По мере того, как Китай расширял свое взаимодействие с Латинской Америкой и Карибским бассейном (ЛАК) за последние 20 лет, американские политики, в том числе в Конгрессе, поднимали вопросы о возможных последствиях для интересов США в регионе.
28 декабря 2022 г. на сайте Исследовательской службы Конгресса США размещен обзор «Взаимодействие Китая с Латинской Америкой и Карибским бассейном». В нем отмечено, что взаимодействие Китая с ЛАК значительно возросло с 2001 года, особенно в плане дипломатических и экономических связей. Целый ряд лидеров и официальных лиц КНР посетили ЛАК, отражая глобальные усилия Китая по «мягкой силе» и «операции влияния» по всему миру. Региональные лидеры и официальные лица, в свою очередь, часто посещали Китай. КНР подписала различные двусторонние соглашения о партнерстве со странами ЛАК, в том числе о «всеобъемлющем стратегическом партнерстве» с Аргентиной, Бразилией, Чили, Эквадором, Мексикой, Перу и Венесуэлой.
Дипломатия
Дипломатические инициативы Пекина в ЛАК лежат в основе экономической деятельности Китая. Они также помогают институционализировать участие Китая в ЛАК и заручиться поддержкой на международных форумах. Некоторые аналитики утверждают, что действия КНР в ЛАК отражают глобальную стратегию по уменьшению доминирования США, хотя эта деятельность не направлена на то, чтобы бросить прямой политический или военный вызов Соединенным Штатам. Дипломатические усилия Китая включают статус наблюдателя в Организации американских государств, членство в Межамериканском банке развития и Карибском банке развития, а также участие в форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Китай поставил дозы вакцины против коронавирусной болезни 2019 года во многие страны Латинской Америки, хотя в основном за счет продаж, а не пожертвований (большинство доз в регион поступило из других мест).
С 2015 года высший руководитель Китая Си Цзиньпин участвовал в трех саммитах с лидерами и министрами иностранных дел Сообщества латиноамериканских и карибских государств (CELAC), региональной организации, в которую не входят США и Канада. Си Цзиньпин обратился к третьему министерскому совещанию Китай-СЕЛАК в декабре 2021 года в видеообращении. На встречах были обнародованы «планы сотрудничества», охватывающие политику, безопасность, торговлю, инвестиции, финансы, инфраструктуру, энергетику, ресурсы, промышленность, сельское хозяйство, науку и обмены между людьми. На саммите 2018 года Китай пригласил страны ЛАК принять участие в своей инициативе «Один пояс, один путь» (ОПОП), которая направлена на развитие инфраструктуры при поддержке КНР по всему миру. На сегодняшний день в ОПОП участвует 21 страна ЛАК; совсем недавно в феврале 2022 года к ним присоединилась Аргентина.
Во втором политическом документе правительства КНР по ЛАК, опубликованном в 2016 году, говорится, что Китай стремится укреплять сотрудничество на основе «равенства и взаимной выгоды» в нескольких ключевых областях, включая обмены и диалоги, торговлю и инвестиции, сельское хозяйство, энергетику, инфраструктуру, производство и технологические инновации. В нем отмечается, что Китай будет «активно осуществлять военные обмены и сотрудничество» со странами ЛАК. Однако подчеркивается, что Китай «не нацеливается и не исключает какую-либо третью сторону».
Ещё одна очевидная цель Пекина — изолировать Тайвань, пытаясь переманить страны ЛАК, которые поддерживают дипломатические отношения с Тайванем, который официально называет себя «Китайской Республикой». В настоящее время восемь стран ЛАК (из 14 стран мира, включая Ватикан) признают Тайвань. Остальные 25 в ЛАК признают КНР. Панама, Доминиканская Республика и Сальвадор перешли на признание КНР в 2017–2018 годах, а Никарагуа перешла на признание в декабре 2021 года.
