Сообщество «Философия истории» 09:35 5 февраля 2021

Код Русской земли

глубинный архетип — реальности, пронизанной духовными, солнечными и героическими влияниями

«Русская земля» есть мощнейший образ, наполненный самыми разными смыслами. Это некий код, которым «записан» некий глубинный архетип — реальности, пронизанной духовными, солнечными и героическими влияниями.

Орденские истоки

В "Повести временных лет" (ПВЛ), базовом источнике по истории Древней Руси, сообщается: «И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Как видим, само название связывается с варягами. Радетели норманнской теории считают последних — скандинавами, жёстко увязывая русский этногенез с экспансией викингов. Между тем исследователи-«антинорманисты» давно уже обратили внимание на то, что в Скандинавии не находят никаких руссов (россов). При этом в старинных источниках есть прямые указания на славянские истоки варягов. Арабский автор Димашки (XIII—XIV вв.) пишет: «Есть большой залив, который называется морем варенгов… Они славяне славян». То же самое утверждается и в «Киевском Синопсисе» (XVII в.): «Понеже Варяги над морем Балтийским, еже от многих нарицается Варяжское, селения своя имуще, языка Славенска бяху, и зело мужественны и храбры».

Таким образом, очевидно, что этническая основа варягов — славянская. Однако сводить всё к этносу не стоит. Варяги имели три «ипостаси»: этническую, территориальную и профессиональную. Коснёмся каждой из них.

1. Этническая. В своё время на юге Балтики жило славянское племя вагров-вагиров, название которых этимологически близко к слову «варяг». Там же источники локализуют этнополитические союзы варнов и варинов.

2. Территориальная. Профессор А. Г. Кузьмин отметил следующий момент — в связи с упоминанием «Варяжского» (т.е. Балтийского) моря «Повесть временных лет» сообщает: «Ляхи же и пруссы, чудь живут у моря Варяжского. По этому морю селятся варяги: отсюда к востоку — до предела Симова, и по тому же морю к западу — до земли Английской и Волошской». Историк обратил внимание на то, что предел Сима — Волжская Булгария, Английская земля — Дания, а Волошская земля — Франкская империя. Очевидно, что скандинавы просто-напросто не могли населять южную Балтику, причем «растягиваясь» аж до Волжской Булгарии. Перед нами население южного побережья Балтийского моря, «выплеснувшееся» ещё и на территорию Европейской части современной России. (Историки давно зафиксировали наличие интенсивной колонизации балтийскими славянами восточнославянских земель Северной Руси.)

3. Профессиональная. На неё следует обратить особое внимание. ПВЛ сообщает об этническом составе варягов: «…Так звались те варяги — русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же так». Здесь «русь» стоит особняком от «других» («иных) германских народов. И это потому, что русы — не германцы, а славяне. Сами же варяги были (в третьей своей «ипостаси») «профессиональной» полиэтнической организацией. Были там и скандинавы, но преобладали славяне — отсюда и полабско-поморское название. О наличии таких вот смешанных воинских сообществ рассказывает "Сага о Йомских витязях". В ней описывается отряд, состоящий из славянских и скандинавских воинов, расположенный в южнобалтийском славянском городе Волине.

Название же сообществу варягов дали, вероятно, вагры, которые, по сообщению средневекового немецкого автора Гельмольда, были самыми талантливыми мореходами среди славян. Кстати сказать, о славянском происхождении варягов отлично знали на Западе. Так, в 1791 году была опубликована "Истории Мекленбурга" пастора Эпинуса, который «настаивал на том, что смысл… мекленбургской истории заключается в преемственности с древней историей вандалов и вендов. Варягов он также выводил из вендо-вандальского корня». (В. Меркулов. "Гюстровская ода и мекленбургская генеалогическая традиция").

Варяжский орден гиперборейского грифона

Итак, перед нами некий орден, костяк которого составляли «славяне славян» (Димашка), то есть «отборные» славяне, сведующие как в действии (войне), так и в умозрении (духовном делании).

