В своей работе "Хронологические выписки" Карл Маркс коснулся борьбы князя Александра Невского с тевтонскими и ливонскими рыцарями. При характеристике западных агрессоров он использовал выражение «Reitershunde». Его перевели как «псы-рыцари», и оно стало широко распространённым фразеологизмом. Потом выяснилось, что перевод был неправильным и марксово выражение следует переводить так: «конный сброд» или «рыцарский сброд».
На самом деле показательно не то, как перевели. Показательно то, что само словосочетание «псы-рыцари» плотно вошло в общественное сознание русских людей. Здесь, как очевидно, был выражен некий глубинный архетип, который и пробудился после «неправильного» перевода и «вброса» указанного словосочетания в сознание людей. Что же это за архетип?
«Царь-собака»
Все помнят бессмертный эпизод из фильма "Иван Васильевич меняет профессию", когда «и.о. царя» Бунше очень не понравилось определение, данное «крымскому царю». Последний был обозван собакой. К слову сказать, и сам Бунша был охарактеризован как «сукин сын, самозванец».
Характерно, что «царём-собакой» называли весьма интересного персонажа былин — Ка́лина. Его там именуют «татарским царём», но это уже «исторические напластования». В былинах всё гораздо глубже. Имя самого Калина этимологизировали на самый разный лад, наиболее популярна «тюркская версия». Но на более глубинном, «мифологическом» уровне его можно связать с Калиновым мостом, который находится над огненной рекой Смородиной. Ведёт этот мост в Навь — царство теней, славянский Аид. Там обитает змеевидное ЧудоЮдо, которое противостоит русским богатырям на Калиновом мосту.
Очевидно, что здесь два образа царя. В корпусе русских духовных стихов, известном как "Голубиная книга", говорится:
«У нас Белый царь — над царями царь.
Почему ж Белый царь над царями царь?
И он держит веру крещёную,
Веру крещёную, богомольную,
Стоит за веру христианскую,
За дом Пречистыя Богородицы, —
Потому Белый царь над царями царь…»
Перед нами ещё один образ царя, так сказать, положительный. Что же данные образы выражают? Здесь следует поговорить на философском языке, который приемлем как для мистиков, так и для рационалистов. Белый царь — это Царь Мира, которого разные традиции знали под именами Вайшванары, Мельхиседека и т.д. Это есть бытийный полюс нашей реальности, абсолютный Субъект, тотальный Центр. В то же время Калин-царь есть «полюс» небытийный, абсолютный (но агрессивный) Объект, тотальная Периферия.
Древние знали о наличии данных полюсов и выражали это знание в мифопоэтических образах. Калин — именно «собака-царь», и это заставляет вспомнить о змее-псе Кербере, сторожащем вход в Аид (Навь). В эллинской традиции Кербер — хтонический пёс, охраняющий царство теней. Его обычно представляют, прежде всего, именно псом, но он является одновременно и змеем. Кербер — сын драконоголового Тифона, волосы на голове и спине у него состоят из змей, он обладает хвостом-драконом, которым жалит. Кроме того, у охранника Аида три головы, что роднит его с драконами, а из пасти у него капает ядовитая слюна.
У Кербера есть египетский аналог — чудовищный Амт, сторожащий врата Аменти. Он же пожирает души на суде у Осириса. У него собачье тело, а голова — крокодила и бегемота. Показательно, что у Кербера, как и у Амта сливается воедино змеиное и собачье.
Кербер имеет аналог в скандинавской традиции — это чудовищный четырёхглазый пёс Гарм, порождение коварного бога Локи и великанши Ангброды. Во время Рагнарёка, конца мира и последней битвы, это чудовище загрызёт бога Тюра и погибнет само. Однако скандинавы знали и о другом хтоническом персонаже — мировом Змее Ерманганде, которого также породили Локи и Ангброда. Этот космический Змей опоясывает землю. Представляется, что изначально Пёс и Змей были единым персонажем, но потом образ раздвоился.
Космический змеепёс опоясывает Землю, и данный пояс есть абсолютная Периферия и тотальная Объектность. Последняя активно поглощает весь мир, убивая его Субъектность. Она как бы инициирует всеобщий космический и социальный каннибализм. Известно, что одни галактики «пожирают» другие. Так, Туманность Андромеды в настоящий момент с «аппетитом» поглощает свою соседку, а потом примется и за Млечный Путь. На социальном же плане происходит эксплуатация, когда из людей-субъектов вытягивают материальные средства и жизненные энергии. Частенько, впрочем, каннибализм буквален. (К слову, о Калине-царе, — само слово «каннибал» означает именно «пёсьеголовый» — от слов «канн», «канис» — «собака» и «бал» — «голова», «шар».) Имя «Кербер» имеет много этимологических «расшифровок», однако сами греки производили его от слов χῆςες («души умерших») и βιβρώσχω («пожираю»).
