Российский фильм "Дылда" режиссёра Кантемира Балагова получил главный приз XXV Женевского международного кинофестиваля. В самой России эта лента прошла совершенно незамеченной, полностью провалившись в прокате. Причина проста: этот фильм — очередная низкопробная "чернуха" про "жизнь в СССР", которых с начала "перестройки", когда либеральная свобода ворвалась в позднесоветский кинематограф, были сняты сотни! Отечественный зритель уже настолько устал от этого киногуано, что просто игнорирует результаты очередных творческих потуг.
Сюжет "Дылды" — мрачная история двух вернувшихся с Отечественной войны солдаток, одна из которых — тяжело контуженная санитарка, а вторая — её фронтовая подруга, приехавшая к ней в поисках своего женского счастья. Лента просто переполнена грязью, убогостью, тоталитаризмом и беспросветной драмой героев. Этакий ад "мейд ин Раша". Отвратительная, насквозь лживая дешёвка "мальчика из Нальчика" Балагова, подвизающегося на ниве киночернухи уже не первый год.
История лауреата любопытна: благодаря папе-бизнесмену юноша был резко замечен режиссёром Алексеем Сокуровым, окормлявшим творческую мастерскую в Кабардино-Балкарском университете. Кантемир был им сразу зачислен на третий курс и дальше рос под мышкой известного японолюба и курилопродавца. Первый балаговский опус "Теснота", о трудной судьбе горских евреев на российском Северном Кавказе, "не выстрелил", хотя его отправляли на все кинофестивали. Причина проста — фильм был убог, как стихотворение третьеклассницы! И вот, спустя два года, под руководством "мэтра" Сокурова, "мальчик из Нальчика" состряпал новую чернуху. И на этот раз — попал в цель! Фильм собрал кучу премий. Оно и понятно — ведь Россия в нём показана как некий мрачный ледяной ад, набитый уродами, проходимцами, "сцуками-коммунистами", страдающими секс‑меньшинствами и циничными мажорами, ведущими образ жизни помоечных крыс. Просто — "в десятку"! То, что нужно западной медиа-машине.
При этом фильм практически является калькой советской киноклассики — "Военно-полевого романа" Петра Тодоровского. Только с одной поправкой — как если бы сюжет "Ромео и Джульетты" пересказывал в тюремной камере своим озабоченным корешам какой-нибудь вор Промокашка. Даже герои — те же. Только вместо гениальной Андрейченко — сразу две унылые "тёлки", типа, фронтовички, с одним ребёнком на двоих, которого они прямо в начале фильма для пущего "драматизьма" удавят. Вместо гениального Бурляева — невнятный интеллигент с лицом "под Путина" в маминой кофточке. Вместо гениального "исполкомовца" Проскурина — советский номенклатурщик с лицом юного Брежнева. И, конечно, обилие грязи, людей-теней, мрачных пейзажей, ходульных сюжетных поворотов и откровенно животной физиологии.
Героини Балагова спариваются с особями мужского пола примерно как тараканы или богомолы — без эмоций, потрескивая хитиновыми панцирями и щёлкая жвалами. Одна только сцена снята с любовью и страстью — помывка в женской бане. Тут уж горячий кавказский юноша Балагов дал волю своим детским фантазиям, до отказа набив место съёмки (естественно, некие грязные, сочащиеся водой руины!) голыми статистками всех форм и возрастов. Лобки, ягодицы, груди — просто праздник юного повелителя камеры! И, вуаля! "Дылда"!
После просмотра осталось только одно ощущение — стыда за то, что заставил себя просмотреть всё это от начала и до конца. Очевидно, всё это киногуано снимается теперь исключительно на потребу Западу.
Собственно, об этом я уже писал — за последние годы в среде российской режиссёрской хипстерни появилась мода снимать "кино на вынос". Это когда изначально планируется, что отечественный зритель его не примет и смотреть не будет, а потому фильм однозначно с треском провалится в прокате. Зато его можно смело двигать на Запад под всякие премии, потому как он снят с учётом всех тамошних штампов и клише о России.
До Балагова по той же самой дороге пошёл небесталанный Андрей Звягинцев, снявший своего "Левиафана" исключительно с прицелом на западного зрителя и западное признание. И не ошибся! Фильму сходу присудили "Золотой глобус" — одну из самых престижных мировых наград. "Левиафан" — точно такая же киночернуха, как и "Дылда", но уже на современном сюжете — социальная драма с шаблонным набором персонажей: "ручной" начальник ГУВД, оторва прокурорша, коррумпированная судья, друг-предатель. Нового в ней — разве что плевки в Церковь. Местный епископ и местные батюшки внешне вроде бы никак не участвуют в этой драме, но при этом именно Церковь оказывается тем мрачным молохом, которому приносится в жертву жизнь и благополучие Николая и его домочадцев, и который молча пожирает эти жертвы.