Экономические отношения
Экономические цели Китая в Латинской Америке включают обеспечение доступа к сырью (например, нефти, рудам, полезным ископаемым) и сельскохозяйственным товарам (особенно соевым бобам); создание новых рынков для китайских товаров, включая продукцию с высокой добавленной стоимостью; партнерство с фирмами ЛАК для доступа и совместной разработки технологий. Китай также искал возможности в Латинской Америке для своих инфраструктурных фирм. Однако прогнозируемое в ближайшем будущем замедление экономического роста Китая может привести к снижению спроса КНР на экспорт из ЛАК и сокращению притока капитала КНР в регион.
Общий объём торговли между Китаем и ЛАК в 2021 году оценивался в 448 миллиардов долларов. Импорт Китая из ЛАК в 2021 году составил 221 миллиард долларов, состоящий в основном из природных ресурсов, включая руды (42%), соевые бобы (16%), минеральное топливо и масла (10%). ), мясо (6%) и медь (5%). Экспорт Китая в регион в 2021 году составил 227 миллиардов долларов, при этом основные статьи экспорта включают электрические машины и оборудование (21%), машины и механические устройства (15%), а также автомобили и запчасти (7%). Китай стал главным торговым партнёром Бразилии, Чили, Перу и Уругвая и вторым по величине торговым партнером для многих других стран. Китай имеет соглашения о свободной торговле с Чили, Коста-Рикой и Перу, а в феврале 2022 года начал переговоры с Эквадором, которые, как сообщается, были почти завершены по состоянию на декабрь 2022 года.
Согласно базе данных China Global Investment Tracker, которую ведут неправительственные организации American Enterprise Institute и Heritage Foundation, инвестиции Китая в ЛАК с 2005 по середину 2022 года составили 143 миллиарда долларов, из них на Бразилию приходилось 64 миллиарда долларов (45%), а на Перу — 25 миллиардов долларов. (17%). На энергетические проекты пришлось 59% инвестиций, а на металлургию и добычу полезных ископаемых – 24%. База данных также показывает, что строительные проекты КНР в ЛАК с 2005 до середины 2022 года оценивались в 65 миллиардов долларов, при этом на энергетические проекты приходилось 49%, а на транспортные - 31%.
Китайские банки (например, Китайский банк развития и Китайский экспортно-импортный банк) стали крупными кредиторами в ЛАК более десяти лет назад, хотя в последние годы суммы сократились. Эти два учреждения не выдавали региону крупных кредитов на развитие в 2020 и 2021 годах. Полученные кредиты составили 138 миллиардов долларов США с 2005 по 2021 год, при этом Венесуэла, Бразилия, Эквадор и Аргентина были основными получателями. Большая часть кредита (69%) была предоставлена энергетическим проектам, а 19% - инфраструктурным. Такие кредиты, как правило, не имеют четких политических условий и имеют менее строгие условия по сравнению с кредитами крупных международных финансовых учреждений.
Проблемы и соображения политики США
Администрации Джорджа Буша-младшего и администрации Обамы, хотя и признавали обеспокоенность по поводу растущего влияния Китая, в целом положительно оценивали участие Китая в ЛАК. Всеобъемлющая цель политики США заключалась в том, чтобы Китай вносил экономический вклад в ЛАК прозрачным образом, следуя международным правилам и соблюдая местные или международные трудовые и экологические стандарты. С 2006 по 2015 год США и Китай провели семь двусторонних консультаций по ЛАК. Администрация Трампа с большим подозрением относилась к участию Китая в ЛАК, часто предупреждая страны ЛАК о взаимодействии с Китаем.
Стратегия национальной безопасности администрации Байдена описывает Китай как стратегического конкурента, но утверждает, что администрация избежит искушения смотреть на мир исключительно через призму стратегического соревнования. В Стратегии говорится, что, поскольку Западное полушарие влияет на Соединенные Штаты больше, чем любой другой регион, администрация будет продолжать углублять партнерские отношения в ЛАК для повышения экономической устойчивости, демократической стабильности и безопасности граждан. Администрация также обещает помочь защитить ЛАК от внешнего вмешательства или принуждения, в том числе со стороны КНР.
