Лучшие математики мира потратили век в попытках подчинить дорожный затор цифре. Конечно же, их целью было не просто узнать, по каким законам формируется пробка, а попытаться управлять этим процессом. И каких только теорий ни возникало за последние сто лет. Высокооплачиваемые специалисты следили за поведением жидкостей в трубах, изучали бесчисленные документальные материалы, касающиеся дорожных ситуаций в разные времена года и суток, рисовали на бумаге схемы оптимального планирования городов, бесполезные в реальной жизни, где мегаполисы уже построены.
Иногда какие-то решения срабатывали. В Нью-Йорке конца 80-х удалось реализовать хитрые схемы движения автомобилей, что снизило загрузку. Но на фундаментальном уровне перед учёными сложилась неутешительная картина: возникновение дорожного затора есть процесс хаотичный и спонтанный. Резкое торможение любого водителя может привести к очередям в тысячи автомобилей. А быстрый старт автобуса может спровоцировать "мёртвый замок" — похожую на ночной кошмар ситуацию, когда пробка физически не может рассосаться. Четыре потока упираются на перекрёстке друг в друга, в каждом успевает скопиться по сотне машин. Тут даже самый бездарный фотограф может навести камеру и нажать на кнопку, а снимок будет вызывать у зрителей оторопь.
Пока учёные с мировыми именами худо-бедно сводят свои теории с реальностью, число автомобилей в мире растёт. И если так называемое "затруднённое движение", сжирающее часы из жизней водителей и пассажиров, уже считается в мегаполисах нормой, то полная остановка, дорожный инфаркт, всё ещё привлекает внимание как чрезвычайное происшествие. За место в списке самых страшных заторов в истории ежедневно борются сотни городов, десятки стран, миллионы автомобилистов.
Самый беспощадный для водителей город на планете — Сан-Паулу, крупнейший в Южном полушарии. Этот двадцатимилионный гигант пребывает в состоянии "часа пик" круглые сутки. И, кажется, за последние тридцать лет, в попытках решить проблему пробок, испытал на себе все предложенные специалистами припарки. Жители Сан-Паулу лучше кого-либо на Земле усвоили простые истины: строительство дополнительных дорог не предотвращает заторы, сокращение парковочных мест в центре бесполезно, реверсивные полосы — фикция, полный запрет на въезд любого грузового транспорта в черту города — бессмыслица. И теперь, когда над головами нищих, живущих в похожих на ласточкины гнёзда фавелах, залетали бизнесменские вертолёты, Сан-Паулу готовится опробовать вакцину, предложенную либеральной экономической моделью. Вкратце она формулируется одной фразой: чем вы готовы пожертвовать ради привилегии комфортного движения в автомобиле? Реальность же предложит водителю открыть кошелёк и ежедневно выкладывать деньги за право проезда, право парковки, право пользование тем или иным участком дороги и так далее и тому подобное. Первого июня сего года Сан-Паулу обновил свой рекорд суммарной протяжённости пробок в черте города, остановившись на отметке в пятьсот шестьдесят два километра. Люди живут за рулём: они бреются, читают журналы, смотрят фильмы, завтракают, обедают, ужинают, изучают иностранные языки и даже знакомятся с водителями соседних автомобилей. Их дорожные истории начинаются банальным рассказом о том, сколько часов в день они теряют на дорогу, и заканчиваются пересказом того дня, когда пробка началась у парковочного места в подземном гараже.
И если в огромном бразильском мегаполисе у людей есть какой-никакой выбор, например, пересесть на метро, поехать путаными объездными путями, то на Индию экономический рост, связанный с китайским бумом, обрушился безо всякой подготовительной работы. Десятилетиями индийские города разрастались спонтанно, как лишайники. Без намёка на градопланирование. Дорог внутри трущобных агломераций не только катастрофически мало, их ещё размывают регулярные паводки — дренажные системы там отсутствуют в принципе. Нет и метро. Как и привычной нам системы автобусных маршрутов. Жителям крупных городов Индии не остаётся ничего другого, кроме как пользоваться личным транспортом. Автомобилями, велосипедами, мотороллерами, ездовыми животными, слонами. Всё это движется абсолютно хаотично, без дорожной разметки и правил. В ХХ веке худо-бедно справлялись, теперь в это месиво ломанулись сотни тысяч автомобилей — детей экономического подъёма. Каша загустела, затвердела и встала. Результат — фантастические картины дорожных заторов. В одной полосе застряли автомобили, ослы, волы, слоны, велосипеды, скутеры, а между ними сотни пеших людей. Кажется, что именно так когда-нибудь остановится весь мир. И при попытке выйти из дома мы будем упираться в огромную неразъятную человеческую толпу, часами ожидающую возможности сдвинуться хоть на метр. Здесь нет начала и конца, даже в почти первобытных горах северной Индии на узеньких грунтовках пролегли мёртвые змеи автомобильных пробок.
В целом, все крупные города юго-восточной Азии славятся своими пробками. И это не Лос-Анджелесское "затруднённое движение", тут намертво встают даже велосипедисты и пешеходы. Причина похожа на индийскую. Решения проблемы пока что нет.
Самая длинная и долгая пробка в истории человечества до нынешней российской случилась в Китае. И существовала она с 14 по 26 августа 2010 года, растянувшись более чем на сто километров. Эта пробка, казалось, совсем не двигалась с места. Полная, тотальная остановка. Водители были рады проехать хотя бы один километр в день. Считается, что причиной затора стали грузовики, доставляющие в Пекин материалы для строительства дорог. Кроме того, ежегодно увеличивавшаяся нагрузка на китайское государственное шоссе 208. В злосчастный день по этой дороге попыталось проехать на шестьдесят процентов больше автомобилей, чем было запланировано в проекте. Пробка не просто заперла людей, как в тюрьме, она стала социальным и экономическим явлением. В течение этих дней появились тысячи торговцев, открылись сотни передвижных ресторанов, предлагавших автомобилистам еду, питьё. Обычно бутылка воды стоила один юань, но возле самой большой пробки в истории человечества цена достигала десяти юаней. 26 августа считается днём, когда машины, наконец, поехали. Но полностью этот затор устранился лишь к середине сентября.
Москва всегда оказывается в первой десятке городов с худшим транспортным траффиком. Даже представитель посольства США на своём сайте под названием "наш переезд в Россию" сообщает: "Одной из основных причин затруднённого движения в пятницу вечером является дача. Когда-то посольство США в Москве имело две дачи, ближнюю и дальнюю. Сейчас осталась только ближняя. Это прекрасный способ расслабиться и побыть вдалеке от города… с его одинадцатью миллионами легальных жителей и семью миллионами нелегальных". Сообщение датировано вторым октября. На службу в Россию представитель посольства поступил в конце августа. Таким образом, на момент написания сообщения этот человек ещё ни разу не видел воочию того хаоса, который обрушивается на Москву с приходом первого снега. Забудьте Пекин и Сан-Паулу, Бангкок и Лос-Анджелес: в московской морозной пробке опасаться стоит не только за собственное время, но и за свою жизнь. На сколько ещё хватит бензина, чтобы не глушить мотор и не выключать обогреватель? Что делать, если ветер подул "в спину" и выхлопные газы затягивает в салон? Ответы — на дорогах Москвы и России в зимний период.