При этом любопытны западные комментарии к этой награде. Британская Evening Standard: "Нам вбивают в голову мысль о неизбывности коррупции и религиозного лицемерия в России… Главная мысль состоит в том, что в России так было всегда. И если путинская Россия не хуже всего того, что ей предшествовало, если страдания — всего лишь неотъемлемая часть панорамы российской жизни, то почему нас должна так волновать судьба Коли и его семьи? … Путин может спать спокойно: у этого зверя зубов нет".
Звягинцев представил на суд западных кинокритиков картину, которая почти идеально соответствовала вековым представлениям западного обывателя о России. Именно такой: "страной рабов, страной господ и непрерывно льющейся водки", — все последние двести лет себе и представляют Россию на Западе. И в этом смысле для англичанина или датчанина, американца или немца, обветшалая императорская романовская Россiя ничем не отличается от гулаговского сталинского СССР, запойной ельцинской "Раши" и нынешней "чекистско-путинской" России. Всё это суть одно: "Царь — вельможи — холопы — казаки и внизу безмолвная, бессловесная масса — рабы!" Голосуя за "Левиафана" и "Дылду", члены западных жюри голосовали за тот образ России, к которому они привыкли, с которым им комфортно и привычно соседствовать.
Остаётся только узнать, насколько в создании этой киночернухи поучаствовало российское государство в лице Фонда кино? И сколько ещё за деньги налогоплательщиков будет сниматься антироссийских, антирусских фильмов в рубрике "гуано на вынос"?
-
Николай-574
25 ноября 2019 в 09:05Перепёлкин-184
Не смотрел...
Если это всё так - крайне грустно...
-
Владимир
25 ноября 2019 в 09:34Васильев
"сколько ещё за деньги налогоплательщиков будет сниматься антироссийских, антирусских фильмов в рубрике "гуано на вынос"?"
Пока есть заказчики и власть русофобская, так и будут снимать.
-
Кирилл
25 ноября 2019 в 10:17Пахомов
К западным деньгам можно приобщиться через хорошее, умное, высокое кино, или через примитивное извращённое самообгаживание, которое зато быстрее вызывает эмоции. Конечно второе проще, тут и ума не надо, алгоритмы отработаны. Запад ведь тоже разный. И там тоже ценят талант и художественные шедевры. И ждут их. И от русского кино тоже. Но официальная российская культурная идеология капиталистического, либерского как бы реализма не поддерживает, а наоборот препятствует творчеству серьёзных режиссёров и сценаристов, способных исследовать высшую эстетику правды. Которой их обучали раньше, в Союзе. Та коммунистическая идеология рождала гораздо больше талантов и шедевров, чем нынешняя туповатая идеология борьбы со всем советским. Дракон номенклатуры и казёнщины жив и более силён, питаясь ещё и жадностью наживы. Но вся их культура ума, философии, эстетики и политики, судящая по наружности, а не судом праведным - бессильна перед действительной истиной правды и красоты, коя и есть подлинная основа мира и человека. И конечно прорвутся сквозь их плен глупости и либерского примитива настоящие художники и режиссёры.
-
Сергей
25 ноября 2019 в 17:16Ковальчук
Кирилл, поддерживаю вашу точку зрения.
-
Александр
25 ноября 2019 в 10:32Супалов
В перестройку страну этим тошнило, рвало и несло по кочкам. Помните всякие многозначительные фразочки о дороге к храму?
Теперь выбаливают последние прыщи.
Самоочищение в действии.
Больно. Обидно. Стыдно.
Но надо, Федя... Надо!
-
Сергей
25 ноября 2019 в 10:55Ужакин
Добротная рецензия, самое главное без компромиссная и крайне нужная. Мы должны понимать, что в настоящее время не можем повлиять на антисоветчину творческой интеллигенции, они снимали и будут снимать, а вот показывать обществу, что такое кино полное дерьмо, в наших силах.
Безусловно, что Запад заинтересован в такого рода продукции, взять хотя бы фильм Германа младшего "Бумажный солдат". Фильм обласкан на западе по самое небалуйся. Но фильм откровенное дерьмо. И вот эта "Дылда" сделана по тем же рецептам.
А вот сцена в бане, это как проверка на вшивость. Судя по всему этот джигит, свою страсть к русским женщинам, когда подглядывал в шелку, перенес на экран. Прав автор.
Но вот беда, мы говорим об антисоветчине как об общем свойстве современной интеллигенции, но стоит ли далеко ходить за примерами. Взять хотя бы наш Форум, где под крылом редакторского корпуса точно также, просто один в один-в-один махровым цветом цветет вольготно себя чувствует антисоветчина. Если главный герой советский прокурор, то обязательно сука конченная, если герой идет в магазин, то кроме серого хлеба в нем ничего нет. То, чем говорил Ленин в отношении творческой интеллигенции, сегодня, с приходом нео-капитализма мы увидели в действительности.
Может быть главред опять скажет - Пусть зацветут сто цветов... Но тогда где эта граница между добром и злом.
-
Джон
25 ноября 2019 в 17:58Джордж
А вот и их мастерская https://kbsu.ru/media/uchebnyj-teatr-tvorcheskoj-masterskoj-a-n-sokurova-kbgu/