Крайне интересен сюжет о том, как Геракл, сын Зевса-Громовержца, одолел Кербера и вывел его из Аида на свет (потом змеепёс отправился обратно). Он схож с сюжетом о противоборстве Тора-Громовержца с Ермунгандом — тогда Змея подняли из вод, потом расплющили ему голову, но он всё равно остался жить в своих глубинах. Судя по всему, здесь сообщается о том, как некогда Змею был нанесён некий серьёзный ущерб. Возможно, это было наступление Века Героев, о котором сообщает Гесиод и которое временно обратило вспять процесс деградации. (Характерна этимологическая близость слов «геракл и «герой».) До этого всё катилось вниз, Золотой век сменился Серебряным, потом — Медным. Но инволюция была приостановлена и отчасти обращена вспять Героями (Геракл — как раз Герой). В настоящее время имеет место последний, Железный век. (Любопытно, что индоарии называют его Кали-югой, что заставляет вспомнить имя Калин.)
«Нашего» змее-пса русских былин, «царя-собаку» Калина, одолевает Илья Муромец — наш Геракл. Но есть другая сюжетная линия, где Чудо-Юдо одолевает Иван — крестьянский сын. И вот — поразительное совпадение: последний имел прозвище «Каллиник-победитель» (на это обратил внимание исследователь Л. Гурченко). Безусловно, такие совпадения не случайны и уходят в глубокую-глубокую древность.
Продолжая тему «пса» («смердячего» — это определение звучит и в упомянутом выше фильме), нужно вспомнить о собачьих головах на сёдлах опричников. Это можно интерпретировать как символическую готовность уничтожать «пёсьеголовых», под которыми следует понимать всякую нечисть, пытающуюся разрушить Царство. К слову, на лицевых апокалипсисах той эпохи Гог и Магог (предводители войска антихристова) изображены во главе людей с пёсьими головами. В "Откровении Мефодия Патарского" предсказано: «В последние дни перед концом мира Гог и Магог выйдут на землю Израильскую. Это цари языческие, которых закрыл царь Александр с северной стороны , и все, людоедами называемые, имеющие пёсьи головы . Ибо люди есть начнут плоть человеческую и кровь пить, как воду. И эти люди растлят землю и осквернят её».
Очень показательно, что великий правитель Древнего мира и средневековый князь носили одно имя — «Александр». И оно переводится как «защитник людей».
Победа над чудовищем
Поразительное (и далеко не случайное) совпадение — русский князь Александр Невский был канонизирован в 1547 году, во время царствования именно Ивана Васильевича Грозного. Сам князь — воин и правитель, давший первую битву на реке Неве (ср. со словом «Навь»). Тут необходимо вспомнить о реке Смородине (ср. со «смердящим»), отделяющей мир живых от мира мёртвых (Нави). Она же в русских былинах — «Нева-река самородная», именно туда князь Демьян бросает правую руку своей жены с золотым кольцом. Как раз через эту реку и ведёт Калинов мост, на котором было побеждено Чудо-Юдо.
На Навьей реке князь Александр остановил европейских варваров, не дал им символически пройти через реку Смородину, не позволил западным псам проникнуть в наш, Русский мир.
А на Чудском озере князь уничтожил псов-рыцарей, загнав их под лёд, подобно тому, как Александр Македонский «закрыл» орды Гога и Магога. Здесь на память сразу приходит «Чудь белоглазая». (Этот «народ» не следует путать с названием финно-угорских этносов.) Как очевидно, тут налицо этимологическая связь со словами «чудо» и «чудовище». Можно предположить, что речь идёт о неких древнейших сообществах, возникших в результате своего рода «мутаций», вызванных различными чёрномагическими экспериментами
Не исключено, что данные эксперименты происходили в эпоху древнейшей «феминократии», о которой пишут многие исследователи, например М. Гимбутас. Вот что сообщает северогерманский хронист Адам Бременский (XI в.): «Говорят, где‑то на берегах Балтийского моря обитают амазонки, их страну называют теперь раем женщин. Иные рассказывают, что амазонки становятся беременны, выпив воды. Другие говорят, что они зачинают либо от проезжих купцов, либо от тех, кого берут в плен, либо, наконец, от чудовищ, которые в этих землях не редкость. Последнее, полагаем, наиболее вероятно. Когда дело доходило до родов, то оказывается, что, если плод мужского пола, это киноцефал, а если женского, то совершенно особая женщина, которая будет жить вместе с другими такими же, презирая общение с мужчинами. Если же в их край приезжает какой‑нибудь мужчина, они изгоняют его совершенно по‑мужски. Киноцефалы — это те, которые носят на плечах [пёсью] голову. Их часто берут в плен в Русии, а говорят они, мешая слова и лай».
