О музее космонавтики
— Алексей Олегович, расскажите пожалуйста об участии вас и вашей команды в наполнении музея космонавтики и обустройстве прилегающей территории. Как мы понимаем, вы принимали в этом активное участие?
— Прекрасный новый музей, прекрасная новая территория. Такого современного общественного пространства точно в Калуге ещё не было. Теперь у нас появился высокий ориентир, к которому можно тянуться и которым обязательно надо гордиться. Нужно понимать, что Государственный музей истории космонавтики в Калуге – это прежде всего общероссийский уровень, не просто региональный или городской. Федеральный музей с прямым подчинением Министерству культуры РФ. Именно наш обновленный уникальный музей для Минкульта РФ сейчас самый показательный. Так, к примеру, Политехнический музей в Москве, Музей Океанологии в Калининграде, Художественный музей в Рязани ещё ждут своего достойного финала. А наш Государственный музей истории космонавтики, несмотря ни на что, и вопреки всему уже открылся для народа в юбилейном апреле. В том, что новый музей появился и заработал – большая заслуга директора музея, Натальи Алексеевны Абакумовой, которая на своих плечах «вытащила» грандиозную стройку. Она специалист по таким сложнейшим объектам.
Я пришел в Калугу в середине лета 2019 года. Музей обратился в город за помощью, чтобы меня, как главного архитектора столицы региона, приобщить к работе над самым знаковым объектом Калуги. Изначально концепцию музея создал Василий Исаев из «Воронежгражданпроекта» но после того, как он, к сожалению, умер в 2016-м, объект практически остался без полноценного архитектурного надзора. Поэтому, по сути, с 2019-го года, я по просьбе руководства музея помогал курировать архитектурную часть. Что касается вопросов благоустройства территории — тут также были даны все проектные рекомендации и сопровождение. Элементы навигации, стиля, геометрии — по этим вопросам мы постоянно консультировали музей, чтобы в результате подрядчики сделали того уровня и качества продукт, который мы получили.
Были и локальные элементы, павильоны, арт-объекты, которые были придуманы нашим сектором главного архитектора Калуги. При этом все разработки укладывалось ещё и в общегородской юбилейный брендбук, выпущенный нами к 60-летию Первого полёта человека в космос.
Кстати, мы уже второй год, как ввели практику разрабатывать и внедрять «руководства по оформлению» к каждому значимому событию города. Любая важная дата, будь то 75 лет Победы или 650-летие Калуги, обязательно сопровождается сектором главного архитектора. Поэтому, логотипы, панно, коллажи, паттерны и множество других элементов в музее — во всем этом мы принимали непосредственное участие.
О «Калуге космической»
— Хочется обсудить такой момент: сейчас у нас очень много везде «Калуги космической» и это понятно, годовщина первого полета и так далее. Но, всë-таки, не много ли "космоса"?
— Калужская «космическая тема» понятна только для самих калужан, остальному российскому обществу она не так очевидна. Мы же хотим привлекать туристов из других регионов и даже стран, поэтому должны без устали постоянно вести наглядную разъяснительную работу.
Кого-то из калужан, может быть давно «перекормили» темой космоса и первенством Калуги в этом вопросе, а для рядового россиянина зачастую это полное откровение. Если говорить о том, что «космоса» в Калуге слишком много — для меня, его мало, на самом деле, если мыслить глобально. Поэтому мы в меру сил стараемся тему космоса «перезагрузить».
Почему мы космическую историю взяли лейтмотивом и в Новогоднюю столицу? Потому что с неë у нас начинался наш большой юбилейный 2021-й год, как для города, так и для мировой космонавтики. Между прочим, в этом вопросе у нас подросли уже и конкуренты. Вот, пожалуйста: Саратов. На месте, где приземлился Гагарин сделали небольшой парк к юбилею с большим пиаром. Он крошечный, по сравнению с масштабом нашего музея и даже тем пафосом, который мы вкладываем, когда говорим: «Калуга космическая». Есть еще Смоленщина — родина Юрия Алексеевича. Тот же Ярославль активно участвует в «космической гонке» между городами, как родина Терешковой, первой женщины-космонавта. Нам нельзя просто почивать на лаврах, нам нужно постоянно безаппеляционно подтверждать наше звание: «Калуга — колыбель космонавтики» и точка.
