Авторский блог Юрий Тавровский 00:00 21 июля 2016

Угроза с моря

Международный трибунал, созданный при посредничестве Постоянной палаты третейского суда в Гааге по иску правительства Филиппин, 12 июля постановил, что КНР "не имеет исторического права" на спорные территории в Южно-Китайском море…

Международный трибунал, созданный при посредничестве Постоянной палаты третейского суда в Гааге по иску правительства Филиппин, 12 июля постановил, что КНР "не имеет исторического права" на спорные территории в Южно-Китайском море…

Этому территориальному спору — уже много веков, поскольку эти места всегда использовались для отдыха моряков. Здесь проходил знаменитый морской Шёлковый путь. Но это глубокая история, когда Китай был мощным государством, чьи корабли господствовали в южных морях Мирового океана. С середины XVIII века наступил период ослабления Китая, который длился до разгрома японцев во Второй мировой и до победы коммунистов в гражданской войне.

Еще в 1948 году, то есть до победы коммунистов в гражданской войне и провозглашения КНР, гоминьдановское правительство провело на карте Южно-Китайского моря так называемую "девятипунктирную линию", которой были обозначены желаемые границы Китая на этом направлении. Но всерьёз о них вспомнили только после 2009 года, когда в Вашингтоне обеспокоились экономическим возвышением Китая и возможностью его "конвертации" в военно-политическую плоскость. Тогда Обамой была провозглашена стратегия сдерживания Пекина под названием "Поворота к Азии", американцы стали перебрасывать свои военные корабли и самолёты в этот район, разжигать территориальные споры с КНР. Одним из традиционных ещё со времён американо-испанской войны 1908 года союзников США в Юго-Восточной Азии являются Филиппины. Это государство в 2013 году подало свою заявку в арбитраж, которая, как все и ожидали, после долгой процедуры рассмотрения была удовлетворена. Де-факто всем участникам спора, а не только Китаю или Филиппинам, что-то да принадлежало: Тайвань контролирует один большой остров, Филиппины — несколько мелких островов, есть острова у Вьетнама, Малайзии. Пока Китай был слаб, эти острова занимали все, кому не лень, даже Кувейт.

Конечно, свою роль играют и запасы углеводородов, и рыбные ресурсы. Но для главных сторон конфликта — а это, безусловно, США и КНР — самым важным является стратегическое значение спорных островов, которые на многие сотни километров удалены от китайского побережья. И если их выстроить "в цепочку", то получится морская "великая стена", которая отделит Китай от цепочки островов, которую контролируют США восточнее: это Маршалловы острова, Марианские и ряд других. То есть китайцы строят выдвинутый рубеж своей стратегической обороны. При этом, конечно, задевая интересы других государств и понимая, что следствием такой политики будут конфликты с ними, в которые неизбежно вмешаются США. Но Пекину жизненно важно защитить своё побережье от "угрозы с моря", где США сосредотачивают две трети своего военного флота и 60% авиации, перенося центр тяжести своей геостратегии в азиатско-тихоокеанский регион, где цель №1 — это Китай, а цель №2 — Россия, наши дальневосточные, сибирские районы. Обама не случайно хотел прекратить и иракскую войну, и противостояние с Ираном — именно для того, чтобы перебросить силы на "линию главного фронта".

Но, конечно, чтобы использовать силу против Китая или даже угрожать возможностью такого использования, было необходимо хоть какое-то правовое и формально "международное" обоснование. Решение гаагского арбитража такое основание американцам дало, и Вашингтон с Пекином по этому поводу уже обменялись весьма жётскими заявлениями. Дело идёт, конечно, не к "большой" китайско-американской войне, но ведь любой "управляемый конфликт", где в качестве "пушечного мяса" будут задействованы Филиппины, Вьетнам или Малайзия, за которыми будут стоять Штаты, может в такую войну перерасти

У США нет ни одного квадратного сантиметра земли в Южно-Китайском море, а, согласно достигнутой в 2002 году между КНР и АСЕАН договорённости, третьи страны вообще не имеют в регионе права голоса, и любые споры должны решаться преимущественно на двусторонней основе. Поэтому привлечение к данной проблеме гаагского арбитража нарушает ранее достигнутые договорённости. Поэтому в Пекине и говорят, что готовы сесть с филиппинцами и вьетнамцами за стол переговоров, как это уже неоднократно происходило. С вьетнамцами, например, договорились о том, что китайские буровые вышки будут передвинуты за пределы спорных вод. С Филиппинами была достигнута предварительная договорённость, что те не будут никуда жаловаться, но потом из Вашигтона поднажали — и Филиппины подали заявку в Гаагу. Причём заявку подавал в 2013 году президент Акино, который недавно потерпел поражение на выборах, новый президент Дутерте говорит: ребята, не шумите, мы с китайцами будем договариваться сами. Но в США отвечают: "Поздно, всё уже оплачено" — и, конечно, могут заставить филиппинцев пойти на шаги, которые, по большому счёту, противоречат их национальным интересам.

1.0x