Истоки у варяжского ордена, давшего имя «Русской Земле», — в высшей степени сакральные, гиперборейские. На это указал в своё время А. Г. Дугин: «Любопытно, что обителью Индры в индуизме считается в разных вариантах то Север, то Восток (читай северо-восток), а имя его слона — Айравата — совпадает с джайнским названием самой северной страны на земле. Но эта страна, как мы уже говорили, называлась также Варахи — «земля Дикого Кабана», что точно соответствует греческому корню «bor», т.е. север, или стране Гиперборее («лежащей на Крайнем Севере»), родине солнечного Аполлона — тоже «убийцы Дракона». И не случайно, что, согласно древнегреческим источникам, гиперборейцы посылали в Дельфы символические дары пшеницы через скифские и более северные русские земли. Любопытно, что слово «варахи» напоминает также «варяги», т.е. легендарный народ, давший русским священного монарха» ("Мистерии Евразии").

Варяги — воины, причём в высшем, сакрально-орденском плане. В оптике Традиции воин подчиняет яростно-желательное начало (душу) — началу разумно-волевому (духу). Война воспринимается им не только и даже не столько как горизонтальное действо, направленное на противодействие врагу. Для него это, в первую очередь, действо вертикальное, направленное ввысь, к региону Духа, Райскому Небу, а также к Творцу, к Абсолюту. Начало звериное (яростно-желательное) здесь обуздывается и просветляется. Зверь внутри человека как бы становится неким началом, соединяющим Землю и Небо.

Точно такое же соединение символизируют и разного рода «мифологические» животные. Например, грифон — лев с головой орла. Это и зверь, и птица; это чудесное животное, устремлённое ввысь. И оно теснейшим образом связано с варяжской темой.

В детальнейшем исследовании Н. П. Кондакова "Русские клады" (Т. 1. СПб., 1896, с. 19—20) сообщается о том, что византийцы именовали варягов грифонами. И надо сказать, что здесь мы выходим на тему Гипербореи.

Первым о грифонах написал Аристей из Проконнеса (VII веке до н.э), который как раз был занят поисками гиперборейцев и их святилища бога Аполлона. «Отец истории» Геродот утверждал, что грифоны живут в Гиперборее и охраняют месторождения золота от одноглазых аримаспов. По сообщению средневекового энциклопедиста Бартоломея Английского (XII— XIII вв.), грифоны обитают в Гиперборейсих горах. ("О свойствах вещей").

Грифоны, охраняющие золотые рудники, символизируют защиту изначальных гиперборейских ценностей Золотого века. Быть варягом-грифоном — это значит стоять на страже незримой, полярной Гипербореи, земного рая. Это значит — противостоять одноглазым аримаспам, которые стремятся уничтожить и исказить ценности Золотого века. И, собственно говоря, стяжание «золота», в самом широком смысле, символизирует попытку захвата полярного царства.

Сами же одноглазые люди предстают в «мифологии» некими чудовищными существами. Одноглазость сразу заставляет вспомнить о циклопах, столь известных по "Одиссее" Гомера. Как известно, герой Одиссей сумел перехитрить страшного циклопа Полифема. Вначале же были три старших циклопа, это одноглазые великаны — Арг, Бронт и Стероп. Их породил Уран (от Геи) и сразу же ужаснулся содеянному, упрятав страшных потомков в Тартар.

Циклопов освободили было титаны, но Кронос вновь заточил этих монстров. Выпустил чудовищ только Зевс, использовав их в борьбе против титанов. Одноглазые великаны продолжили служить Зевсу и после его победы. А уничтожил их именно Аполлон Гиперборейский.

Тут можно вспомнить и про великанов-фоморов кельтской традиции. Они также имели только один глаз и ещё одну руку и одну ногу. То есть в «наличии» была только одна половина тела. Согласно поверью, другая находилась в некоем ином мире, которым, несомненно, была Навь — регион психоэмоциональной Души, но не райско-ангелического Духа (именно в тонком мире душевных вибраций расположено инферно). Можно предположить, что фоморы находились, в онтологическом плане, максимально близко к Нави. Причём так близко, что порой наблюдатель и впрямь мог видеть только половину фоморского тела. Одноглазые циклопы, перебитые гиперборейцами, и фоморы — это одни и те же чудовищные («чудь» не в плане этноса, а персонаж сказаний) существа. Это «Гоги и Магоги», которые в конце времён вырвутся из заточения. В «мифологическом» плане им противостояли грифоны, чей образ и взяли варяги.

