10 декабря министр иностранных дел РФ Сергей Лавров посетил с рабочим визитом США, где состоялись его встречи с госсекретарём Майком Помпео и президентом Дональдом Трампом.
Поскольку глава отечественного дипломатического ведомства отправился в Вашингтон прямиком из Парижа, даже не дожидаясь завершения саммита "нормандской четвёрки", в работе которого он принимал участие, это событие вызвало широкий отклик во всём мире — особенно с учётом нынешнего характера российско-американских отношений, запущенной противниками Трампа процедуры импичмента 45-го президента США и роли в ней "украинского фактора". Недостатка в гипотезах по этому поводу не было. Отмечалось лишь, что ранее Белый дом стремился до минимума свести открытые контакты с Кремлём, и в этом случае манифестация лавровского визита выглядела настоящим политическим вызовом со стороны Трампа своим оппонентам: мол, ваше мнение меня больше не интересует, а угрозы и обвинения — не пугают.
Лавров и Трамп говорили при закрытых дверях около часа, что вызвало дикий вой со стороны американских массмедиа и политиков-демократов, которые в это же время утверждали новый пакет санкций против "путинского режима". В чём же заключался смысл такого "кинжального" визита Лаврова — при том, что русофобская пропагандистская компания продолжается в США с неутихающей силой, а "президентская гонка" 2020 года фактически уже началась?
Официально заявленные темы состоявшихся в Вашингтоне переговоров: региональные конфликты, включая украинский, проблемы двусторонних отношений (санкции, ограничение гонки вооружений) и т.д., — всем обстоятельствам данного визита явно не соответствовали. Лавров явно привёз из Парижа в Вашингтон что-то срочное для Трампа. Но что?
До этого произошли три знаменательных события. Во-первых, политический "куратор" и личный адвокат Трампа Рудольф Джулиани 3-6 декабря побывал в Будапеште и Киеве, откуда выдал сигнал о масштабной коррупции Джозефа Байдена, Петра Порошенко и Ко: мол, эти голубчики разворовали совместными усилиями американскую помощь, то есть деньги налогоплательщиков, на 5,3 млрд. долларов. Во-вторых, демократы в Конгрессе определились с обвинениями против 45-го президента США в процессе импичмента. В-третьих, МВФ, которым теперь рулит не Кристина Лагард, а Кристалина Георгиева, внезапно решил выдать Украине (читай — Зеленскому) 5,5 млрд. долл. в течение ближайших трёх лет, 2020-2022 гг. А на следующий день было заявлено о возбуждении против того же Порошенко дела о госизмене…
Всё это даёт повод для различных конспирологических гипотез о том, что от Зеленского Трампу через Лаврова мог пройти "слив" компромата на Байдена, который теперь припишут усилиям Джулиани, а "проплатят" благодаря "крыше" от МВФ, транши которого служат "зелёным светом" и для других финансовых структур. А участие России в этой схеме определяется её ролью гаранта достигнутых договорённостей.
Разумеется, всё это — не более чем домыслы. Но в Кремле чётко уловили, что начало избирательной кампании заставляет Трампа предъявить своему электорату что-то новое и позитивное — прежде всего, в отношениях с Китаем и Россией. Тем более, что Трамп на юбилейной сессии НАТО, фактически разругался с ведущими европейскими союзниками и даже не участвовал в подписании итогового документа этого мероприятия. Отсюда — прогресс на торговых переговорах с Пекином, и отсюда же — встреча с Лавровым.
Хотя официальные заявления по итогам этой встречи были достаточно сдержанными, с полной уверенностью можно предположить, что именно в её ходе обсуждалась целая серия возможных инициатив в американо-российских отношениях. Это, безусловно, диалог по ограничению гонки вооружений и продлению договора СНВ-3, расширение двусторонних контактов и, как пик, приезд Трампа в Россию на празднование 75-летия Победы. Последнее, конечно, выглядит сегодня чем-то из области ненаучной фантастики, но факт остаётся фактом: по всем социометрическим данным Трамп уверенно обходит всех своих потенциальных противников от Демократической партии, а после его победы на президентских выборах 2020 года может начаться реальная чистка "глубинного государства", тесно связанного не только с Демократической партией, но и со значительной частью республиканцев.
Но любые тактические подвижки не изменят стратегический курс американских элит по отношению к России, независимо от того, кто будет занимать Овальный кабинет Белого дома. Ставка на ослабление и расчленение нашей страны остаётся главной и неизменной стратегической целью США, поскольку только Россия имеет с ними военно-стратегический паритет и ограничивает возможности "проекции американской силы" по всей планете. То же самое — только в финансово-экономическом отношении — касается и коммунистического Китая. Отсюда — растущее желание Вашингтона отказаться от "войны на два фронта" и добиться раскола российско-китайского стратегического союза, а ещё лучше — конфликта между Москвой и Пекином. И этот интерес также был спрятан за ширмой американских мотивировок встречи с Лавровым.