Авторский блог Алексей Гордеев 00:00 2 января 2016

Климат против санкций

Встреча президента РФ с представителями российских деловых кругов 24 декабря началась на два часа позже запланированного срока — из-за оказавшихся чересчур длительными российско-индийских переговоров. Из материалов встречи, которая, как известно, проходила в формате "свободной дискуссии", опубликовано только вступительное слово Владимира Путина — дальнейшее содержание общения руководителя государства с полусотней отечественных "капитанов большого бизнеса", пока остаётся неизвестным. Что тому причиной: время окончания встречи (поздний вечер пятницы), договоренность "закрыть" информацию или что-то ещё — до сих пор неясно. Но стоит заметить, что в любом случае ничего подобного нынешнему "градусу секретности" на аналогичных встречах ранее, даже в прошлом, уже "санкционном", году, не отмечалось. Спрашивается, о чём вообще могла идти речь?

Встреча президента РФ с представителями российских деловых кругов 24 декабря началась на два часа позже запланированного срока — из-за оказавшихся чересчур длительными российско-индийских переговоров. Из материалов встречи, которая, как известно, проходила в формате "свободной дискуссии", опубликовано только вступительное слово Владимира Путина — дальнейшее содержание общения руководителя государства с полусотней отечественных "капитанов большого бизнеса", пока остаётся неизвестным. Что тому причиной: время окончания встречи (поздний вечер пятницы), договоренность "закрыть" информацию или что-то ещё — до сих пор неясно.

Но стоит заметить, что в любом случае ничего подобного нынешнему "градусу секретности" на аналогичных встречах ранее, даже в прошлом, уже "санкционном", году, не отмечалось. Спрашивается, о чём вообще могла идти речь?

Ответ на этот вопрос пока, по необходимости, лежит в области не утверждений, а предположений. Которые, в свою очередь, основываются на сопоставлении текущей ситуации с основными тезисами "открытого" президентского выступления. А эти тезисы таковы — особенно, если рассматривать их не по форме, то есть в качестве констатации якобы уже состоявшихся фактов, а по содержанию, то есть в качестве достаточно жёсткой "установки сверху".

Необходимо обеспечить устойчивую работу предприятий, сохранить трудовые коллективы, особенно высококвалифицированные кадры, даже ценой сокращения рабочего времени и реальных зарплат.

Необходимо особое внимание уделить развитию новых технологий, выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью.

Государство будет максимально поддерживать экспансию российского крупного бизнеса на внешних рынках и полностью защищать его интересы внутри страны при условии "честной работы" на государство.

Для этого будут активно развиваться экономические связи с другими странами, расширяться участие России в интеграционных процессах, прежде всего — на "незападном" направлении (ШОС, БРИКС, АСЕАН, ЕАЭС и т. д.).

Что данные президентские установки могут значить "в реале"? Откуда у государства сегодня могут появиться средства на фактически заявленные льготы и дотации крупному отечественному бизнесу?

Во всяком случае, понятно, что "даровыми" все эти деньги не будут по определению — иначе бы речь не шла о введении "голодного пайка" (даже ограниченного и временного) для "трудовых коллективов", о переходе на новые технологии и т. д. Следовательно, государство не будет выступать в качестве собственника этих денег — оно по отношению к ним будет только распределяющей инстанцией: возможно, напрямую связывающей реальных инвесторов с той или иной бизнес-сферой.

Ясно, что речь в таком масштабе (а 50 крупнейших корпораций России, как заявил Путин, должны в самые кратчайшие сроки предоставить на рассмотрение и утверждение свои инвестиционные планы) идёт о десятках и даже сотнях миллиардов долларов. Много ли сегодня на свете финансовых институтов, которые способны не то что "потянуть" такие вложения, но — главное! — договориться о них с российской "властной вертикалью" и, более того, заявить их через российскую "властную вертикаль"? Должен сказать, что таких финансовых институтов, а вернее — "геостратегических центров силы", в современном мире считанные единицы.

США? Вот это исключено. ФРС только что повысила свою учётную ставку и будет какое-то время всеми силами "засасывать" долларовую массу из внешнего мира на американские рынки.

Континентальная Европа? Почему бы и нет?

Китай? Почему бы и нет?

Япония? Почему бы и нет?

Великобритания? Почему бы и нет? В том числе — через Китай, а также Индию и ЮАР (кстати, оба этих государства входят в британское Содружество наций).

Ну, и про постсоветские оффшорные бизнес-структуры, где тоже "крутятся" немалые деньги, забывать не стоит…

Если так, то многое во встрече 24 декабря становится если не полностью понятным и прозрачным, то хотя бы верифицируемым в рамках "рабочей гипотезы". Российское государство в Сирии полностью "отработало" военно-политическую компоненту своего нового-старого "сверхдержавного" международного статуса. Теперь, похоже, пришла очередь браться и за финансово-экономическоую компоненту этого статуса. Так сказать, ударить улучшением инвестиционного климата по западным санкциям, бездорожью и разгильдяйству. А вот что из этого получится "в реале" и насколько данная "рабочая гипотеза" соответствует действительности? Что ж, поживём — увидим.

На фото: 24 декабря 2015 года. Кремль. Путин и бизнес-рыцари «круглого стола»

1.0x