Сообщество «Китай-Го (中国)» 01:21 5 августа 2021

Китайские города-призраки

жилищная проблема наоборот

Экономический рост Китая продолжает удивлять. В прошлом году ВВП Китая вырос на 2,3% и достиг 15,7 трлн. долл. За первую половину этого года ВВП составил 8,217 трлн. долл. (рост, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, – 12,7 %).

Китай обычно преподносится как густонаселенная страна, где китайцам тесно, поэтому они вынуждены искать счастья за границей. На самом деле это не совсем так. Дело в том, что в Китае население распределено очень неравномерно – основная часть людей живет в приморских провинциях. Население регионов, примыкающих к морю, растет, в том числе за счет «перетекания» людей с западной и центральной части Китая. Молодежь, окончив ВУЗы, тоже, в первую очередь, смотрит вакансии где-нибудь в развитых Шанхае, Шэньчжэне или прилегающих провинциях, а не на сопках Маньчжурии или в пустыне Нинся-Хуэйского автономного района, даже если сопки и пустыня являются их малой родиной.

В конце прошлого года в Китае прошла всеобщая перепись населения, согласно которой почти 493 млн. китайцев (примерно одна треть населения) живут не там, где прописаны. Обычно это связано с экономическими причинами – глава семейства или оба родителя находят работу в другом городе, и вся семья туда переезжает. Еще один вариант – ребенок окончил школу и поступил в университет в другой провинции, поэтому переезжает туда. 368 млн. из вышеупомянутых лиц живут и работают в городах своей провинции (но не в своих родных населенных пунктах, то есть, например, перебрались из деревни в город), 125 млн. человек переехали в другие провинции. Это означает, что в некоторых регионах Китая происходит отток населения. Некоторые части Китая являются слабозаселенными, это объясняется отсталой по китайским меркам экономикой, плохим климатом и другими факторами.

В Китае города делятся на 6 групп (называемых «линиями») в зависимости от размера ВВП города, дохода на душу населения, наличия предприятий, относящихся к числу 500 крупнейших компаний Китая, наличия аэропорта и величины его пропускной способности, наличия университета и его позиции в рейтинге ВУЗов, а также еще примерно 10 показателей.

Города первой линии (их всего пять) – мегаполисы, которые играют важную роль в политической, экономической и социальной деятельности страны. Города второй линии имеют сильную экономическую базу, большую активность бизнеса и обладают привлекательностью для крупных компаний. Большинство городов, которые сюда входят, – это столицы провинций, прибрежные экономически развитые города, большие промышленные центры центральных и восточных провинций. Внутри своей группы эти города делятся на 8 развитых,15 городов со средним развитием и 7 слаборазвитых городов. Города третьей линии – города среднего размера, имеющие относительно развитую экономику. Обычно это крупные населенные пункты уездного или окружного значения. Дальше по убывающей идут города четвертой, пятой и шестой линии. Обычно их жители стремятся переехать в города из первых трех групп.

Урбанизация Китая в последние годы стабильно прогрессирует. Жители деревни переезжают в города, потому что население в деревне растет, а сельскохозяйственных земель больше не становится, поэтому в деревне сложнее обеспечить себе достойный уровень жизни. Таким образом, в 2018 году городское население Китая увеличилось до 59,38%, а в 2020 году уровень урбанизации достиг 64%. Прогнозируется, что к 2030 году в городах будут жить около 75 % китайцев.

Миграционные процессы, общий курс на усиление урбанизации и стремление обеспечить экономический рост вынуждают городские власти строить новые районы, причем это происходит даже в тех регионах, где население сокращается.

Главные преимущества новых районов – относительно низкая стоимость жилья, инвестиционный потенциал, рациональная планировка и современная инфраструктура. Если район разовьется, то цена купленного жилья может вырасти в разы. Именно так произошло в Шанхае.

18 апреля 1990 года государство объявило о строительстве нового района в Шанхае под названием Пудун, в 1992 году Пудун был официально создан. Изначально народ не очень туда стремился, возникла даже своего рода пословица «Лучше иметь одну кровать в Пуси (старый район Шанхая), чем комнату в Пудуне». Правительство стало проводить льготную политику (дешевые кредиты на покупку жилья и различные социальные льготы), ввело меры, направленные на стимулирование бизнеса. В результате темпы экономического роста Пудуна стали превышать 20% в год, что оказалось выше, чем в других районах. Взлет экономики привел к тому, что цены на жилье в Пудуне стремительно подскочили, став легендарным прецедентом в индустрии недвижимости.

Это заложило основу для разработки стратегии городского развития Китая – создаются особые экономические зоны, а уже при них строятся новые кварталы. Зоны обычно строятся на пустырях, то есть неосвоенных или заброшенных участках земли, расположенных на некотором удалении от города.

В настоящее время в Китае существует 19 особых экономических зон государственного уровня, 18 зон свободной торговли, 145 зон развития высоких технологий и 219 зон технико-экономического (производственного) развития, а также бесчисленное множество других зон с особым налоговым режимом на уровне районов и уездов. При них создаются новые населенные пункты, которые часто административно считаются новыми районами близлежащих городов. Общее число новых жилых районов превышает 3500.

Возникает своего рода зависимость – в погоне за экономическим ростом надо строить новые городские районы, а то и целые города. За последние пять лет быстрой урбанизации темпы расширения городов по всей стране составили около 13,5%.