Южное командование США (SOUTHCOM) в последние годы выражало сильную обеспокоенность действиями Китая в ЛАК. В его заявлении о позиции на 2022 год утверждалось, что «КНР и ее государственные предприятия продолжали преследовать, вербовать и подкупать должностных лиц на всех уровнях, чтобы расширить свое экономическое, политическое и военное влияние в ЛАК».
По данным SOUTHCOM, «деятельность КНР включала «инвестиции в стратегическую инфраструктуру, систематическую кражу технологий и интеллектуальной собственности, кампании по дезинформации и пропаганде, а также злонамеренную киберактивность — все с целью расширения долгосрочного доступа и влияния в этом полушарии».
Иногда предупреждения США о Китае встречались с некоторым скептицизмом в ЛАК и среди некоторых региональных экспертов. Некоторые аналитики утверждают, что основные интересы и влияние Китая в регионе остаются в основном экономическими и дипломатическими и что вероятность того, что КНР создаст военную сферу влияния в ЛАК, остается небольшой. Некоторые утверждают, что привлекательность Китая ограничена из-за глубоких политических, социальных и культурных различий и языковых барьеров.
Тем не менее, некоторые аналитики выразили обеспокоенность по поводу потенциального пагубного воздействия экономической деятельности Китая на развитие ЛАК, в том числе по поводу того, что многие китайские компании не соблюдают международные стандарты охраны окружающей среды, труда и техники безопасности. Китай также экспортировал технологии наблюдения, которые, как опасаются некоторые наблюдатели, могут быть использованы для нарушения неприкосновенности частной жизни или других прав. Некоторые также утверждают, что поддержка КНР продлевает жизнь лидерам с плохой репутацией в управлении и усугубляет коррупцию. Однако в некоторых странах ЛАК группы гражданского общества, журналисты и ученые разоблачали или сопротивлялись некоторым действиям КНР, связанным с такими проблемами, как коррупция, ненадлежащая деловая практика и операции влияния.
Действия 117-го Конгресса
Обе палаты одобрили законопроекты, направленные на повышение способности США конкурировать с Китаем, в том числе в Латинской Америке.
Инициатива безопасности Карибского бассейна
Для укрепления своего влияния в ЛАГ Соединенные Штаты разработали Инициативу безопасности Карибского бассейна (CBSI), региональную программу помощи США иностранным государствам, в 2009 году в процессе диалога со странами Карибского бассейна. В обзоре Исследовательской службы Конгресса США об этой Инициативе (от 28 декабря 2022 г.) говорится, что она направлена на сокращение незаконного оборота наркотиков в регионе, укрепление общественной безопасности и укрепление социальной справедливости.
Из-за своего географического положения многие страны Карибского бассейна уязвимы для использования в качестве транзитных стран для незаконных наркотиков из Южной Америки, предназначенных для рынков США и Европы. Укрепление сотрудничества США в борьбе с наркотиками с Мексикой и Центральной Америкой заставило американских политиков предвидеть потенциальное увеличение незаконного оборота наркотиков через Карибский бассейн. Во многих странах Карибского бассейна также отмечается высокий уровень насильственных преступлений, в том числе убийств, часто связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Президент Обама объявил об этой инициативе на пятом саммите американских стран в 2009 году, а в 2010 году представители США и Карибского бассейна провели первую встречу Карибского бассейна и США. Диалог о сотрудничестве в области безопасности одобрил декларацию принципов, рамки взаимодействия и широкий план действий. В мае 2022 года официальные лица Карибского бассейна и США провели 10-й диалог о сотрудничестве в области безопасности, в ходе которого обсуждались вопросы борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия, борьбы с незаконным морским оборотом и транснациональной организованной преступностью, предотвращения преступности и насилия среди молодежи, кибербезопасности и киберпреступности, а также торговли людьми.