Существует легенда, согласно которой «чудь ушла под землю». Она вырыла большую яму с земляной кровлей на столбах. Потом «чудь» подрубила данные столбы и захоронила себя. По сообщению сибирских легенд, «чудь» ушла под землю, когда зацвели белые березы. В этом она увидела признак приближения Белого царя. И в нём можно, с полным обоснованием, увидеть персонифицированный образ бытийного полюса мира, побеждающего силы «полюса» небытийного.
В данном плане весьма интересно обратиться к данным письма пресвитера Иоанна (в русской версии — царя-попа Ивана) византийскому императору: «Наша земля является домом… рогатых людей, одноглазых людей, людей, у которых глаза есть и спереди, и сзади, кентавров, фавнов, сатиров, пигмеев, гигантов высотой сорок локтей, циклопов и подобных женщин; это также дом феникса и почти всех существующих зверей. Некоторые из подвластных нам людей едят человечину и выкидыши животных и не боятся смерти. Когда кто‑либо из них умирает, его родственники и друзья с жадностью пожирают его тело, потому что считают своей главной обязанностью съесть человеческую плоть. Вот их имена: Гог и Магог, Ани, Агит, Азенах, Фоммепери, Бефари, Коней-Самант, Агримандры, Винтефолеи, Казбеи, Аланеи. Эти и подобные им народы Александр Великий заключил за высочайшими горами на севере».
Как представляется, здесь имеет место указание на некое архетипическое событие, в результате которого были побеждены и усмирены зверочеловеческие сообщества.
Однако же в самом Конце Времён инфернальное, зверочеловеческое начало вновь пробудится, и тогда Гог и Магог со своими ордами вновь вырвутся на свободу, как это и предсказано в "Откровении Мефодия Патарского".
Образ пресвитера Иоанна, царя-попа Ивана, заставляет вспомнить Русского Государя и (по соборной грамоте константинопольского патриарха Иосафа и восточного духовенства) Вселенского Царя, царя-игумена — Ивана (Иоанна) Васильевича Грозного. Его Опричнина и есть образ Сокровенного Царства, которое находится одновременно внутри и опричь (вне, снаружи) — Земщины, земли. И это опричное, сокровенное царство пленяет и обезвреживает «псов смердящих» — тех «элитариев», которые хотят подмять царскую власть и примучить «простой люд». Стоит снова напомнить, что воины-опричники разъезжали с привязанными пёсьими головами. Этим они символизировали победу и над современными им псами, и над теми «пёсьеглавцами», которые вырвутся из плена Царя Мира в самом конце времён.
Вообще, всё опричное царствование пронизано глубочайшим эсхатологическим символизмом.
Сам же Грозный Царь символизирует и Царя Мира, и Последнего Царя. В "Апокалипсисе Даниила" («Житие Андрея Юродивого») предсказывается, что в Константинополе будет царствовать «царь от нищеты», ревнитель Правды, который «брань устранит и нищая богаты створит… и боярам… творящим беззаконие сотворит показнь». И этот царь-избавитель представляется спящим мёртвым сном — где‑то «за морем, на островах — нищим и убогим». Это будет великая консервативная революция Пробуждённых, возвращение Государя — по‑русски. Тогда же будет битва с людьми-чудовищами, которые выйдут из глубин. И с теми людьми, которые станут мало отличимыми от чудовищ.
«Не в Силе — Бог, а в Правде» — так сказал Святой князь Александр Невский, указывая на то, что Кривда — космическая Сила, Рок, Змей, тотальная Периферия, агрессивный Объект. (В то же время Правда — бытийный полюс мира.) Собственно, это и есть Калин-царь — Собака. Именно символизм сокрушения «псов смердячих» позже выразят опричники, сражающиеся с изменниками, поборниками «западных ценностей».