Фактор правителя

Итак, мы видим, что Русская земля «прозвалась» не просто от какой‑то этнической или социальной группы. Ей дал имя сакральный, священническо-воинский Орден варягов. И тем самым оказался записан некий Код, содержащий информацию о метасоциальной подоплёке социальных процессов. И было бы неправильно думать, что Русскую землю поименовали всего лишь один раз. Историческое событие рассматривается как единственно неповторимое и совершенно уникальное только в рамках линейного, прогрессистского мышления, находящегося в основе деградирующего «современного мира». В оптике Традиции имеет место циклизм, согласно которому любое событие воспроизводит некое архетипическое деяние, произошедшее вначале. Собственно говоря, именно это и делает его со-Бытием, то есть чем‑то, воспроизводящим земное Бытие, а не устремляющим его куда‑то в неизвестные и абстрактные дали. И тем самым оно становится подобным высшему, неизменному Чистому Бытию — Божественному Свету, чьи нетварные энергии творят и поддерживают тварную реальность, пронизывая её своими Лучами. (Другое дело, что есть и линейное, инволюционное движение, которое направлено на минимизацию бытийного воспроизводства. Для оправдания данной минимизации и придуман антимиф о прогрессе. Оба вида движений сложнейшим образом сочетаются друг с другом.)

Исследователи давно уже находят Русские этнополитические образования не только в Приднепровье и Приильменье, но и в Прибалтике, в Подунавье, в Причерноморье. Их обитатели известны под именами русов, росов, ругов, рутенов и т.д. Вот только отрывок из обширнейшей подборки "Сведения иностранных источников о руси и ругах", составленной А. Г. Кузьминым:

«10. 476 год. Одоакр (по Иордану — руг, по другим источникам — скирр) во главе войска, состоявшего из ругов, скирров, туркилингов, низверг последнего императора Западной Римской империи. В позднейшей традиции его называют русским князем, герулом с острова Рюген, славянским князем. Потомки его будут править в Штирии, а в XII веке также в Австрийском герцогстве. От Одоакра вели род и некоторые богемские фамилии…

16. 568 год. Авары заняли Паннонию, а лангобарды прошли через Ругиланд в Северную Италию.

17. VI век. Сирийский автор Псевдозахарий упоминает народ рос в Причерноморье.

18. VI век. Историк начала XI века асСа'алиби в рассказе о постройке Хосровом I (531—579) Дербентской стены называет наряду с турками и хазарами русов

19. VI век. Прикаспийский автор XV века Захир-ад-дин Мар'аши упоминает русов в районе Северного Кавказа.

23. 773—774 годы. Во французской поэме об Ожье Датчанине (XII—XIII вв.) упоминается русский граф Эрно, возглавлявший русский отряд, защищавший Павию — столицу лангобардов — от войска Карла Великого. В Северной Италии русы занимали район Гарды близ Вероны (скандинавы «Гардами» называли Восточную Русь) …

25. Конец VIII — начало IX века. В поэме Рено де Монтебан (конец XII — начало XIII в.) среди приближённых Карла Великого назван русский граф.

26. В поэме «Сэсн» (конец XII в.) русский великан Фьерабрас выступает на стороне Гитеклена-Видукинда Саксонского против Карла Великого. «Фьерабрас из Руссии» — исполин «с прекрасной гривой русых и курчавых волос, рыжеватой бородой и рубцеватым лицом»…

30. Конец VIII века. В Житии Стефана Сурожского упомянут русский князь Бравлин. Имя князя, возможно, происходит от Браваллы, при которой в 786 году произошла большая битва между данами и фризами. Фризы потерпели поражение, и многие из них покинули свою страну, переселяясь на восток.

31. Конец VIII века. Географ Баварский называет русов рядом с хазарами, а также неких росов (ротсов) где‑то в междуречье Эльбы и Салы: Атторосы, Вилиросы, Хозиросы, Забросы».

И тем не менее только в "Повести временных лет" указано на то, что Русская земля прозвалась от варягов. Это представляется промыслительным — данное обстоятельство связывает Русь с сакральным орденом. Но во главе самих варягов, давших имя Руси, находился князь Рюрик, положивший начало великой Русской династии.

