Первое издание книги Жака Аттали «Краткая история будущего» состоялось в 2006 г., второе - в 2009, в переводе на русский язык книга была издана в 2014 г.
Юбилейный доклад Римскому клубу: «Come On! Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты», был написан двумя президентами Клуба — Эрнстом Вайцзеккером и Андерсом Вийкманом (при участии других членов Клуба) и опубликован в 2018 г.
Доклад состоит из трех глав. В первой дается достаточно подробный анализ текущего плачевного состояния абсолютно всех сторон жизни на нашей планете, включая природную, социальную, политическую, культурную, моральную и мировоззренческую.
Но в отличие от Ж. Аттали авторы доклада Римскому клубу предпринимают героическую попытку объективно оценить причины глобального кризиса. Во второй главе, которую они называют «самой революционной частью книги», предлагается анализ, описывающий «фундаментальный философский кризис общества на данном этапе», который неизбежно ведет к нарастающему кризису демократии и вызывает большинство современных мировых проблем.
В докладе отмечается, что укрепление демократии требует восстановления справедливого баланса между рынками (в основном представляющими частное благосостояние тех, кто добивается высоких результатов) и государством (представляющим общественные блага и интересы тех, кто проиграл схватку на рынке или не имеющих к ней никакого отношения), утраченного в период после распада Советского Союза. Кроме того, рынки имеют сильную тенденцию ориентироваться на краткосрочную перспективу, в то время как, общественные интересы всегда должны включать долгосрочную перспективу.
«Экономика, подчиняющаяся диктату финансовой системы с ее склонностью к спекуляциям, как правило, приводит к увеличению разрыва в уровне благосостояния и доходов», что является одной из основных причин роста социальной нестабильности во всем мире.
Сравните теперь это высказывание с одним из основных тезисов Жака Аттали, в котором он весьма положительно оценивает диктат и склонность к спекуляциям финансовой системы: «Финансовая и страховая сферы играют важную роль в установлении власти на рынке». Здесь следует обратить внимание на проговорку Ж. Аттали, где он фактически признает, что свободного рынка нет, так как на рынке установлена чья-то власть, а финансовая и страховая сферы являются главными инструментами реальных «хозяев глобального рынка».
Ж. Аттали выступает, как дельфийский оракул: «Капитализм будет развиваться динамичнее, чем когда-либо. Все, кто пророчит его смерть, ошибаются».
Авторы юбилейного доклада Римскому клубу возражают ему: «Капитализм, каким мы его знаем, с его акцентом на краткосрочной максимизации прибыли ведет нас в неверном направлении - к все более неустойчивому климату и деградирующим экосистемам».
Во всем мире нашлось немало желающих заработать капитал на идеях Ж. Аттали, выражающего мнение авторитетных претендентов на мировой престол. Наша страна в этом смысле — не исключение. Достаточно вспомнить серию статей Вайно А., Кобякова А, Сараева В. «Код рынка». Авторы этого труда в весьма экстравагантной и экзальтированной форме выразили свое желание «быть святее папы Римского».
По существу, они выступили с претензией явить себя в качестве пророков Новой веры, символ которой можно сформулировать примерно так: «Верую во Всемогущий и вездесущий рынок, составляющий основу мироздания, управляющий жизнью с помощью денег и информации, которые создают новую реальность не только на Земле, но и во всем бесконечном пространстве-времени, существующий изначально и до скончания века с целью капитализации всех мыслимых и немыслимых активов, и самой жизни, рыночного воплощения технологий, которыми управляет Элита, меняющая правила игры для извлечения сверхприбыли от деятельности рынка в соответствии с Протоколом рыночных мудрецов».
И тут юбилейный доклад Римскому клубу, как ушат холодной воды: «Капитализм стал высокомерным». В этой ситуации «Римский клуб видит себя защитником демократии, долгосрочного мышления, молодых и не рожденных поколений, и природы, которая не имеет права голоса в капитализме и в политических дебатах между людьми».
Чем же вызвана столь разительная метаморфоза во взглядах авторитетных представителей Римского клуба? Что заставило их против своей воли признать, что реальный, то есть дикий капитализм, является источником всех бед на планете?
Такое признание, по существу, служит подтверждением простой мысли, что «истину ни победить, ни купить, ни обмануть нельзя»! Но формально Римский клуб аргументирует свои выводы тем, что «мир перестал быть пустым», то есть, капиталистическая экспансия дошла до своих пределов.
Что же предлагается в Юбилейном докладе? В качестве универсального средства авторы предполагают «необходимость нового Просвещения, подходящего для “полного мира” и для устойчивого развития», основанного на «балансе между людьми и природой, между краткосрочными и долгосрочными, а также между общественными и частными интересами».
Во-первых, в докладе утверждается, что «Программа восстановления баланса между общественным и частным благом может занять целое поколение, около 30 лет». С этим нельзя не согласиться — то, что творилось веками, невозможно исправить за один год.
Во-вторых, программа «нового Просвещения» рассчитана на новые или подрастающие поколения молодых людей, формировании у них «грамотности в отношении будущего». Образование, способное делать это, должно:
Основываться на отношениях и связях между людьми. «Необходимо учиться не только для самого себя, но и помогать учиться другим».
Носить ценностный характер. «Ценности — это человеческая мудрость, накапливаемая веками». На нынешнем этапе они основаны на благополучии всех живых существ и мира в целом.
Культивировать интегральное мышление. Необходимо «давать молодым умам весь спектр противоречивых и взаимно дополняющих перспектив». Культурное разнообразие необходимо для социальной эволюции также, как генетическое для биологической.
В заключение отметим, что юбилейный доклад был подвергнут весьма острой критике. От себя по этому поводу добавим, что в докладе предпринята еще одна попытка найти решение фундаментальной проблемы, которая заключается в том, что самые эффективные капиталистические способы «зарабатывания» денег находятся в противоречии с капиталистическими способами сохранения денег.
Действительно, чтобы зарабатывать спекуляциями на рынке, крайне полезна нестабильная обстановка. А чтобы сохранить «заработанное», нужна стабильность в самом широком смысле: не только сиюминутная стабильность на отдельно взятом рынке, но и социальная, политическая, идеологическая устойчивость общества как в настоящее время, так и в обозримом будущем.
Похоже, что решению именно этой задачи и посвящен Юбилейный доклад Римскому клубу, причем основной принцип, лежащий в основе искомого решения звучит примерно так: «Хорошо, когда все вокруг честные, а ты нет, и плохо, когда наоборот!»