Мистерия люда и солнца
Как известно, псы-рыцари утонули в водах Чудского озера, их веса не выдержала ледяная твердь. И в этом тоже заметен архетипический символизм. Вода символизирует изначальный хаос творения. В Книге Бытия сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Здесь имеется в виду некая первоматерия (materia prima), сотворённая до создания оформленных «вещей» (materia secunda). Эти хаотические воды разделяются на нижние и верхние, о чём ещё будет сказано ниже. А разделяет их небесная твердь, которая, по утверждению выдающегося православного космографа Косьмы Индикоплова, создана именно изо льда. Поэтому, для уяснения архетипической сути Ледового побоища, необходимо коснуться основ космогонии Традиции.
В русских сказаниях описывается бел-горюч Алатырь-камень, который «всем камням мати». Находится он на острове Буяне — посреди «моряокияна», и там центр всего мира. Изпод этого камня вытекает чудесный источник, исцеляющий и питающий весь мир. Причём в некоторых сказаниях Алатырь-камень расположен у реки Смородины.
Как представляется, Алатырькамень и есть та твердь, о которой рассказывает «Книга Бытия»: «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй».
«Нижние воды» — это та самая вода, над которой носился Дух тогда, пока земля была безвидна и пуста. «Верхние воды» — это Навь, мир тонких форм, регион Души, но не райско-ангелического Духа. Это пространство сплошной витальной энергии, причём внутри каждого человека есть такая энергия — душа («яростно-желательное» начало). Есть у него и дух — начало сверхинтеллектуальное.
Мир верхних вод — это мир Психеи, регион Чистого Движения, чьим символом является сверхподвижность и ликвидность воды. Это некий «высший», «светлый» хаос, не имеющий даже собственного центра. (В индоарийской традиции центром промежуточного мира — Бхуваса — выступает центр земного, плотного мира — бог Агни.) Указанный регион представляет собой одну сплошную Периферию, каждая его точка — конечный пункт перманентного движения. Его онтологическая функция заключается в том, чтобы оживотворять плотный, физический мир, быть его витальной энергией. Он может оборачиваться как жизнью, так и смертью. Там же, в качестве некоего сегмента, находится инферно — мир ангелов, выпавших из райской полноты Духа.
Твердь, которую символически выражает наше земное небо, минимизирует и сдерживает хаос, отделяя низшие воды от высших. Она же побуждает последние выполнять важную онтологическую функцию, оживотворяя наш мир. Нижние же воды нужны для того, чтобы человек имел некую возможность «спускаться» вниз, иначе он был бы просто марионеткой Абсолюта, не способной на выбор.
Вот этой самой твердью и является Алатырь-камень, расположенный в центре мира, посреди «окияна», символизирующего разделённые воды. В острове Буяне следует видеть изначальную, полярную Гиперборею, царство Золотого века. Он Буян, то есть буйный, потому что граничит с регионом чистого и абсолютного Движения. Точнее сказать так — речь идёт о некоей области Гипербореи, которая ближе всего к навьей стихии. И вполне логично, что именно в этой области и находится Алатырь-камень — твердь, разделяющая воды хаоса. Некогда произошла ужасная метасоциальная катастрофа, в результате которой большинство гипербореев вынужденно покинули свою полярную родину. Остались там только праведные рахманы русских сказаний. Гиперборея стала недоступной и незримой, античный автор Пиндар утверждает, что туда нельзя найти дорогу «ни сушей, ни морем». Впрочем, немногим всё же позволяется не только узреть, но и попасть в царство рахманов. Полярную страну окружают полярные же льды, символизирующие разделяющую твердь Алатырь-камня. Таким образом, Гиперборея уберегается от хаотических вод деградирующего социума.
Алатырь-камень охраняют змея Гарафена и птица Гагана. Первая загадывает загадки путникам и убивает тех, кто не способен отгадать. Здесь явная параллель со Сфинксом, который символизирует зверочеловеческое начало. В то же самое время Гагану можно связать с началом духовным, которое устремлено ввысь. Налицо некая двойственность региона, который является пограничьем между двумя «хаосами». Алатырь подвержен воздействию региона Души, который он отделяет от изначального хаоса. Но сам Камень пронизан высшими, райскими влияниями, его функция именно духовная, «ангелическая».