Пять причин посетить музей космонавтики
— Почему, на ваш взгляд, туристы должны захотеть посетить именно наш музей космонавтики?
— Для Минкульта РФ меня попросили назвать пять причин, по которым нужно посетить наш музей.
Первая причина: это музей, прежде всего, имени великого Циолковского. Именно здесь, в Калуге, он сделал свои замечательные открытия, благодаря которым человек полетел за пределы земного притяжения.
Вторая причина: это самый первый в мире музей космонавтики, открытый в 1967 году. А задуман он был ещё до полёта первого человека в космос и является неотъемлемой частью великого советского космического проекта.
Третья причина: исторический корпус – это архитектурный шедевр модернизма. Мы с издательством TATLIN выпустили книгу по этому поводу, как раз к юбилею. А ведь ранее никогда не было архитектурного издания, посвящённого архитектуре исторического музея. Планируем издать и второй том, который будет об открывшейся второй очереди музея.
Четвертая причина: большое количество и разнообразие «просветительских аттракционов». Это, к примеру, не только обратный планетарий «интерактивная планета», но и невероятная обсерватория. Кстати, подобных обсерваторий всего три в мире существует.
Пятая причина: уникальный ландшафт, потрясающее взаимодействие с природой, закаты, Калужский бор напротив через водную гладь водохранилища. Те виды, которые сейчас открываются со второй очереди — совершенно фантастические. Для девушек, которые увлекаются Instagram, теперь есть локация номер один для «выгуливания» новых нарядов. Это, по сути, наш «калужский парк Галицкого», только с научным уклоном.
Дата переноса открытия
— Всех очень взволновало, когда музей не открылся 12 апреля. Возможно, вы в курсе, с чем это было связано?
— Это все решается не в городе, и не в регионе, а на уровне самых высших сфер. Как я говорил выше, статус музея — федеральный. И этот статус не позволит его взять и открыть абы кому. Это должен быть уровень, не ниже Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации. Мое сугубо личное мнение, что было бы, наверное, резоннее открыть музей сразу для народа именно 12 апреля, дать людям праздник, без растяжки в неделю. Но музей на сегодня уже открыт для всех, а большие торжества состоятся в июне во время музейного фестиваля.
О заборах и вандализме.
— Когда все открылось, первые посетители обратили внимание на большое количество заборов и это многим не понравилось. Однако, все мы слышали о не единичных актах вандализма в черте областного центра. На ваш взгляд, нужно ли там столько заборов?
— Это злободневный вопрос, который касается не просто занимательной урбанистики, но и юридической и технической сторон вопроса. Одними камерами эту проблему закрыть невозможно и нереально. Если у федеральной территории нет замкнутого контура, то не может быть и вневедомственной охраны, а это обязательно для такого статуса музея и уровня экспонатов на объекте. С ограждениями или их отсутствием никому не угодишь.
Вандализм это производное отсутствия тормозов, ответственности и культуры. И претензии тут не к детям, а к современным папам и мамам, воспитанием которых их же родители не занимались, так как вынуждены были просто выживать в «святые 90-е». Заборы, хотел бы отметить, в первую очередь, должны быть в голове: что можно, что нельзя. Что такое хорошо и что такое плохо, как в детском стихотворении Маяковского.
Любой вандализм неизбежно должен сурово караться по всей строгости закона и главное — с общественным порицанием. Всë начинается с бережного отношения к самим себе, к ближнему, к городскому имуществу, к своей Родине, в конце концов. Это и есть настоящий патриотизм, а не махание флагами. А жить постоянными тревогами и опасениями, что кто-то что-то сломает, мы тоже не можем. Мы в городе в любом случае будем наполнять общественные пространства арт-объектами, благоустраивать парки, скверы, наполнять их культурой и искусством и только так переломим ситуацию: количеством и качеством.