На протяжении многих столетий сакральный царский род Руси-России составляли Рюриковичи. А. Г. Дугин связывал мистерию призвания Рюрика именно с древнеарийской традицией, выходя при этом на глубинный гиперборейский уровень: «Попробуем выявить сакральную подоплеку мистерии, которая утвердила в пространстве «внутренней России» священно-династический центр. Во-первых, обратимся к зароастризму, в котором мистическая сторона царской власти была детально разработана и который оказал значительное влияние на структуру сознания народов, населявших в древности русские земли. Зароастрийцы утверждали, что царь имеет особую, свыше данную санкцию на правление. Эта санкция воплощалась в обладании светоносной силой — хварено. Хварено (или фарн) — это конденсированная световая энергия, которая делает человека равным богам. Символом хварено традиционно считался сокол, «варган», а иногда и овен. С другой стороны, хварено отождествлялся со стихией огня, единственной естественно стремящейся вверх, к небесам. Каждый иранский царь имел свой личный огонь, символизировавший обладание хварено.

Если мы вернёмся к Рюрику, призванному из варягов на царство, мы увидим, что в нём этимологически воплощается весь комплекс этих зароастрийских (и, видимо, некогда общеарийских) идей. «Рюрик» по‑скандинавски значит «сокол», то есть преимущественный символ хварено. Кроме того, слово «рюрик» поразительно близко старославянскому «рарог», «огонь» или «дух огня» (кстати, старославянское «рарог» означало тоже «сокол»). Когда же произошло крещение Руси, царь-Рюрикович стал также помазанником Божьим, наделённым силой Христа, именуемого «Агнцем». Таким образом, идея христианского монарха была духовным развитием и сакральным подтверждением древнейшей монархической традиции, воспринимавшей призвание Рюрика как общенародное стяжание небесной благодати — хварено. Так что и в этом случае, как и во множестве других, христианство не отменило, но возвысило и подтвердило древнюю дохристианскую веру» ("Мистерии Евразии").

Позволим себе не согласиться только со «скандинавским следом». Рюрик — именно что Ререг (князь Сокол) — это выходец с поморско-полабской Славии, где, как уже отмечалось выше, обитал славянский народ вагров-варинов-варнов. Славяне-ободриты, локализуемые в данном регионе, назывались ещё и «ререгами», то есть «соколами». Изображение сокола служило в качестве их племенного знака. Но ведь оно же служило и в качестве герба династии Рюриковичей. Историк О. М. Рапов в своей работе "Знаки Рюриковичей и символ сокола" убедительно доказал, что на монетах древнерусских князей изображен сокол со сложенными крыльями, пикирующий на свою жертву. Получается, знаменитый трезубец Рюриковичей — схематизированное изображение сокола.

Воин-сокол часто встречается в русском эпосе. Так, былинный Вольга-богатырь оборачивался этой грозной птицей и в её обличье сражался с чёрным вороном Санталом. Во Владимировых былинах Илья Муромец и Добрыня Никитич путешествуют по Хвалынскому (Каспийскому) морю на «Соколе» — корабле, который подвергается нападению «чёрных воронов» (турок или татар). В Киевской Руси черными воронами называли половцев, а соколами — князей-русичей. В "Слове о полку Игореве" князья именуются «соколичами». Многое проясняют данные "Хронографа" бывшего Румянцевского музея («Описание» А. Востокова), в котором содержится следующее утверждение: «Во дни Михаила царя греческого и во дни князя Ререка Новгородского святый Констьяньтин философ, нарицаемый Кирилл, сотворил грамоту, словенским языком, глаголемую литицю». Тут надо вспомнить и о том, что у чехов есть имя Ререк.

Важную информацию содержат и западноевропейские источники. Так, мекленбургский автор Ф. Томас (XVIII в.) утверждал, что Рюрик был сыном ободритского принца Годлейба. В "Генеалогии мекленбургских герцогов" Фридриха Хемница (1717 года) также утверждается, что Рюрик с братьями — сыновья венедскоободритского князя Готлейба (Годлайба). Уже в XIX в. легенду о призвании трёх братьев записал у мекленбургского населения французский путешественник К. Мармье: «…Племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, одинаково сильных, смелых и жаждущих славы. Первый звался Рюриком, второй Сиваром, третий Труваром».

