Эта моя статья — статья-тревога. Тревога о судьбе крохотного, но истинно волшебного края нашей Родины — Коктебеля.
Мне не раз приходилось читать и слышать мнение исколесивших планету, что по красотам природы Коктебель с его изящной бухтой и парящими над ней вратами из камня со дна морского, с его огромными, похожими на спящих львов холмами и чарующей всех планеристов мира горой Клементьева, с его причудливо застывшими под небесами развалинами вулкана Кара-Даг превосходит все красивейшие уголки земли.
С теми, кто с этим не согласен, я спорить не хочу. И потому повторю лишь бесспорное — то, что написал наш выдающийся мастер слова Валентин Катаев: "Во всём, что видишь в Коктебеле, есть нечто библейское".
В Коктебеле запечатлена та первозданность, которая чудом каким-то сохранилась от Сотворения Мира и от которой веет духом Творца Неба и Земли. И именно эта одухотворённость природы окрест Коктебельской бухты влекла туда самых разных творческих людей.
Пушкин на полях рукописи "Евгений Онегин" нет-нет, да и оставлял зарисовки увиденного в Коктебеле.
"Алые паруса" Грина не явились бы на свет и не влюбили бы в себя всю романтическую молодёжь, если бы сам писатель не полюбил Коктебельскую бухту.
Николай Гумилёв, обитая там, удивил современников своей знаменитой поэмой "Капитаны".
А сколько текстов и замыслов родилось здесь у Максимилиана Волошина, Осипа Мандельштама, Михаила Булгакова, Алексея Толстого, Викентия Вересаева, Марины Цветаевой и других маститых поэтов, драматургов и прозаиков довоенного и послевоенного времени! Коктебель был излюбленной литературной мастерской вплоть до распада СССР.
С началом рыночных реформ на Украине, в составе которой в 1990-х остался Крым, к коктебельским красотам прорвался бизнес. В поселке строились новые гостиницы, а на набережной Коктебельской бухты как грибы росли кафе, бары, рестораны. Там день и ночь гремела музыка.
Но Коктебель по-прежнему манил к себе инженеров человеческих душ. В книге посетителей нашего литературно-музыкального салона "Богдан" можно найти сотни записей, которые оставили знаменитые и не очень авторы художественных и публицистических книг.
Тем не менее, в качестве культурного центра Коктебель из года в год угасал. А жителям его всё труднее было просто выживать. И они воссоединение Крыма с Россией восприняли с радостью необыкновенной. Все ждали перемен, таких перемен, которые снова бы превратили Коктебель в привычный за сто лет литературный центр, сохранили бы заповедные места окрест и остановили житейские пытки рынком украинского пошиба. Но пришли перемены иного рода.
С переходом на российское законодательство у многих в Коктебеле появилась масса трудностей, которые крымские чиновники или из-за незнания, или из-за нежелания понимать новые правила никак не решали. А это стало одним из способов разрушить Коктебель.
Началась частая смена руководителей посёлка, разваливалось сознательно управление. Полностью убрали депутатский корпус. Посёлок превращался в бесхозный. Простейшие вопросы решить было невозможно. Убрали коммунальную структуру МУП. Убирать посёлок стало некому. Коктебель погружался в хаос и грязь, но из высоких кабинетов крымского Совмина этого не было видно
И тут вынырнул из-за спин "преобразователей" уже давно имевший свои виды на Коктебель Дмитрий Киселёв. Он, известный ныне в России телеведущий и высокопоставленный медиачиновник, заручился поддержкой руководства Крыма и начал действовать.
Уж не возмечтал ли Киселёв превратить поселок Коктебель в свою вотчину? Судите сами: у подножия Кара-Дага он вознамерился построить яхтенную марину. А уникальную заповедную "Тихую бухту" превратить в гольф-клуб. А подумал ли Киселёв о том, что при устройстве поля для гольфа неизбежно будет уничтожена редкая коктебельская растительность? Вряд ли.
Но это ещё не всё. В планах — построить в парке, где стоят заброшенные корпуса Дома творчества писателей, роскошные особняки для нуворишей, наполнить Коктебель шумом взлёта вертолётов с возведённых площадок. Уничтожить набережную посёлка в её нынешнем виде и обустроить её по-своему.
С уничтожением нынешней набережной будет уничтожен и достаток трёх с половиной тысяч жителей посёлка. На ней стоят заведения, где коктебельцы за два с половиной — четыре месяца успевали зарабатывать на проживание до следующего сезона. Уничтожение набережной станет и уничтожением привычной и любимой сотнями тысяч гостей обстановки Коктебеля. Но при всём при том никто из рьяных преобразователей посёлка всерьёз не думает о создании жизненно важной инфраструктуры.