На Руси Алатырь-камень почитался даже и в довольно‑таки поздние времена. Так, немецкий путешественник Адам Олеарий в своём "Описании путешествия в Московию" (XVII в.) сообщает: «В далёкие времена пришли на Москву странники от самого Белого моря и принесли с собой бел-горюч камень Алатырь. Камень был разбит на девять частей. По легенде, в основе границ Московии лежат эти девять осколков камня Алатыря. И схоронены они в стенах девяти городов: Коломны, Серпухова, Дмитрова, Тулы, Волоколамска, Вереи, Наро-Фоминска… Русские верят, что нет на свете более могучего оберега, нежели осколки Алатырь-камня, от войны и иноземного нашествия, а также от мора и других злых бед».
Показательно, что осколки священного Камня располагали именно на границе. Это ещё раз свидетельствует о его «разграничительной», так сказать, роли.
В геополитическом плане Твердь Алатырь-камня символизируют государства, в первую очередь крупные и континентальные. Для них характерна «речная цивилизация», предполагающая опору именно на речные коммуникации. Сама Река символизирует усмирение и заточение воды, она подобна покорённому Змею. (Русские мифы повествуют о том, как некий Кузнец победил и обуздал Змея, заставив его пропахать Змиевы Валы.) Россия являет собой ярчайший пример крупного континентального государства.
Против государств, особенно континентальных, выступает глобальный транснациональный капитал, который так же ликвиден, расплывчат и хаотичен, как и мировые Воды. Он символизируют низшие Воды Хаоса и старается размыть государственную Твердь держав.
Экспансия западных псов-рыцарей прообразовала более позднюю экспансию западного капитала. И она же символически выражала агрессию инфернальных существ, пытающихся прорваться в наш мир с той стороны Калинова моста. К слову сказать, в индоевропейской традиции на Западе находилась страна мёртвых. Сам Запад — это сторона Заката, именно туда западает Солнце. И Солнце же ослабило ледяную твердь Чудского озера. Псы-рыцари были ориентированы на Навье инферно. И Солнце отправило европейскую «Чудь» в холодную пучину вод.
Сама тема весеннего Солнца выводит нас на тему русского «космизма». И здесь нельзя пройти мимо имени первого в мире космонавта. Имя «Юрий» очень близко к слову «Ирий» — так назывался духовный Рай у славян, который следует отличать от душевной Нави. Оно близко и к теониму «Ярила», который был именем древнерусского бога весеннего Солнца. К слову сказать, сам Ярила назывался еще и Юрилой. После христианизации его культ оказался интегрирован в культ Святого Георгия Победоносца, где и «растворился». Именно поэтому связывают имена «Юрий» и «Георгий». Точнее говоря, между этими именами изначально была некая мистическая связь, которая и привела к соединению двух культов. Существует также версия, согласно которой основатель великой русской династии Рюрик был не язычником, а христианином, причём в Крещении ему дали имя Георгий. Любопытно, что есть и такой вариант имени этого князя — Ерек. И здесь снова заметна этимологическая связь с Ярилой-Юрилой-Юрием. Также можно вспомнить героического Геракла — там тоже основа «ер». (Касаясь имени Гагарин, можно вспомнить и про птицу Гагану.)
Понятно, что Гагарин просто должен был совершить свой высокий космический полёт именно в апреле, который есть месяц Ярилы и Георгия Победоносца. Точно так же, как и Сталин должен был взять Берлин 23 апреля по старому стилю, в день Георгия Победоносца. При этом сама столица рейха сгорела в огне русских танков и захлебнулась в водах, затопивших берлинский метрополитен. Так же 5 апреля 1242 года в воды Чудского озера погрузились псы-рыцари, которых не выдержал лёд, истончившийся под огнём весеннего, Ярилиного солнца. Гитлер считал, что его война с Россией отражает борьбу двух стихий — Огня и Льда. Но, как и в 1242 году, эти стихии объединились против германцев — в 1941 году, когда на замёрзшую гитлеровскую армию обрушилась огневая мощь сибирских дивизий, идущих с востока на запад, подобно Солнцу.
Архетипический код Александра Невского можно «расшифровать» следующим образом. Князь символизирует собой Белого царя, Царя Мира, Он, как и Александр Македонский и Иван Грозный, также символизирует Героя, который противостоит демоническим ордам Гога и Магога, сдерживая натиск инфернальных сил.
Публикация: Изборский клуб №3(89)