Телевизор смотрю редко, в основном скачиваю редкие фильмы и мультики из интернета, чтобы не видеть пёстрое изобилие рекламы. И после последнего слова следует поставить многоточие, как советует один матёрый и столичный журналист. В чём соль, дорогие телезрители? Зайду издалека – до многих вещей, поверьте, лучше добираться не сразу… а вот и долгожданное многоточие.
– Отец Олег, почему самые рейтинговые передачи по телевидению: «Дом 2» или «Битва экстрасенсов»? Неужели они необходимы?
О нужности или наоборот ненужности многих выставляемых по телевидению передач и реклам не обязательно спрашивать батюшку, к тому же столь занятого как помощник Митрополита Омского и Таврического Владимира. Можно запросто составить своё мнение, лишь посмотрев однажды. Но я спрашиваю, во-первых, потому что отец Олег Цветков был в данный момент географически ближе, чем остальные батюшки, а во-вторых, этот православный священник мне нравится.
– Есть такая, Виктор, фраза – «пипл хавает», – говорит батюшка, не торопясь. – Звучит некрасиво, даже грубо, но показывает, что нужно народу. Предлагают и – народ употребляет. Необдуманно и глупо. Зато быстро поддерживает рублём и голосом. С экстрасенсами – разговор отдельный. Существуют люди, у которых действительно дар, но используют его часто не во благо исцеления, например, а чтобы найти «скелет в шкафу». За этим ведь к Богу не обращаются…
«Дом 2» – передача злосчастная, захватывающая огромное количество внимания. А чем – выяснением отношений между людьми разного интеллекта. Что нравится не православному зрителю больше всего? Скандалы и ругань. Ещё драки, интриги. Подайте блюдо поострее, а то человек скучает! Наблюдая кастинг на «Дом 2» по каналу «Ютюб», поражаюсь, на что готовы люди, чтобы попасть на российскую передачу, занимающую «топ эфира». Один говорит, что продаст собственную мать, второй – что скушает собственные фекалии. Что нельзя сделать за большие деньги, сделают за очень большие. А платят отлично. Что не сделаешь ради денег?.. Впрочем, кто на что горазд, лишь бы заметили. Славы хотят люди, славы… Вспоминается цитата из произведения М.А. Булгакова «Мастера и Маргариты»:
– «…Никогда ничего не проси. Особенно у тех, кто сильнее тебя. Придут – и сами дадут…».
Канал «ТНТ» неплохой – часто выступают на нём «гламурные» мужчины и женщины, обсуждая соседей и себя любимых, в сопоставлении, конечно. Между «Камеди клабом» и повтором прошлого сезона «Интерны» с дёрганым и бесноватым Иваном Охлобыстиным показывают этот самый гламур – комики из шоу рекламируют бутовую технику, актёры из многосерийного фильма – одежду. И если у вас нет «того, что у них», то вы – неудачник и вас, мягко говоря, не оценят соседи. Причём стереотипы идут впереди здравомыслия. Если технику рекламирует молодая актриса-блондинка из «Универа», то она должна быть глупой и ей делает замечание такой «продвинутый» и очень «сексуальный» персонаж по имени Артур Пирожков, который в каждом выпуске «Камеди клаба» страстно говорит, что наставит мужу рожков… Образ Александра Реввы безупречен? Наверное, если подавляющее большинство зрителя пропадает за телевизором и смеётся.
Взять любую рекламу дорогих мобильных телефонов – на «Первом канале» или на другом. В ней обязательно мелькают дети разных возрастов. Как ещё повлиять на взрослых и заставить выложить тысяч десять-пятнадцать – это минимум?
Интернетом пользоваться не прекращай даже в отпуске. В таком случае и уезжать никуда не потребуется – о чём гласит реклама нового тарифа для операторов «билайн» на канале новостей «Россия 24». Смышлёный и кудрявый мальчишка умело листает фотографии пейзажей, слегка касаясь сенсорного экрана на «айфоне».
– Мам, может, никуда не поедем? – спрашивает вдохновенно. Мне воображается, что дальше родители предложат взять кредит и отдыхать всё же поехать, не думая о выплате и коллекторах.
