Сообщество «Экономика» 00:00 13 сентября 2021

Китаец с Крымом против бабла с кольтом

проблема с блокировкой смартфонов Xiaomi вызвана «долларовым вопросом», и её решение стоит поискать в той же плоскости

Проблема с блокировкой смартфонов Xiaomi в странах-изгоях по версии США вызвана «долларовым вопросом», и её решение стоит поискать в той же плоскости.

Популярный в России китайский производитель электроники Xiaomi в последние несколько дней начал удалённо блокировать доступ к своим смартфонам для жителей Ирана, Кубы, Северной Кореи, Сирии, Судана и… Крыма, сообщили 9-10 сентября сразу несколько интернет-площадок.

Под удар попали те устройства, что были куплены в прочих краях, ввезены на указанные территории (где они просто не продаются) и там активированы. Спустя пару дней такой телефон перестаёт работать, а на его экране возникает назидательная надпись о политике Xiaomi, запрещающей «продажу или предоставление» этого продукта под местным солнцем. И рядом — издевательское предложение «связаться напрямую с продавцом для дополнительной информации».

Первыми, ещё 3 сентября, забили тревогу кубинцы. Спустя неделю обсуждений на интернет-форумах новость докатилась и до наших палестин (заметим, докатилась не из Крыма — и была озвучена к немалому удивлению тех крымчан, у которых китайские трубки как работали, так вроде и работают).

И тут уж, как любят писать на Украине, «Сеть ахнула». Народная опаска перед всесильем Большого Брата, следящего за тобой из каждого утюга, подлый удар в спину со стороны братушек-китайцев, да ещё и наш Крым — смесь получилась настолько взрывной, что не полыхнуть не могло.

Комментаторы в соцсетях и пабликах немедленно потребовали выгнать Xiaomi из России к чертям собачьим и отказать китайцам в углеводородах. Иные проклинали бездельников из Сколкова. Прочие поминали недобрым словом жадность официальных дилеров с дистрибьюторами, а с ними и весь капитализм. Спецы щедро делились рецептами перепрошивки обращённого в «кирпич» смартфона. «Да просто не нужно гнаться за дешевизной серых девайсов!» — упрекали их сторонники легальных методов. Злорадство небратьев мирило тех и других — и все дружно костерили на чём свет стоит российские корпорации, невзлюбившие Крым почище китайцев.

Далеко не все обратили, однако, внимание на показательный список угодивших в опалу стран. А ведь он всё расставляет по полочкам.

Нет, это явно не список стран-изгоев по версии КНР: даже держа в памяти непризнание Крыма официальным Пекином, попадание в перечень парий Кубы, Сирии и тем паче КНДР никакими происками китайских коммунистов не объяснишь.

Нелегальные прошивки и серый импорт вне дилерской сети Xiaomi тут тем более ни при чём — иначе этот IT-гигант, раздухарившись, заблочил бы миллионы смартфонов по всему свету, а не только в Гаване или Хартуме.

Всё дело в том, что против Ирана, Кубы, Северной Кореи, Сирии, Судана и Крыма действуют санкции США. Точнее, дискриминационные американские Правила экспортного администрирования (Export Administration Regulations, EAR), находящиеся в ведении Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США. В этих правилах имеется т. н. Общий запрет №6 (всего их десять), гласящий:

«Вы не можете без лицензии или исключения из лицензии, разрешённого в соответствии с частью 746, экспортировать или реэкспортировать любой предмет, подпадающий под действие EAR, в любую из следующих стран:» — и далее в точности следует знакомый нам список изгоев (кроме Судана — с ним чуть сложнее). Включая т. н. «Крымский регион Украины», а также… Россию — её, правда, лишь в нефтегазовой части.

Собственно, ровно те же страны (кроме России, но это, видимо, пока Xiaomi не научилась в нефтегаз) перечислены и в пункте 14.2 условий продаж, вывешенных на сайте производителя.

Но зачем китайской компании столь ревностно ложиться под законодательство супостата? Простейшее объяснение — потому что это бизнес, ничего личного.

Вот примерная цепочка.

В январе этого года Пентагон внёс Xiaomi в чёрный список фирм, якобы связанных с Народно-освободительной армией Китая. Для компании, а также для её ключевых инвесторов, в том числе таких чудесных американских брендов, как BlackRock Inc., State Street Corp и Vanguard Group Inc., это было как серпом по молоту.

Xiaomi мигом опротестовала это решение в окружном суде США по округу Колумбия — и уже в марте суд встал на её сторону, заявив, что эти симпатичные китайские парни — вовсе не «коммунистическая военная компания». Торгующиеся в Гонконге акции Xiaomi в тот же момент взлетели на 12%, а капитализация по итогам дня выросла на 5 млрд долларов. Уже в мае запрет со стороны Пентагона был снят.

На этом месте можно было бы порассуждать, чего в этой цепочке больше: китайской жажды многомиллиардных инвестиций, американской тоски по столь же великим прибылям, совместной мечты о выходе на рынок США, а может быть — калифорнийского ультиматума от Google или Qualcomm?

Так или иначе, Xiaomi была поставлена перед дилеммой: или она подпишется под списком изгоев от Дяди Сэма, или пропишется в нём сама. И поскольку, как было метко замечено американским судьёй, Xiaomi живёт не по моральному кодексу строителя коммунизма, её выбор был предрешён с самого начала.

Из этой поучительной истории Россия наверняка вынесет — далеко не в первый раз — как минимум три наблюдения.

Первое: развитие техники дошло до уровня, когда отрубить её удалённо в любой точке Земли — дело одного клика. Это касается не только смартфонов или телевизоров, но и станков с двигателями. Прошивки и хитрые схемы продаж могут помочь, но далеко не всем — и лишь до известного предела.

Второе: в ситуации, когда спорят добро и бабло, рассчитывать на чей-то альтруизм не приходится. Особенно когда у бабла есть кольт. До тех пор пока вызов американскому закону со стороны корпораций хоть из Германии, хоть из Китая грозит им санкциями, убытками и отставанием в технологиях, они будут ползать перед Штатами на брюхе. Исключения, вроде "Северного потока-2", возможны, но точно не универсальны.

И третье: Россия — тоже ведь в том же списке. Да, пока лишь по нефтегазу, но Минторговли США мало что мешает расширить антироссийские санкции и на телеком. Поэтому заявление Роспотребнадзора об отсутствии жалоб из Крыма на беспредел китайцев успокоит немногих: Москва, положим, могла тут как-то договориться с Пекином, но со всеми и обо всём не договоришься.

Так что же, хвала импортозамещению, от телефонов до турбин? Не только. Быть может, дальновиднее, окончательнее, да и дешевле было бы сделать так, на пару с тем же Пекином, чтобы санкционный меч Соединённых Штатов, наводящий страх даже на китайского капиталиста, раз и навсегда был выбит из их рук. И если вся эта история — вопрос денег, то и решение проблемы могло бы лежать в финансовой — антидолларовой — плоскости.

Илл. Павел Кучинский

1.0x