Важно отметить, что призвание Рюрика было обусловлено не отсутствием порядка, а именно династическим кризисом. Ререг установил в землях восточных славян новую династию, но при этом не был чужд и династиям местным. Его мать была «автохтонной» словенкой, что следует из данных Иоакимовской летописи. У князя т.н. «Велице града» (а вовсе не старейшины!) Гостомысла возникли проблемы с продолжением династии — все его сыновья погибли в войнах. Однажды ночью он увидел вещий сон: из чрева его средней дочери Умилы выросло огромное дерево, покрывшее весь город. Князь решил, что династию продолжат её сыновья. Сама Умила находилась в то время замужем за каким то соседним князем, чьё имя Иоакимовская летопись не называет. Зато она называет имя одного из её сыновей — Рюрик. Его же отцом, как следует из западных источников, был Годлав.

После смерти Гостомысла Рюрик/Ререг с братьями стал править Велицеградской землёй. Ещё раз отметим, что Иоакимовская летопись ни слова не говорит о беспорядках, которые будто бы явились причиной его призвания. Да и само выражение «а наряду (якобы порядка. — А. Е.) в ней нет», известное нам по ПВЛ, вовсе не свидетельствует о склонности ильменьских славян к анархии. Выдающийся русский историк С. Лесной (Парамонов) в работе "Русь, откуда ты?" утверждал, что слово «наряд» значило «власть», «управление», «приказ», а вовсе не «порядок». Причём в некоторых летописях говорится: «нарядника (т.е. правителя. — А. Е.) в ней нет». Велицеградская земля просто-напросто нуждалась в князе, имеющем отношение к старой династии. От этого‑то князя и его орденских варягов данная земля стала прозываться Русской.

Триединая русская формула

Как очевидно, в условиях отсутствия легитимного нарядника и династического наряда призвание Рюрика должно было происходить при активнейшем, если только не решающем, участии выборных. Вообще, в Древней Руси вечевые собрания представителей от городских и сельских общин играли огромную роль, о чём весьма много и убедительно писал И. Я. Фроянов, обильно цитируя летописи. ("Киевская Русь. Очерки социально-политической истории".)

И ПВЛ также подчёркивает роль именно этнополитических союзов будущей Русской Земли, не называя имён, но указывая на общую волю: «Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь. «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». К слову, столь масштабное совместное мероприятие четырёх крупных образований (с очевидным преобладанием славянского элемента) полностью опровергает байку об отсутствии «порядка». По сути, перед нами некий всеобщий Совет народных представителей. И нельзя не заметить, что много веков спустя, в годину Смутного времени, земскими представителями будет создан Совет всея Земли, который и возглавит народное ополчение, изгнавшее захватчиков. А во время работы Земского собора на престоле будет утверждена новая династия Романовых, наследующая династии Рюриковичей. Таким образом, будет проявлен старинный архетип. Сама же Земля часто выступает как обозначение Народа, в понимании Общества, отличного от Власти.

Теперь у нас есть достаточно информации, чтобы прочитать код, который сообщила "Повесть временных лет". Русская земля — это этническое и территориальное образование, которое окончательно сформировалось под влиянием легитимного Правителя и священническо-жреческого Ордена. Оно возникло в Ладожско-Новгородском регионе, но затем его центр переместился в Киев — с расширением территории и этнического массива. Тому способствовала мощная государственная и экономическая база Приднепровья, сложившаяся ещё до нашей эры на землях скифовпахарей (праславян-сколотов, которых нужно отличать от ираноязычных скифов-кочевников).

Поляне тоже имеют гиперборейское измерение. Они однозначно связываются с Нордом в средневековой "Великопольской хронике". Она сообщает о том, что лехиты стали называться «поляками (Poloni) от названия Северного полюса или иначе полянами (Роlani)». На основании этих данных можно предположить, что днепровские поляне сыграли важную роль в польском этногенезе. На уровне мистической фонетики слово «полюс» и слово «поле», которое лежит в основе этнонима «поляне», выражают примерно одни и те же реалии. Поле для земледельца является неким центром сосредоточения всей хозяйственной деятельности, то есть — своеобразным полюсом. Впрочем, оно является таковым и для воина. Вспомним, что великие битвы прошлого происходили «во широком поле», где сходились рати противников. На полях разворачивались великие сражения — как мифические (Идавель-поле, Куру-кшетра), так и исторические (Куликовская битва, Косово поле). Для нас, русских, особенным символизмом обладает Куликово поле. Обращает внимание, что оно находится в Тульской области, а ведь Туле — одно из имён полярной Гипербореи. Таким образом, поле выступало и как центр приложения враждебных друг другу сил, которые сражались за господство. Победитель, овладевший полем, символически становился и обладателем Полюса.