Дальше этот же вроде мальчуган учит папу, когда нужно есть печение «Орео», макая его в молоко и облизывая как в западных идеях. Походит на традицию употребления текилы, когда нужно насыпать соль на запястье и облизать… Возможно, этого мальчика возьмут в новый «Ералаш».
А ещё захватывают внимание детей, чтобы повелись и взрослые. На детских каналах «Walt Disney» или «Карусель», где постоянно идут различные по заряду мультсериалы, рекламируют косметику. Аудитория этих каналов рассчитана в основном на детей от 2 до 10 лет, кому там продавать косметику – разве что родителям, которые смотрят вместе с чадами. Рекламируют на них игрушки, пластмассовые или мягкие, у говорящих кукол накрашены ногти и губы, а у плюшевых мишек – огромные глаза, словно они герои анимэ из «Тетради смерти» или «Волчьего дождя». Прямо «Монстр Хай»… Потом видишь новую игрушку – устройство, называющееся «Пирог в лицо», похожее на катапульту. Инфантильный юный отец и мальчик лет шести дико заходятся смехом, когда после нажатия кнопки один из них действительно получает пирогом в лицо. На каком месте нужно смеяться – когда на второстепенном фоне включается смех? За нас уже и смеются!
Между семейным просмотром мультфильмов многие родители наверняка ощущают неполноценность, потому что рекламируемые игрушки и прочие товары – жутко дорогие.
Популярный мультсериал, обсуждаемый не только в кругах начальной школы, но и дальше – голливудский «Гравити Фолз». С первого взгляда и не поймёшь, чем зарабатывает дядя Стэн в своей «Хижине Чудес» – магазине необычных товаров. Также обманывает людей, гадая и предсказывая судьбу. Даёт бездомным крышу, чтобы они в скором времени обворовали конкурентов.
– Если хочешь заработать, толкнув барахло, нужно его так украсить и преподнести, чтобы покупатель не смог отказаться, – с хитрым прищуром объясняет детям родственника (Дипперу и Мейбл Пайнс) старый и стильно одетый жулик. – Даёшь совет – потряси баночкой, чтобы окружающие не забыли цену…
Я работаю в частной школе, помогаю дошколятам осваивать английский язык. Слушаю, о чём с ними разговаривает мама, мотивируя.
– Учись, чтобы похвалили, иначе не поставлю новую серию «Гравити Фолз», не узнаешь, кого ещё обманет Стэн!
Между тем этот лукавый дядя обманывает губернатора штата, его супругу и так – прохожих.
Некоторые мультфильмы, такие как «Соник-X» или «Барби-русалочки» похожи на пособие по безработице. На производстве зарабатывать не надо – достаточно выкраситься и мечтать, приедет неестественной красоты принц, называемый «шоу-бизнес», облагородит жизнь как следует. Сюжет нового «Соника» закручен вокруг глянцевых журналов и конкурсов красоты, где ежи, разодеты в стиле киберпанк, соревнуются, кто больше привлечёт внимания папарацци и произведёт впечатление на режиссёра – злого и толстого «Роботроника», создающего новые «гаджеты», придающие личности значимость.
В «Маленьком королевстве Бена и Холли» лают божьи коровки, а гномы похожи на гоблинов – съедают и уничтожают, что видят. Тем самым доставляют забаву эльфам и феям.
Какой мультфильм не возьми – чаще агрессивный и привлекающий внимание сразу. Точно реклама нового блокбастера. Если присутствует не слащавость для более зрелого возраста, тогда определённо битвы и крики – для молодого. Всегда есть повод сходить в кино, а не ждать, пока выйдет в прокате или в интернете. Томятся на пляже на половину раздетые женщины, намекая на прокладки, а крутые ребята заходят в салон мобильных телефонов, чтобы уверенно сказать «окей, гугл». Включая телевизор, нередко приходится выключаться самому, говоря образно. Здорово, когда многие каналы и передачи смотришь после многочасового рабочего дня. Усталый, воспринимаешь не так внимательно.
Прогуливаюсь около ДК «Железнодорожник», захожу в ларёк «Дилижанс» и, покупая разрекламированные чипсы «Lays», невольно рассматриваю журналы и газеты. На виднейших местах – «Спид Инфо», «Плейбой», «Космополитен», «Маxим» или «Домашний Очаг», где на обложке пестреют заголовки «Секс с новым мужчиной» или «Пробовали в сексе?». В мужских журналах: «Железный мир» или «Маскл енд Фитнесс» – также в других со спортивным уклоном становится больше полуобнажённых женщин, фотографирующих в разных позах.
