своё положение и положение современного общества в историческом времени, в каждой предусмотренной сфере.
Преподаватель, овладев информацией, предусмотренной в данной таблице, достигает высшего мастерства философской мудрости в данной области, способен обобщать информацию по изучаемым сферам, систематизировать её и делать практически целесообразные выводы.
Данная таблица очень полезна для журналистов, работников средств массовой информации, музеев, организаций дополнительного образования и других государственных сфер. Она даёт возможность, анализировать к какой сфере, и к какой области относится рассматриваемая тема. Либо планировать необходимые вам темы.
Данная таблица может быть настольным путеводителем в будущей вашей учебно-воспитательной деятельности.
Советую данную таблицу применять следующим образом, каждую сферу рассматривать последовательно, начиная с глобальной области и заканчивая областью человек. В последующем можно вести беседы выборочно, по желанию, в зависимости от поставленной цели и ваших возможностей.
В школе в ходе учебного процесса это направление возможно и надо реализовывать на любых предметах. Но затраченное количество времени урока, будет зависеть от предмета, при этом, не вытесняя основной изучаемый материал, предусмотренный государственной программой. Реализация выбранных вариантов будет лишь дополнением к расширению знаний у учащихся, умений, понятий, навыков, мышления и практического применения. Данный метод – высшая форма обучения, при котором задействованы полученные знания, анализ, суждения, обобщение на основе практического аналитического мышления.
Для благополучного процветания современного общества, школа обязана готовить не только грамотных учащихся, умеющих читать, писать, решать, но и образованных социально-экологически и природно-экологически, трудолюбивых, бережливых и дисциплинированных учащихся – знающих и исполняющих на деле в жизни свои права и обязанности.
А теперь некоторые варианты её реализации по предметам.
Математика. С учётом современной экономической политики в стране, пора на уроках математики решать не только на скорость, но и расчёты экономические, в области сельского хозяйства, торговли, промышленного производства, семейного бюджета, составив соответствующие задачи, предварительно пообщавшись со специалистами в донной сфере. Это поможет формировать предпринимательскую «жилку» у учащихся, что важно в период рыночной экономики. Территория страны большая, людей с каждым годом меньше, а осваивать новые территории надо, вынуждены будем привлекать иностранных граждан, а коль мы россияне то должны быть хозяевами и уметь вести экономические расчёты и быть хозяевами страны.
Уроки физической культуры проводить с учётом природно климатических условий. Зимой лыжный спорт, коньки. Есть водоём – водные виды спорта. А не только в спортзале уроки проводить. И уроки физической культуры наполнить здравой культурой Индийской «Хатха йоги», что позволит детям правильно дышать во время выполнения физических упражнений и после их выполнения, и разнообразить их виды.
Для реализации этой темы, учителя должны быть профессионалами – знать и теорию, и практику житейскую в сфере и области своей профессии, образующие 160 вариантов тематических познавательных бесед. И здесь требуется элемент исследования теоретического и практического.
На уроках химии темы увязывать с местной жизнью: природой, производством, жизнью людей. Большой размах в этой области историкам, географам, биологам.
4. Этим направлением - «практическая целесообразность и краеведческая направленность» я занимаюсь со студенческих лет, с 1971 года. В студенческие годы провёл комплексное физико-географическое исследование озера Орловского, Абанского района. Результатом явилось написание научной статьи «Комплексная физико-географическая характеристика озера Орловского», занявшей второе место на краевом конкурсе студенческих научных работ. Соорудил походную лабораторию для физического и химического исследования природных вод. Написанная работа заняла так же второе место на краевом конкурсе научных работ студентов. Во время исследования привлекал как помощников учащихся Ношенской восьмилетней школы. В период работы в данной школе директором, эта тема была общешкольной для всего педагогического коллектива, сменив старую тему «Урок основная форма обучения и воспитания учащихся». И несколько лет коллектив учителей её претворял в жизнь. Особенно хорошо она реализовывалась на уроках трудового обучения, географии, физкультуры.
