Сообщество «Коридоры власти» 16:52 28 ноября 2021

Колёсико жизни

Биение жизни в условиях новой волны коронавирусной инфекции

Мало где в России так заметно сегодня биение жизни, как в комментариях к посту Вячеслава Володина о QR-кодах.

646.242 коммента под Telegram-постом Вячеслава Володина о QR-кодах на эту секунду. Вот уже пять дней там, под репликой спикера Госдумы, не стихает крик.

Орут о личной боли отчаявшиеся бедолаги. Блажат маловеры и простаки. Надрываются пропагандисты. Безумцы строчат простыни сплошь из заглавных букв. Глумятся циники. Профессиональные украинцы выводят на чистую воду «кремлеботов», а те — «малофеевцев». Картинка воюет с картиной, воззвание — с листовкой. Посреди этого ора редкий гость напишет вдруг что-то вразумительное — и через секунду будет сметён валом новой истерии.

Случилось то, чего никто не ожидал: число откликов в мессенджере четвёртого лица в государстве превратилось в общественное явление. Вызвало вторичные волны обсуждения в соцсетях и СМИ, заставляет реагировать власть. Само нуждается в проговаривании.

647.398 комментов…

Даже если половина из них — спам и лютый бред, оставшихся достаточно, чтобы понять: народ категорически против любых ковид-кодов. Люди не верят в добрые намерения власти. Боятся закручивания гаек. Разгневаны самой идеей сегрегации на избранных и отбросы. Но больше всего люди устали от полуторагодового бардака: «Да сколько же можно!»

Интерпретаций этому много.

«Граждане пришли к Володину и высказали всё, что думают о вашей бездарной вакцинации, — утверждают одни. — Жаль, эти сотни тысяч не могут ввалиться прямо на Охотный Ряд...»

«Вы видели тех граждан? — возражают другие. — Перед нами операция западных спецслужб, натравивших на Telegram спикера Госдумы армию ботов». Спамеры ворвались в приоткрытый для комментов пост и перевернули всё вверх дном.

«Да, это спецоперация — но только наша, родная!» — осаживают их третьи. Подмигивают по-заговорщицки: это удар российских властей по шестой колонне, продвигающей ковид-повестку на радость «Биг Фарме». Володин нарочно открыл свой Telegram-канал, чтобы продемонстрировать неприятие в стране идей «цифрового фашизма». Принял удар на себя, пока Кремль всё фиксирует.

«Ах, принял? Фиксирует? Вот сейчас вас, антиваксеров, и зафиксируют», — судачат четвёртые. Заманили вас в расставленные сети — вы и клюнули. К каждому владельцу «телеги» привязан его мобильный номер, а тот у нас по паспорту выдаётся. Все как на ладони! «Ждите теперь утреннего стука в дверь».

648.674 коммента…

Что бы ни говорили конспирологи, всем не даёт покоя один вопрос: зачем вообще Володин открыл свой «телеграм» для откликов? Почему именно сейчас, когда речь зашла про коды? Не в начале ноября, когда обсуждалась тема «конструктивной оппозиции». Не в октябре, когда дело касалось федерального бюджета. Не в сентябре, когда ревакцинировался сам госдумовский спикер. И не в марте, когда он только завёл Telegram-канал, закончив первую запись фразой «Буду благодарен за обратную связь и внимание». Не просто же так вспомнил он восемь месяцев спустя про эту «обратную связь»!

Он что, рассчитывал на горячую поддержку народа? Явно не тот случай. Хотел подать «на самый верх» сигнал о неоднозначности темы? Будто там без него не знают. Стравливает пар всеобщего возмущения? Но творящийся в комментах ад работает лишь на возгонку истерики. Занят самопиаром? Но это, скорее, какой-то антипиар.

Может быть, Володин вздумал показать народу видимость обсуждения, чтобы потом никто не смел упрекнуть законодателей в глухоте ad vocem populi? Так всё равно же говорить будут именно так: не прислушались к реальным людям, нарочно нагнали троллей… Ведь это был не референдум и даже не соцопрос. По меркам социальных сетей, обсуждать в Telegram что-нибудь дольше десятка реплик — гиблое дело. Так зачем же, зачем?

Позднее Володин пообещал прочесть все комментарии под собственным постом. Точнее, «организовать работу по изучению и учёту всех конструктивных предложений». Значит будет сортировка и отбраковка реплик, десяток из которых в итоге и представят как «конструктив» от избирателей. Но какой вариант народной воли будет предпочтён?

649.153 коммента…

Уже неважно, какой. Столь великое число — само по себе послание. Какие бы комменты ни отобрали специально подготовленные люди, это число громче всяких слов сигнализирует о проблеме. Его можно печатать на футболках и вешать на билборды, раздавать на всех углах вместо предвыборных программ. Ещё немного, и партию так можно будет назвать — «Миллион рассерженных глоток».

Что бы ни задумал спикер, пять дней назад он открыл портал в народные бездны, сквозь который на него глянул, наконец, «глубинный народ». В иные времена он смирно бредёт на избирательные участки, расставляет галочки в бюллетенях, деловито опускает их в урну, поставляя Володину массовку в зал заседаний. Купив пирожок в буфете, чинно следует обратно, раскланиваясь с прохожими. В другие моменты он — в лице зарвавшихся молодчиков, конечно, — врывается в большие кабинеты, перекрывает федеральные трассы, закидывает камнями ОМОН, палит автомобили на Тверской.

Когда надо, народ идёт на войну. И даже когда войны вроде как нет, отправляется добровольцами в Донбасс. Бывает, он уходит в глухую оборону, подальше от скотства и безнадёги вокруг: пьёт, молчит, бежит от мира по миллиону в год. Вдруг меняется что-то — и всё тот же народ встаёт и заявляет на весь мир: «Крым — наш». Или держит на руках разлившуюся реку, спасая свои города. Или сам стекается в бесконечную реку «Бессмертного полка».

А в интернете бывает вот так. Ещё и не так бывает.

Как и на Прямых линиях с Путиным, с миллионами вопросов лично к президенту о выплатах и лопнувших трубах, этот божий глас вновь обращён к самому верху. Как ещё достучаться до кого-то, кто пришёл бы и молча поправил всё? Не надеяться же на простого депутата или чиновника из муниципалитета, которые ничего не решают. Этот фокус народных чаяний, наведённый на верховную власть, превращает её во всемогущее божество — до тех пор пока оптика вдруг не сменилась.

650.507 комментов. И ещё десяток. И ещё… В кручении этого счётчика больше правды, чем во всей писанине выше. В этом колёсике — биение жизни. Мало где в России она так бьётся сегодня.

1.0x