В бухту Коктебеля, как и при киевской власти, то тут, то там выбрасываются канализационные стоки. Очистные сооружения для посёлка строятся уже более двадцати лет. К их строительству подключались "деловые люди", обещая золотые горы. Получали землю. Построив гостиницы, они напрочь забывали о своих обещаниях.
За пять российских лет, как и за много лет украинских, в Коктебеле не приведены в порядок ливнестоки. В период дождей улицы посёлка по сей день затапливают потоки всего, что смывается с земли и тротуаров. Условия жизни в Коктебеле не беспокоят ни руководство Крыма, ни главного инициатора новых масштабных проектов Дмитрия Киселёва. Им Коктебель, наверное, нужен и без нынешних его местных жителей, и без тех курортников, которые приезжают сюда из десятилетия в десятилетие.
Как известно, Дмитрий Киселёв дружил с украинскими президентами, в том числе с Порошенко, и они, по всей видимости, в долгу перед ним не остались.
В Коктебеле есть плато Тепсень. Решениями крымской власти при СССР оно было объявлено археологическим заповедником, и вокруг него была установлена охранная зона. Может быть, Дмитрию Киселёву помогли его связи с высокими чинами Украины? А как иначе он мог бы получить на плато Тепсень участок земли и построить в археологическом заповеднике свой дом?
Создание губительной для первозданного очарования Коктебеля яхтенной марины Дмитрий Киселёв предрешил, видимо, истолковав в свою пользу распоряжение правительства Российской Федерации от 08.10.2015 г. за № 2004-р.
К распоряжению правительства прилагалась схема территориального планирования РФ применительно к территории Республики Крым, а также подробный разъяснительный перечень. В этом перечне приводится расшифровка объектов реконструкции с указанием вида объекта, его местоположения и основных характеристик. В перечне предусмотрена, в частности, и реконструкция гидротехнических сооружений в целях создания яхтенной марины.
В распоряжении перечислены объекты в Севастополе, Керчи, Ялте, Евпатории, Феодосии, но ни слова не сказано о посёлке Коктебель и о яхтенной марине в Коктебельском заливе!
На каком основании Киселёв усиленно продавливает яхтенную марину в Коктебеле? Каким образом финансирование, предусмотренное Федеральной целевой программой на Феодосийский морской порт, будет использовано в Коктебеле?
В своих прожектах "реформаторы" указывают на проектировщиков, а это является исключительной отсебятиной, не имеющей ничего общего с распоряжением председателя правительства РФ.
Возникает вопрос к проектировщикам: на каком основании планируется создание яхтенной марины в поселке Коктебель? Проектировщики обязаны пояснить обоснования для принятия такого решения и возможный источник финансирования.
Поскольку этого никто не сделал, то возникает следующие вопросы:
Какова целесообразность выделения отдельной зоны в посёлке для указанных действий? Кому выделяется кластер? Кто будет за него отвечать? Какие предусмотрены поступления в бюджет в виде налогов или арендной платы? Кто будет отвечать за содержание и благоустройство земельного участка, который находится в охранной зоне Чёрного моря?
В 2017 году общественность посёлка Коктебель обратилась в Совет министров Республики Крым по поводу деструктивных действий отдельных "реформаторов" в отношении посёлка. Был получен чёткий, вразумительный ответ о том, что яхтенная марина и гольф-клуб — это мечты Киселёва. В градостроительном плане этих объектов нет.
Но всё не так просто. Ответы из Совмина Республики Крым — это одно, а реалии — это другое. Заинтересованные лица оказывают давление на разработчиков Генплана, чтобы внести в него гольф-клуб и яхтенную марину. А на основании Генплана — присосаться к деньгам, выделенным на Федеральную целевую программу. Более того, на разработку Генплана нет архитектурного задания. Неизвестно, кто является заказчиком Генплана.
Готовится крупная афера, которую могут и должны остановить правоохранительные органы. Жители Коктебеля на обсуждении Генплана категорически высказались против яхтенной марины, против уничтожения Тихой бухты и создания в ней гольф-клуба. Но жителей не слушают.
Им представили к обсуждению концепцию культурно-исторического и туристического центра "Коктебель" на 8 гектарах парка бывшего Дома творчества писателей "Коктебель". Задолго до разработки концепции общественная организация Коктебеля "Гражданский актив", руководимая Борисом Яремко, обращалась во множество инстанций с просьбой сохранить для общего использования часть парковой территории. Для того чтобы можно было любому человеку свободно проходить к морю, к Дому-музею Волошина, к домам местных жителей.