Очевидно, что и там, в землях полян, жили русы, не случайно в ПВЛ утверждается: «поляне, яже ноне зовомая русь». Но, судя по всему, именно в Рюрике полнее всего проявился сакральный, гиперборейский, варяжский архетип. Поэтому ПВЛ и связывает поименование именно с Ладожско-Новгородской землёй. Хотя необходимо ещё раз подчеркнуть, что таких поименований должно быть множество — в соответствии с логикой циклического развёртывания.

Из кода Русской земли можно вывести некую её формулу, состоящую из трёх частей: 1) власти Правителя, сообщающего высшие влияния; 2) воздействия Ордена, способствующего данному сообщению; 3) воли Народа (Земли) принять указанные воздействия и влияния. Данные части соответствуют трём принципам политического устройства: а) монархическому; б) аристократическому; в) демократическому. Как известно, Полибий считал сочетание этих принципов оптимальным.

Тут надо сделать важную оговорку. Орденская аристократия есть, прежде всего, аристократия служения и самоотвержения — во имя высших принципов. В то же время аристократия привилегий во многом искажает орденскогероический принцип. Хотя и она сохраняет изначально гиперборейские, орденские черты.

Любопытно заметить, что в русской эмиграции до войны существовало мощное движение младороссов, выступающее за новую, «социально-трудовую» монархию. И сами младороссы считали, что она должна опираться как на партию орденского типа (Орден), так и свободные советы (Землю).

От материи — к матери

Налицо некий синергетический процесс. Русская земля становится из «просто» земли — Русской, под воздействием Правителя и Ордена, а также при своём волевом желании. Это символизирует космогонический процесс творения мира из некоей изначальной материи (prima), из которой и была создана вторичная материя (secunda) — то есть собственно наш мир оформленных «вещей». В Книге Бытия о хаотическом состоянии материи сказано: «Земля была безвидна и пуста и тьма над бездной, и Дух Божий носился над водой».

И надо особенно подчеркнуть, что изначальная материя тоже была сотворена. Её изначально хаотическое состояние необходимо было для того, чтобы имела место возможность выбора — между небытием и Чистым, Божественным Бытием. Иначе бы все вещи стали некими автоматами Абсолюта.

В процессе творения, то есть высшего влияния, земля становится из Материи (материала) — Матерью. Характерно, что в русских народных представлениях земля выступает именно как личность, как Мать Сыра Земля. «Сырость» указывает на высшую, небесную влагу, которая оплодотворяет почву. (Земля без такой влаги именовалась «Вдовой».) В древних традициях Земля вступала в брачный союз с Небом, который и порождает блага земные. В данном случае она становится верной Супругой и освобождается от негативного воздействия изначального хаоса.

Безусловно, здесь присутствует некий языческий натурализм. Однако главное — понимать всё образно-символически, не переходя некоторые границы. (При этом сам символ реально содержит символизируемое, хотя и не тождественен ему.) Если же брать метасоциальный уровень, то союз Неба и Земли символически воспроизводится во время венчания Монарха на Царство. По сути, речь идёт о союзе Власти с Народом, с Землёй.

В заключение необходимо отметить следующий важный «момент». Русская «этимология» весьма интегративна, она направлена на соединение слов и смыслов. В русском языке слово «земля» означает: 1) территорию; 2) народ (как этнос или общество); 3) почву; 4) планету. В то же время в английском языке планета — «earth», территория — «land», почва — «soil». Как можно предположить, западные языки ориентированы на разграничение, что вполне соответствует самой фрагментации западного социума.

Весьма характерно, что немецкий социолог Фердинанд Тённис разграничивал два типа организации людей — Общину (Gemeinschaft) и Общество (Gesellschaft). Первое представляет собой коллектив традиционного общества, основанный на органических, почвенных, «родственных» связях. Второе есть атомизированное сообщество отчуждённых индивидов, в основе которого находится формальный договор. Однако в русском языке «община» и «общество» являются словами одного корня, что соответствует холизму Русской земли.

При этом для обозначения общины использовалось слово «мир», которым обозначали и общину, и окружающую реальность, и состояние отсутствия вражды. А в последнее время активно задействуется словосочетание «Русский мир», которым обозначают некую особую реальность — планету в планете.

1.0x