Китайские эксперты подсчитали, что если все зоны с льготным налоговым режимом будут развиваться согласно разработанным и утвержденным планам, то придется наращивать темпы строительства жилья, а общее число людей, которые смогут там поселиться и работать, достигнет примерно 4 млрд. человек. Сейчас население Китая почти 1,5 млрд. человек, соответственно, можно сделать вывод, что через какое-то время при сохранении нынешних тенденций и особенностей экономического развития Китая он может столкнуться с нехваткой населения!

Сами китайские чиновники и эксперты понимают, что процесс имеет негативные стороны и местами не совсем здоровый, но остановить процесс строительства – очень сложное решение, потому что оно приведет к тому, что доходы миллионов людей в лучшем случае упадут, в худшем – многие останутся без работы. В первую очередь, это отразится на строительных компаниях – инженерах, проектировщиках, рабочих и всех остальных. Одновременно это ударит по производителям строительных материалов, по транспортным компаниям, которые их доставляют до стройки, по всем остальным, кто имеет отношение к строительному бизнесу.

Поэтому в последние годы в Китае возникло такое явление, как «город-призрак». Это почти не заселенные (а иногда и вовсе не заселенные) городские районы. Там можно жить, имеются инфраструктура и коммуникации, но нет населения. Такие места есть в самых разных регионах Китая: автономном районе Внутренняя Монголия, провинции Цзянсу, Хэнань, Хубэй, Ляонин, Юньнань и другие. Только в прошлом году в стране появилось 12 новых городов-призраков. Все эксперты сходятся во мнении, что появление «призраков» является результатом слишком быстрого роста городов в Китае. На самом деле можно сделать дополнение – рост не только быстрый, но и неравномерный. Потому что пустота кварталов обусловлена недостаточной экономической привлекательностью для людей, покупающих жилье. Как говорят китайские экономисты: «люди идут за промышленностью».

Поэтому китайские риелторы предостерегают об опасности приобретения жилья в городе-призраке: можно долго копить деньги, отказывая себе во многих удовольствиях, а потом купить квартиру в районе-призраке, который не разовьется и не будет заселен много лет. Соответственно, цена на такое жилье не вырастет, а торговая, образовательная и медицинская инфраструктура останутся в зачаточном состоянии.

Проблема таких городов в том, что на их создание уходит много самых разных ресурсов – от земли до финансов. Финансы обычно привлекаются в виде банковского кредита или корпоративных инвестиций. Долевое строительство, когда своими деньгами рискуют обычные люди, в Китае уже редкость. Но самый главный ресурс – это земля, которой в Китае всегда не хватает.

Специалисты склонны обвинять в возникновении городов-призраков местные власти – за непродуманную градостроительную политику, погоню за показателями, коррупцию. Последний фактор действительно имеет место быть – среди застройщиков укоренен стереотип, одновременно являющийся надеждой, о том, что в Китае всегда востребовано жилье, а, значит, есть шанс, что их очередной объект вдруг повторит успех Пудуна и принесет миллиарды прибыли. По этой причине руководители строительных фирм налаживают нужные связи в мэриях и подкупают чиновников, чтобы те выделили земельный участок (при необходимости освободили его от старых строений) и выдали разрешения на строительство.

Еще один недостаток, который выделяют эксперты, – это стремление резко изменить имидж города. Например, в середине 90-х годов в центральном районе города Далянь было построено многоэтажное здание под названием «Надежда». Застройщиком выступала южнокорейская фирма, она поставила красивое здание и завершила внешнюю отделку, после чего у нее возникли внутренние проблемы и проект был свернут, по сути брошен. Все бы ничего, но мэрия Даляня уже успела сделать это здание-призрак одним из символов города, напечатав его в своих буклетах и даже на марках. Подобная ситуация нередка для Китая – местные власти часто стимулируют бизнес строить гигантские объекты, поражающие воображение, не очень задумываясь, насколько полно они будут использованы в будущем. Возвращаясь к «Надежде» – история окончилась благополучно: в 2018 году здание выкупила крупная страховая компания, реанимировала его и разместила там свои офисы.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы.

Во-первых, в Китае на ближайшие десятилетия достаточно места для самих китайцев, а, значит, слухи о растущей миграционной угрозе из Китая сильно преувеличены. Это не означает, что миграция из Китая за рубеж отсутствует, просто она не настолько масштабна, как любят ее описывать некоторые СМИ.

Во-вторых, Китаю надо замедлять темпы урбанизации, чтобы не допускать «перегревов» экономики и возникновения «мыльных пузырей» в сфере девелопмента и недвижимости.

В-третьих, Китай долгое время был «фабрикой мира», изготовляя ширпотреб в мировых масштабах. В настоящее время он постепенно уступает позиции по производству товаров с низкой добавленной стоимостью другим странам, например, Вьетнаму, Бангладеш и Индии. Но Китай вполне может начать претендовать на звание «застройщика мира», предоставляя свои услуги по строительному подряду за рубежом и выходя на иностранные строительные рынки. У Китая здесь имеется ряд преимуществ: квалифицированные инженерные и рабочие кадры, передовые технологии и конкурентоспособные расценки. Этот процесс уже запущен, например, новые участки метро в Москве, скоростное шоссе Москва-Казань строятся с привлечением китайских строительных фирм. Можно ожидать, что через какое-то время дело дойдет и до жилищного строительства. Главные препятствия тут – разница в СНиПах и сопротивление российских застройщиков, но со временем они будут преодолены.

1.0x