Из многочисленных ответов следовало, что вопрос стоит на контроле. И только. Но вот появляется распоряжение Совета министров Республики Крым от 27.02.2017 г. за № 196-Р, которым предписано разработать концепцию культурно-исторического и туристического центра "Коктебель-парк". Так разработать, чтоб передать писательский парк с объектами в нём в управление АО "Корпорация развития Республики Крым". Ей же разрешили изъять в пользу Совмина Крыма часть набережной. Сейчас создаётся частная инвестиционная компания, подчинённая Совмину РК. Выпускаются акции, которые будут скупаться частными лицами. И Дом творчества, и набережная переходят незаметно в руки приезжих "денежных мешков".
Прощай, благословенный, легендарный Коктебель! Дышать, ходить по посёлку, по набережной, по парку Дома творчества можно будет только с разрешения новых хозяев, если они снизойдут до того, чтобы позволить такие вещи жителям Коктебеля — мекки поэтов, писателей, композиторов…
Самое интересное: из технического задания, концепции и разъяснений АО "Корпорация развития Республики Крым" следует, что предполагается ограждение территорий, наличие входных групп, автоматизированное регулирование доступа на территории.
В симферопольском эфире радио "Комсомольская правда" от деятеля "Корпорации развития РК" Дегтярёва уже прозвучало: отнюдь не исключено, что вход на территорию "Коктебель-парка" будет платным.
Обращаю ваше внимание, дорогой читатель, что название "Коктебель-парк" не соответствует самому понятию "парк" и разрабатываемому генеральному плану муниципального образования "Феодосийский городской округ", в котором данная территория отнесена к зоне размещения объектов оздоровления и туризма, составлена схема существующих зелёных насаждений.
Анализ проекта "Коктебель-парка" показал необходимость существенных мощностей энергообеспечения (около 3,4 МВт). В связи с этим было принято решение о создании собственной газотурбинной электростанции на 4 МВт. Месторасположение указанной электростанции не указано в схемах "Коктебель-парка". Экологическая экспертиза намеченного объекта не предусмотрена.
По сути, "Коктебель-парк" представляет собой инвестиционную площадку, которую было бы логично размещать на неосвоенных территориях с целью их развития, применяя различные механизмы налоговых послаблений и льгот инвесторам.
В данном случае всё происходит с точностью до наоборот. У посёлка, его жителей и гостей изымается значительная обустроенная, озеленённая, имеющая историческое значение, выполняющая многие функции, включая свободный проход к морю, центральная часть населённого пункта и передаётся в частное пользование со значительной нагрузкой на существующую поселковую инфраструктуру.
Хотелось бы задать вопрос авторам концепции: "Что, это и есть территория счастья для жителей посёлка Коктебель?"
Разработчики Генплана и их хозяева не обращают внимания на заявления общественности Коктебеля. Между тем крайне необходимо предусмотреть в землеустроительной, градостроительной и иной документации, в том числе в сфере инвестиционной деятельности и имущественных отношений, в качестве земель общего пользования, государственной или муниципальной собственности территорию всех аллей, дорог, проездов, проходов, парковых зон, русла реки Коктебелька, её береговой полосы и охранных зон.
И это надо сделать в соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса, соответствующими статьями Гражданского и Водного кодексов Российской Федерации.
Необходимо провести инвентаризацию зелёных насаждений с обязательной их регистрацией и постановкой на балансовый и имущественный учёт государственного учреждения и дальнейшим присвоением статуса зелёных насаждений общего пользования.
Необходимо предусмотреть новым генеральным планом Феодосийского городского округа парковую территорию Дома творчества "Коктебель" в качестве зелёных насаждений общего пользования, а все существующие аллеи, проходы, дороги — в качестве земель общего пользования муниципального образования. Надо в генеральной схеме генерального плана обозначить реку Коктебелька с охранными зонами и береговой полосой; Музейный комплекс "Киммерия Максимилиана Волошина" в полном объёме, включая дом матери поэта Е.О. Кириенко-Волошиной и другие вспомогательные помещения и территории.
Всё, о чём мною сказано здесь, содержалось в неоднократных обращениях общественности к всевозможным организациям. Но это был "глас вопиющего в пустыне".
Те, кто с толстым кошельком наперевес идут в наступление на Коктебель, игнорируют всё, что мешает их планам. Эти "преобразователи" действуют сообразно принципу "что хочу, то и ворочу".
Окончу статью словами Александра Сергеевича Пушкина: "Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости".
Илл. Максимилиан Волошин. «Виды Коктебеля» (1928).