Если смотреть с чисто экономической точки зрения, главной задачей правительства Мишустина является стимулирование внутренних инвестиций. И, отметим, что в рамках своих полномочий, справляется с этой задачей он хорошо — во всяком случае, несмотря на санкции и Специальную военную операция, спад экономики России не свернул с той траектории, которая окончательно сформировалась к IV кварталу 2012 года (то есть 1.5-2% спада каждый год).
А вот развернуть эту траекторию вверх у Мишустина не получилось. И я много раз писал почему — поскольку потенциал бюджетных инвестиций практически исчерпан, нужно обеспечивать нормальное рублёвое инвестирование. Теоретически, можно усилить и бюджетную составляющую (например, резко сократить коррупционные утечки из региональных бюджетов, я про это много раз писал), однако системного эффекта это уже не даст. А что мешает?
А мешает политика денежных властей. Собственно, не секрет, что руководство мировой долларовой (Бреттон-Вудской) системы запрещало внутренние инвестиции в пользу иностранных (об этом ещё Гайдар, не к ночи будь помянут, говорил). Ну и все либеральные руководители нашего Центробанка (Дубинин, Игнатьев, Набиуллина) эти запреты воспринимали как руководство к действию. Когда Геращенко их игнорировал, рост у нас был 12-15% в год. А вот как он ушёл, начались проблемы.
Кто-то скажет, да ведь в 2006-2007 был почти такой же рост! Был. Но при этом инфляция по сравнению со временами Геращенко подскочила в два раза (28.3% промышленной инфляции в 2004 году по сравнению с 14% в 2003) и рост, во многом, был связан с тем, что эту инфляцию занижали. А с 2008 года и этот рост, связанный с высокими мировыми ценами на нефть, практически исчез.
И вот теперь самое интересное. Отток капитала в 2022 году, по оценке Центробанка (!) составит около 243 миллиардов долларов, что в три с лишним раза превышает показатели 2021 года. Надо ли объяснять, что значительная часть этих денег — это и есть те самые потенциальные внутренние инвестиции, которые наши денежные власти не одобряют. И это совсем не хорошо.
Способы, которые используют денежные власти известны: завышенная ставка кредита, занижение стоимости залоговых активов, запрет на проектное финансирование, очень высокие риски (заведомо ужесточённый контроль, который требует от коммерческих банков блокировать и закрывать счета по малейшему подозрению). Но при этом руководство ЦБ ссылается на инструкции и рекомендации МВФ и других международных финансовых организаций, которые сегодня, скажем прямо, не могут быть признаны дружественными структурами. Чтобы не сказать, что они являются откровенными враждебными.
В общем, можно сказать, что сегодня в системе исполнительной власти (к которой, косвенно, относится Центробанк) идёт отчаянная схватка между сторонниками развития нашей экономики (главный тут Мишустин) и сторонниками поддержки мировой долларовой системы. И, соответственно, чего уж греха таить, финансирования вооружённых сил Украины. Кто не верит — прикиньте: команду «Челси» Абрамович покупал на выведенные из России деньги. А сейчас то, что выручено от продажи этой команды пойдёт на поддержку ВСУ. И не нужно мне объяснять, что с деньгами, выведение которых сегодня стимулирует руководство Центробанка, будет по другому.
В общем, пора у нас в стране наводить порядок. Логика поддержки мировой долларовой системы (на содержании которой находится сегодняшний киевский режим) уже никуда не годится. И либеральная общественность, которая поддерживает эту логику не должна влиять на экономическую и финансовую политику нашей страны.