Авторский блог Наше Завтра 02:30 9 декабря 2021

Анатолий Клёсов. Народы и личности. Что показал ДНК-анализ?

Клёсов Анатолий. Народы и личности. Что показал ДНК-анализ? — М. : Наше Завтра, 2022. — 280 с.

Большой и неоспоримой заслугой известного биохимика Анатолия Алексеевича Клёсова являются его попытки сопоставить и связать "путешествия" в пространстве и времени различных групп человеческих Y-хромосом (мужских) с известными или предполагаемыми историческими событиями, археологическими артефактами, различными культурами, языками и народами (арии, минойцы, скифы, этруски, праславяне, индейцы Северной Америки и т.д.). А теперь и с конкретными историческими личностями (Сталин, Наполеон, Эйнштейн и др.).

Разумеется, такой подход вызывает критику по самым разным поводам и с самых разных сторон: от академических указаний на то, что культура человека не полностью определяется его генетикой (хотя связь популяционной генетики с культурой весьма жёсткая, особенно в предыдущие века), до воинствующего гендерного феминизма (хотя кто виноват, что предшествующая история человечества была по преимуществу "мужской" историей, а митохондриальная ДНК меньше ядерной, хуже защищена, а потому и хуже сохраняется?). Да Клёсов и не уходит от потенциально острых и спорных тем (вспомним фразу из булгаковского романа "Мастер и Маргарита": "Вопросы крови — самые сложные вопросы в мире" и гигантский банк данных, собранный под эгидой мормонской церкви). Так, на основе полученных результатов исследований этрусских захоронений он признаёт неверной популярную гипотезу о родстве этрусков и русских, а на основе установленной у прямого потомка И.В. Сталина по мужской линии, А.В. Бурдонского, гаплогруппы G2 делает вывод об осетинском происхождении "отца народов".

Тем не менее в спорах и дискуссиях по-прежнему продолжает рождаться истина. Хотя бы о том, что общий геномный анализ в археологии более затратен и менее адекватен, чем анализ ДНК на Y-хромосомы. И, наверное, стоит согласиться с мнением автора, что исследования в данной области должны не только расширяться и углубляться, но также стать одним из предметов — хотя бы факультативных — изучения в программе высшей школы для гуманитарных дисциплин. Потому что ответ на важнейший вопрос: "Куда мы идём?" невозможен без ответа на связанные с ним вопросы: "Кто мы?" и "Откуда?"

двойной клик - редактировать изображение

1.0x