Авторский блог Дмитрий Ольшанский 01:46 2 июня 2022

Клиенты глобальной культурной машины

усвоил ты себе феминизм с Украиной и Тбилиси с психотерапевтом - всё, ты теперь центровой мэн или герла
2

Наша огромная и почти никем не замечаемая проблема состоит в том, что западный мир создал такую грандиозную машину по производству форматов, образцов и культурных стандартов для каждого молодого, образованного и небедного человека в мире, что противопоставить этой машине можно только сидящее в глухой обороне государство с отрицательным социальным отбором, то есть государство, состоящее из тех и предназначенное тем, кто не очень молод, не очень образован, совсем не богат или богат, но заведомо незаконным путем. Государство чиновников, военных, пенсионеров, пролетариев - и, собственно, всё.

Как это работает?

Это хорошо видно в социальных сетях.

Приезжают мальчик или девочка из Пензы или Читы в Москву. Они активнее, ярче, старательнее, амбициознее тех, с кем они выросли, - вот и приезжают.

А дальше, как только их подхватывает университет (если он приличный), фирма (если она с претензиями) или новый дружеский круг (если он примодненный), как только они обзаводятся деньгами в масштабе заметно побольше пензенских и читинских, а равно и всем тем, что на эти деньги можно прикупить, - все, их всасывает эта глобальная машина.

Начинаются украинские флажки, феминизм, "я-мы против поправок в конституцию", free Navalny, "проработка травм" у психотерапевта, кампусная поэзия без размера и рифмы, контемпорари арт, мантры-чакры, пляжи Тель-Авива, такой прекрасный Тбилиси etc.

Потому что "молодость", "средний класс", "интеллигенция", "креативный класс", "частный большой бизнес" etc. - уже давно и прочно работают внутри невидимой, но от этого ничуть не менее крепкой структуры управления, по коридорам которой ходят Анджелина Джоли, Илон Маск, одноногая негритянка-лесбиянка, а теперь и Зеленский с Арестовичем, - и выдают каждому прибывшему из Читы неофиту указания - как ему жить, что ему думать, и, главное, как ему выглядеть.

Главное - потому что все эти значки-флажки-юзерпики-брэнды-правильные метки для ориентирования в пространстве, они же не для того существуют, чтобы человек стал вникать всерьёз, что и где происходит. Они - для того, чтобы создать ему, как говорили в моем хипповом детстве, прикид. Или, как говорили в ещё более древние хипповые времена, - центровой прикид.

Усвоил ты себе феминизм с Украиной и Тбилиси с психотерапевтом - всё, ты теперь центровой мэн или герла.

Совсем другое самоощущение от этого возникает.

От этого возникает причастность к чему-то такому, что о Пензе и Чите не хочется даже и вспоминать.

И мимо этой поистине дьявольской машины пролетают только заведомо периферийные, подневольные, вынужденно ограниченные в своих амбициях люди: старики, солдатики, заведующие мелкими чиновничьими "столами" Марь Иванны, работяги. Те, кто либо выживают, либо тащат на себе тяжелую бытовую работу, и им не до жиру, быть бы живу.

А те, кто, цитируя одну литературную пошлячку, расправил плечи - они уже, считай, клиенты глобальной культурной машины, идут в её сеть целыми доверчивыми толпами.

И можно было бы сказать: ну и что с того?

Да только то, что если вы управляете сообществом, которое сопротивляется этой машине, и которое - ровно в силу этого сопротивления - лишается почти всех, кто младше известного возраста, кто богаче известного скромного предела или активнее, амбициознее, моднее, наблатыканнее во всяких культурных материях, - успешно ли вы будете существовать с таким отрицательным цензом?

Так жил поздний Советский Союз. Прочитал три книжки вместо одной, научился играть на гитаре, захотел купить джинсы - всё, ты уже враг Советской власти.

Но тот же самый эффект, который тогда, полвека назад, возникал из-за искусственных, идиотских запретов, которые зачем-то поддерживали коммунисты, - теперь образуется естественным путем, поскольку влияние глобальной машины слишком велико, и ещё сильно прибавилось в новом веке, так что целые классы общества просто смывает в её сторону без всякого специального давления. Они всего лишь покупают айфон - а дальше все само собой происходит.

Можно ли что-нибудь с этим сделать?

Можно ли соорудить альтернативную, хотя бы отчасти сравнимую по своему воздействию культурную машину - но политически "нашу", "свою", - которая умела бы воздействовать на моду и технологии, молодость и красоту, университеты и шоу-бизнес, склоняя людей в сторону родины, а не в сторону заграницы?

Это хороший вопрос.

И сколько денег можно освоить, занявшись его решением в случае положительного ответа.

Но если честно - сами-то как думаете?

Вот то-то и оно.

Источник

Комментарии Написать свой комментарий
2 июня 2022 в 07:27

Дмитрий Ольшанский:

"А те, кто, цитируя одну литературную пошлячку, расправил плечи - они уже, считай, клиенты глобальной культурной машины, идут в её сеть целыми доверчивыми толпами".
--------------------------------

Среди нас живут разные люди: хорошие и плохие, добрые и злые, умные и глупые, талантливые и бездарные, скупые и расточительные, пьяницы и альфонсы, лентяи и бездельники, похожие на фамусовых, маниловых, ноздревых и на всех типов вместе взятых.
Но я как-то познакомилась с особой категорией людей. Это – САМЫЕ-САМЫЕ..
Без САМЫХ-САМЫХ ни одно дело не обходится. Они знают секрет, как хорошо выглядеть, как себя показать и преподнести с лучшей стороны.
САМЫЕ-САМЫЕ одеты прилично, даже приличней остальных. У них все самое-самое.
Они очень любят самих себя. Жаль, что говорящее зеркальце существует только в сказках! А то мы бы непременно услышали их разговор с зеркальцем.
Но у них все же есть говорящее зеркальце. Это люди, которыми они себя окружают. Льстецы, шестерки и угодники.

Думаю, что САМЫЕ-САМЫЕ есть в любом коллективе. Нередко они выдают себя не за тех людей, коими являются, и даже за таланты.
Жаль все-таки, что истинных талантов у нас, как правило, гораздо меньше, чем САМЫХ-САМЫХ.

3 июня 2022 в 09:32

Чувствую - тема важная, если правильно понял, - как молодых и "продвинутых" сделать "нашими", а не "западными".
Но как-то слишком витиевато это подано, к примеру:

"Да только то, что если вы управляете сообществом, которое сопротивляется этой машине, и которое - ровно в силу этого сопротивления - лишается почти всех, кто младше известного возраста, кто богаче известного скромного предела или активнее, амбициознее, моднее, наблатыканнее во всяких культурных материях, - успешно ли вы будете существовать с таким отрицательным цензом?"

Я прочёл это раз пять, чтобы понять смысл, и всё равно не уверен, что правильно:

"Если вы управляете обществом, которое сопротивляется машине оболванивания и поэтому лишается поддержки молодых и продвинутых, успешно лы вы будете существовать с таким отрицательным цензом?"

По-моему, смысл сказанного совершенно изломан, а результат - ноль.

1.0x