О создании единой системы в оформлении города
— Методика оформления города в целом к большим событиям, возникла, когда разрабатывалась система оформления Новогодней столицы?
— Не совсем. Первым мероприятием было празднование 75-летия Победы в прошлом году, которое, к сожалению, пришлось на разгар пандемии. Тогда была проведена громадная работа. От новых скверов и памятников до собственного городского стиля. А вот уже в августе мы презентовали брендбук Новогодней столицы. Там был первый лист, где цепочка мероприятий, которые должны произойти в юбилейный год и представляли собой ступени большой ракеты. Год начался с Новогодней столицы. Главным символом была «Снежинка со спутником» и написание «Калуга 20XXI». Далее в апреле — 60 лет первому полету человека в космос. Потом нас ждëт уже летом – 650-летие. Понятное дело что снежинка — это зимняя тема, эта «ступень ракеты» уже история, но написание «Калуга 20XXI» у нас сохраняется, и оно органично вошло как в «космическую» тему, так из неë она идет и дальше, к 650-летию города.
Уже в космическом брендбуке у нас появились панно с городскими достопримечательностями, связанными с космосом. А на юбилей города мы готовим расширенную палитру городской идентичности.
Будет и «калужская перевить», которая использовалась в прошлом году на День города, если помните, но уже в виде оригинальных подложек и многое-многое другое.
Дизайн-код в Калуге
— Давайте поговорим о такой теме как дизайн-код в городе. Разговоры о том, чтобы сделать облик города более однородным, идут давно. Сейчас в этом направлении что-то у нас движется?
— В ближайшее время будет, наконец, принята актуализация правил благоустройства. Дело в том, что помимо графических приложений и дизайн-кода там много юридических тонкостей. Особенно это касается городских фасадов. Это очень масштабная и кропотливая на самом деле работа. Мы в плотном взаимодействии со всеми структурными подразделениями, в том числе и региональными, такими, как фонд капитального ремонта.
И это начинает работать на улицах города. Можно увидеть на некоторых домах, например, по Кирова, где провели капитальный ремонт и показательно сделали вместе с коммерсантами «правильные вывески». И это не единичные случаи. С прошлого года мы также начали внедрять единый дизайн в том числе и для сезонных киосков в исторической части. Очень много разработок в этой области. Часть из них была реализована в центральных скверах в прошлом году.
Многие спрашивают, почему у нас всë не сделают за один день, например, как в Москве, устроили «Ночь длинных ковшей», когда все незаконные шалманы разом снесли. Надо понимать, что, во-первых, Москва — это город федерального значения, государство в государстве. Во-вторых, все пережили пандемию и еë ограничения, где совсем нелегко пришлось именно малому бизнесу. Но всë же давайте будем объективны. Те, кто ведет бизнес, издавна пользуясь городским обликом, зарабатывают на нëм себе на хлеб с маслом. Поэтому, если так — соблюдай правила. Если ты их не соблюдаешь — плати штрафы, которые должны быть гораздо больше.
Есть коммерсанты, которые добросовестно соблюдают закон, меняют вывески, активно участвуют в улучшении города, но есть и другие, которым всë до лампочки, они заявляют: «Я под этим коробом пятнадцать лет денежку зарабатываю. Мне проще штрафом отбиться». Неприлично и аморально в своëм родном городе торговать под уродливой вывеской, которая вне закона и вне здравого смысла. Это такой же вандализм, отсутствие культуры и безответственность, как сломанные лавки и урны, только гораздо хуже. Вот где должно быть народное порицание!
Планы на будущее
— Какое будущее ждет обновленную территорию возле музея? Будет ли там что-то, что еще удивит жителей города?