В 2017 году Государственный департамент опубликовал Стратегию США по взаимодействию в Карибском бассейне. Одним из приоритетов взаимодействия является укрепление взаимной национальной безопасности и повышения безопасности граждан с помощью программ по ликвидации преступных и террористических организаций, пресечению торговли незаконными товарами и людьми, укреплению верховенства закона и противодействию уязвимости перед террористами.
Конгресс поддержал финансирование CBSI. С 2010 по 2023 финансовый год Конгресс выделил 913 миллионов долларов на CBSI в интересах 13 стран Карибского бассейна — Антигуа и Барбуда, Багамских островов, Барбадоса, Доминики, Доминиканской Республики, Гренады, Гайаны, Ямайки, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсии, Сент-Люсии, Винсент и Гренадины, Суринам и Тринидад и Тобаго. На 2021 финансовый год Конгресс выделил не менее 74,8 млн долларов для CBSI в Законе о консолидированных ассигнованиях на 2021 год.
На 2022 финансовый год администрация Байдена запросила 66 миллионов долларов для CBSI, но в марте 2022 года Конгресс в конечном итоге выделил «не менее 80 миллионов долларов» в Законе о консолидированных ассигнованиях 2022 года и потребовал план расходов на средства CBSI не позднее, чем через 90 дней после принятия законопроекта.
На 2023 финансовый год администрация запросила для CBSI 63,5 миллионов долларов, что почти на 21% меньше, чем было выделено Конгрессом на 2022 финансовый год, и на 15% меньше, чем предусмотрено на 2021 финансовый год. В Законе о консолидированных ассигнованиях 2023 года Конгресс выделил «не менее 82 миллионов долларов» для CBSI, а пояснительное заявление к этой мере требовало плана расходов до выделения средств.
Закон об авторизации инициативы по обеспечению безопасности Карибского бассейна, принятый Палатой представителей в апреле 2022 года, разрешает CBSI выделять 74,8 миллиона долларов на каждый финансовый год с 2022 по 2026 финансовый год и устанавливает требования к мониторингу и отчетности для программы. Кроме того, законопроект требовал бы от Государственного департамента в сотрудничестве с Агентством США по международному развитию (USAID) и Межамериканским фондом представить стратегию по определению приоритетов усилий по усилению реагирования на стихийные бедствия и устойчивости.
Координируемая Бюро по делам Западного полушария Государственного департамента и реализуемая в основном Государственным департаментом, USAID и Министерством обороны, CBSI оказывает помощь США в пяти областях:
• Сотрудничество в области морской и воздушной безопасности, включая помощь в укреплении потенциала Карибского морского и воздушного транспорта, улучшении радиолокационного покрытия и поддержании этого потенциала;
• Наращивание потенциала правоохранительных органов, включая помощь в совершенствовании правоохранительных органов за счет повышения профессионализма полиции, обучения по вопросам борьбы с коррупцией и работы полиции на уровне местных сообществ;
• Охрана границ/портов и противодействие огнестрельному оружию, включая поддержку в улучшении возможностей по перехвату контрабандных наркотиков, оружия, наличных денег и т.п. в аэропортах и морских портах;
• Реформа сектора юстиции, включая поддержку повышения эффективности прокуратуры и уголовных судов, а также реформирование и укрепление систем правосудия в отношении несовершеннолетних; и
• Предупреждение преступности среди молодежи из групп риска, включая помощь группам населения, которые могут стать жертвами преступлений или которым грозит вербовка в преступные организации.
***
Фактически, посредством реализации указанной инициативы США контролируют деятельность спецслужб и правоохранительных органов Латинской Америки, что является важным ресурсом в конкуренции с Китаем в данном регионе.