– Лидия Павловна, почему первыми выставлены вот эти – с телами? – спрашиваю у продавщицы, знакомой моей бабушки.
– Видишь, какие яркие и заголовки вопиющие, – объясняет она просто. – Берут, что интересней и ярче. Покупают сигареты и смотрят на альтернативную прессу.
– О-о, так это сейчас называется – альтернативная? – переспрашиваю.
– Почему бы нет?
Прогуливаюсь дальше и случайно спрашиваю прохожего – мужчину лет пятидесяти:
– Кто читает «Спид Инфо»?
– Озабоченные какие-то, от безделья, – торопливо отвечает он.
Далее спрашиваю у женщины лет тридцати с ребёнком, читает ли «Космополитен». Она качает головой и говорит, что листает, когда заходит в салон красоты, больше нечего делать.
Моя бабушка, например, до сих пор выписывает газету «ЗОЖ». Ни «Маxим», ни «Космополитен» не стала бы читать. А моя мама (женщина православная) предпочитает больше работать, чем заниматься ерундой. Даже в долгом отпуске педагога предпочитает работать на даче и читать книгу, нежели просиживать время за экраном.
Встречаюсь со специалистом из Омской Епархии – Светланой Петровной Баранцевой. Понятное дело – лишь на мероприятиях, когда участвуют батюшки и работники из департамента образования. По моему мнению, Светлана Петровна – человек очень продвинутый и обсудить с ней можно что угодно в духовно-нравственном ключе. Заходит в интернет, чтобы почитать стихи или найти информацию для саморазвития. Ну так вот – зову её в KFC, полакомиться крылышками в хрустящей панировке и съесть пару гамбургеров. Мне приходит идея написания неплохого материала, касающегося её волонтёрской работы в «Российском комитете защите мира», а также соприкосновения с основной занятостью в Епархии, в отделе дошкольного образования.
– Не кушаю, Виктор, после шести, не полезно, – добродушно отвечает энергичный специалист. – Сама могу пригласить – в Калачинск, если места хватит в машине. Выезжаем на окружной семинар по этноконфессиональным делам, вот это материал и общение. С учёными из института культурного и природного наследия выезжаем! Будет интересный семинар, обмен опытом. Облагораживает сильней, чем поедание фаст-фуда. Без печения и чая не обойдётся, но строго для умственной реакции и состояния души!
Думаю, что остро шутить и плодотворно работать может не только глубоко православный человек и специалист из Епархии, но и обыкновенный человек, не заполняющий мысли образами из «Спид Инфо» и желудок – полуфабрикатом. Мне всё можно, но не всё полезно… приводит, помню, изречение настоятель Георгий Кобзев Храма Равноапостольных Константина и Елены, открывая лекции для воскресной школы.
Рекламу лично я стараюсь не смотреть, однако я – меньшинство. Наверное. Телевизор – поглотитель времени. Подсчитайте, сколько часов в день вы тратите – 4-6? Лучше погулять всей семьей, почитать книгу, сходить в спортзал.
Чем дольше ваше внимание поглощено телеэкраном, тем меньше возникает у вас собственных мыслей, тем ниже ваша мыслительная активность. Если вы долго смотрите сериалы, шоу, рекламу, то собственных мыслей почти не возникает. В голове навязанные установки. Повторяющаяся реклама их закрепляет. Помните – «повторенье – мать ученья…». Да и у детей формируется синдром дефицита внимания. Таким умственным расстройством сейчас во всём мире страдают миллионы детей. Короткие промежутки времени, в течение которых внимание привлекается к быстро сменяющимся образам, делают восприятие поверхностным, не дают возможности осмыслить мелькающие на экране картинки. Они потом и в школе не смогут ни на чем сосредоточиться. Будут требовать быстрой смены картинки.
Давайте, дорогие, думать и выбирать, что нам полезно, а что можно, но не желательно?
группа вк Виктора Власова: http://vk.com/moy_nakama