— На территории Государственного музея истории космонавтики запланированы фестивали, активности, открытие разных объектов, в том числе, монументальных. Как например, памятная стела, посвященная стыковке «Союз-Апполон», юбилей которой прошëл в прошлом карантинном году. То есть новое пространство вокруг ГМИК — это как некий музеон, который будет наполняться арт-объетами и экспонатами. И, на мой взгляд, это здорово, потому что таким образом будет увеличен не только поток туристов, но и будет вестись активная просветительская жизнь.
Территория должна генерировать события, территория должна постоянно пульсировать под знаком культуры, искореняя агрессивное невежество.
О роли Сергея Павловича Королёва в истории калужского музея космонавтики
— История нашего музея связана не только с именами великих Циолковского и Гагарина. Генеральную роль в его рождении сыграл именно Сергей Павлович Королев. В 1957 году на торжественном мероприятии, посвященном 100-летию Циолковского, он выдвинул идею расширения площадей дома-музея и создания нового большого «Дворца космоса». Это же потрясающая история! Калуга – это город инженеров. Единственный в стране филиал Бауманского университета. Новый строящийся кампус. Уникальные предприятия. Можно и нужно опираться на личность великого конструктора Королёва. Недаром мы его цитату поместили на стенд при входе на обновленную территорию музея.
О гранях Калуги с архитектурной точки зрения
— Хорошо, «Калуга космическая» у нас уже есть. Однако, хочется узнать, будет ли у нас в оформлении, скажем, «Калуга купеческая»? Это же тоже интересная грань нашего города.
— Для меня, как для архитектора, нет такого понятия «Калуга купеческая», есть «Калуга классическая». Это связано с архитектурной традицией 18 века, откуда у нас и регулярный генплан и пошла вся историческая застройка.
Когда мы говорим про «Калугу классическую» — мы говорим о той Калуге, которая появилась на свет, как результат екатерининских реформ и грандиозного проекта при генерал-губернаторе Кречетникове и под руководством великого русского зодчего Петра Романовича Никитина. Мы не знаем, какой Калуга была до этого. А то, что получилось — это по сути такой же модернизм, только 18 века, который сделал русский город по-европейски столичным и с имперским лоском на то время.
В прошлом году на международном, главном нашем архитектурном фестивале «Зодчество» в Москве мы представляли нашу Калугу. Я туда привез деревянную инсталляцию, куда поместил пять составляющих калужской идентичности. Это «Калуга героическая», «Калуга классическая», «Калуга народная», «Калуга космическая» и «Калуга природная». Это все — составляющие образа Калуги. Поэтому нельзя выпячивать только что-то одно — тут же проваливается все остальное. Важно видеть как единое целое, так и чувствовать взаимосвязь и логику всех элементов.
— Какого оформления нам стоит ждать к юбилею города?
— Это будет красочное единство тех пяти направлений, что я озвучил выше. Причем, все направления будут на равных правах. Мы уже отрисовали «юбилейный брендбук» со всеми элементами, идет активная подготовка к большому событию. При этом, не нужно стесняться говорить о том, что Калуга — это круто. Об этом нужно громче говорить самим калужанам. Понятное дело, что любой негатив — ты получаешься на первых ролях, это всегда выпукло, остро, хайпово, а позитив у нас как будто бы считается чем-то постыдным. На самом деле, если мы хотим развиваться, мы должны научиться нормальной культуре коммуникации.
По сути, все начинается с того, что приехал пытливый турист посмотреть музей космонавтики и заинтересовался самим городом — регулярным планом, историей, уникальными постройками посмотрел и рассказал об этом другим. И так у нас станет больше интересных и полезных гостей, которые, уезжая, непременно захотят вернуться. Крайне не просто во многих наших городах, но надо уметь себя представлять, а не только смотреть «кино в окно».
О критике в соцсетях
– Вы активно проявляете себя в соцсетях и мы видим, что помимо каких-то положительных отзывов, существует еще и доля критики. Как вы к этому относитесь?
