В настоящий момент главным стимулом для создания геополитической оси Север — Юг является образ общего врага, в соответствии с известным принципом: "против кого дружить будем". Именно в процессе такой, на первых порах, сугубо прагматической "дружбы", необходимо налаживать диалог на уровне глубинных культурно-исторических кодов, т.е. традиционных ценностей и идеалов, актуальных для представителей всех взаимодействующих государственных образований.
При этом возникает техническая потребность в своего рода "картографировании" культурных кодов наших потенциальных союзников, в создании своеобразной "карты" их идеалов и ценностей.
Ещё более актуально создание такой "карты" в отношении идеалов и ценностей наших потенциальных противников. В первую очередь речь идёт о ценностях, располагающихся не на внешних (открыто декларируемых), а на внутренних идеологических контурах, т.е. о ценностях, которые оказывают наиболее мотивирующее воздействие. Это те метафизические ценности, которые зачастую не декларируются, но являются наиболее мотивирующими для организации и реализации долговременных социально-политических стратегий.
Оба упоминавшихся в нашей дискуссии проекта: "Аркаим-XXI" и "Русский ковчег", — могут послужить в качестве отправной точки для организации межгосударственного диалога Россия — Иран — Индия. Однако реализация такого диалога требует создания пространства для него, той площадки, на которой он будет развиваться. Наиболее подходящим историческим аналогом такой площадки служат советские Общества дружбы. Именно на базе такого рода структур можно было бы инициировать начало диалога в форме регулярных собраний, организуемых по поводу конкретных культурно-информационных событий. Это могут быть доклады, сообщения, презентации, кинопоказы, творческие вечера, концерты, с их последующим обсуждением. Надо отметить, что неформальное общение, живые связи между представителями различных культур чрезвычайно важны для "картографирования" идеалов и ценностей наших партнёров. Создание такой площадки необходимо и для подготовки квалифицированных кадров при реализации такого диалога.
В рамках подобного диалога целесообразно позиционировать общеевразийское пространство (или Хартленд) в качестве пространства конструктивного взаимодействия различных этнических культур и религиозных традиций. В этом смысле у России имеется богатейший опыт, наработанный за многие века строительства многонациональной цивилизации: в нашем распоряжении есть уникальная работающая модель гармоничного мироустройства, созданного на принципе сочетания, многообразия различных национальных культурных кодов. Речь идёт о создании новой модели Большой Евразии как союза различных многонациональных держав, отстаивающих право народов на сохранение и реализацию своих традиционных ценностей. Должен быть задействован огромный опыт нашей истории и по части терпимости к другим этносам, и конструктивного взаимодействия с ними.
Китайская пословица гласит: "Дорога в тысячу ли начинается с первого шага". Одним из таких шагов могла бы стать инициатива по созданию площадки для организации диалога между представителями России, Китая и Индии, где на регулярной основе осуществлялись бы контакты как на формальном, так и на неформальном уровнях.