Трудовое обучение. Всем известно, что именно труд способствовал выделению человека из природы. Любое общество, государство, предприятие будут функционировать нормально, если все достигнутые знания и умения в труде будут передаваться молодому поколению, начиная с начальной школы. За курс основной школы каждый ученик должен иметь представление и уметь выполнять все работы в местном производстве, личном хозяйстве. Производительный труд в школе не должен быть самоцелью, так в школе на уроках трудового обучения может производиться продукции на большую сумму, а учащиеся после окончания школы не овладели навыками всех видов производств для данной местности. Задача сельской школы готовить детей на уроках труда к жизни в селе, в местном трудовом коллективе. В ходе трудового обучения в школе, учащиеся должны овладеть и знаниями и умениями как можно большего числа специальностей используемых сегодня в производстве, и предусмотренных государственной программой. А при развитии умений и навыков по этим специальностям учащиеся производят полезную продукцию. Такая форма ведения уроков и внеклассной трудовой деятельности даст возможность учащимся лучше выбрать будущую профессию. Учебно–производительный труд в школе организуется с учётом; государственной программы, потребностью местного производства, материальной обеспеченностью мастерской по трудовому обучению, потребностью школы. За курс средней школы сельская школа способна подготовить учащихся по необходимым специальностям, при условии согласованной работы с одной стороны; учителя труда и директора школы, с другой стороны; руководителей местного производства, цеховых мастеров.
Реализация данной темы по историческому краеведению.
Программа факультативного курса для учащихся 7 класса, 2 ч. в неделю, в год 68 часов. Ношенская основная школа.
История жизни людей на реке Усолка, в окрестностях села Ношено,
Абанского района, Красноярского края.
Древнее заселение человеком наших мест.
1. Вводный урок, экскурсия в музей, история создания музея.
2. Первые люди, поселившиеся на берегах р. Усолка в исторические периоды палеолита и неолита.
3. Эпохи медного и бронзового веков, их следы на берегах р. Усолка.
4. Источники питания древних людей разных эпох по сезонам года.
5. Сочинить рассказ на тему – «случай из жизни древних людей».
6. Экскурсия в музей, обобщающий урок о жизни древних людей разных эпох, в нашей местности.
7. Сообщение своих рассказов – сочинений на тему – «случай из жизни древних людей».
Освоение Сибири Русским людом: служилыми, поморами,
ссыльными, челдонами.
1. Освоение Сибири Русским людом.
2. Донские казаки на реке Усолка.
3. Что увидели челдоны, поселившись в наших местах: природа, люди.
4. Жизнь асан на берегах реки Усолка.
5. Первые типы жилищ челдонов.
6. Типы домов и их строительство в с. Ношено:
1 и 2 тип домов.
7. 3 и 4 тип домов.
8. 5 и 6 тип домов.
9. 7 и 8 тип домов.
10. Экскурсия по селу, типы домов в с. Ношено.
11. Ремёсла челдонов.
12. Экскурсия в музей, ремёсла челдонов.
13. Сезонный ритм жизни челдонов, весна, лето.
14. Сезонный ритм жизни челдонов, осень зима.
15. Гражданская война в России.
16. Ношенские партизаны в годы гражданской войны в России.
История образования – просвещения в с. Ношено.
1. Семейно – народное образование.
2. Церковно – приходская школа, начальная.
3. Школа в Советские времена.
4. Строительство нового здания школы.
5. Жизнь школы в военные годы 1941 – 1945 годы.
6. Жизнь школы в 1970 – 1987 годы.
7. Экскурсия на кладбище, могилы и биография умерших учителей.
8. Ношенцы в Великой Отечественной войне 1941г. – 1945г.
9. Экскурсия на кладбище, могилы фронтовиков, их биография.
Знатные люди села Ношено их дела.
1. Купец Семён Тимофеевич Тимофеев, и другие купцы.
2. Экскурсия на мельницу С.Т. Тимофеева.
3. Ношенская Христианская Православная церковь.
4. Председатель Синиборов, управляющий Кривоносов М. Д.
Строительство ГЭС в селе Ношено на р. Усолка.
1. Строительство ГЭС.
2. История Ношенской платины и пруда после закрытия ГЭС.
Моя родословная.
1. Как составить свою родословную. Кто я такой?
2. Слушаем сообщения учащихся о своей родословной.
Формы организации труда людей.
1. С древних времён по 1917 год.
2. С 1917 года по настоящее время.
3. Диалог – какая форма организации труда лучше.
Походы, поездки в места проживания древних людей
в окрестностях села Ношено, 26 часов.
Программу разработал на основании личных исследований
преподаватель географии, биологии, истории
Ношенской основной общеобразовательной школы в 1994 году
Кривоносов Виктор Михайлович.