– Смотрите, мои страницы в соцсетях были активны всегда, ещë задолго до того, как я стал главным архитектором Калуги, ведь я еще и член Президиума Союза архитекторов России, общероссийский общественный деятель. Поэтому через меня множество людей видят, как в Калуге интересно, что в Калуге — круто. Я посол Калуги в самом широком смысле. И поверьте, мало кому есть дело до того, что происходит в локальных соцсетях или тех же Telegram-каналах, где бурлят фейки, домыслы и прочая постправда.
— Тем не менее, как именно вы реагируете на критику, ведь она порой бывает?
— На моей странице такой жесткий порядок, я его установил уже очень давно. Хамский комментарий, не относящийся к смыслу поста, удаляется – это первое предупреждение. Если такое повторяется снова — человек просто уходит в бан. Считайте, это такое принуждение к культуре и «борьба с вандализмом» в сети.
Я не в том возрасте и не в том статусе, чтобы тратить нервы на тех, кто изначально не способен ни к какому диалогу в принципе. Мне важно выявлять и беседовать с теми, кто действительно готов к разговору, способен точно приводить факты, грамотно обосновывать свою точку зрения, реально и ответственно предлагать проекты и решения для нашего города. При этом, я могу сказать, что их много, профессиональных калужан, которые продуктивно помогают родной Калуге. Для меня была ошеломительной история с Новогодней столицей. У нас были невероятно ограниченные ресурсы. Когда Нижний Новгород принимал у нас снежинку, они думали, что наш бюджет был раза в три больше и узнав реальность, недоумевали, как можно было в таких условиях всë организовать и провести на высоком уровне. Секрет был прост — включился ответственный бизнес, горожане-патриоты города на деле. Например, «ярмарка с тарелкой», которая была на Ленина — она была на частные деньги. Не из-под палки, не ради того, чтобы отбить затраты и тем более наварить. Люди сами хотели сделать себе и городу красиво и круто, и получилось потрясающе!
О культурных следах
— Поговорим немного о объектах, которые остаются с каких-либо событий. Что с ним происходит после того, как они «сыграют свою роль»?
— Некоторые объекты мы стараемся использовать повторно, как, например, ту же летающую тарелку от инновационного предприятия Pandora, которая на Новый год стояла возле здания Горуправы на ярмарке «1371». Калужане говорили, что ее место — возле музея космонавтики. Прислушались — сейчас она там и находится.
Стараемся от каждого события использовать память, оставлять культурный след. Ведь сейчас мир — цифровой. А что будет, если все данные возьмут и сгорят, сотрутся, пропадут? Ничего не останется? Память должна быть материальной, чтоб в любой момент, по этим реальным объектам мы могли погружаться в прошлые события и помнить о том, что было.
К примеру, «панно с гусаром» на Пушкина. Сколько было «сломано копий» — не сосчитать, а оно было нами воссоздано и радует горожан и гостей областной столицы.
Или вот надпись «Храните деньги в сберегательной кассе». Она сейчас в процессе, но надо ещё чуть подождать. Все буквы были оцифрованы, очерчены и сделаны из новых композитных материалов. К юбилею мы получим обновленный исторический шрифтовой объект, как раз рядом с новейшим Дворцом спорта.
Пожелание калужанам
— Завершим нашу беседу на позитивной ноте. Что бы вы пожелали нашим читателям и городу в целом?— Я очень люблю Калугу. Калуга для меня любимый город. В ней больше родной Москвы моего детства, чем в самой Москве сейчас. Пожелать я хочу главное — любви. Любви к себе. Это отнюдь не эгоизм. Возлюби ближнего, как самого себя — библейская истина. Как мы можем требовать внимания других, если сами порой себя не уважаем. Калуга — не просто город, а уникальный мир. Калуга влюбляет в себя. Она была, есть и будет. Здесь жили и живут, творили и творят удивительные талантливые люди и хочется, чтоб их было как можно больше!