Сообщество «Информационная война» 17:02 18 января 2022

Кино «для своих»

Куда уходят деньги из Минкульта?

Вопрос о преступной халатности в Министерстве культуры России поднимается мною уже несколько лет (создана и опубликована в Сети трилогия фильмов-расследований "Убийцы детского кино"). На руках горы писем и отписок на них от официальных структур. Я пишу о содержании выходящих при господдержке картин, мне в ответ присылают сведения о количестве фильмов, которым выделены деньги, а информация о том, что Минкультуры не занимается выработкой государственной политики в сфере культуры, искусства и кинематографии, просто игнорируется. Я пишу о предполагаемых коррупционных схемах в Минкультуры и прошу организовать проверку — сотрудники правоохранительных органов либо игнорируют эту информацию, либо цитируют мне отписку того самого Министерства культуры.

А что на самом деле происходит в культуре, министр которой любит читать «комедии Пушкина»? По собственному признанию Ольги Любимовой, она «совсем некультурный человек», позволяющий себе ругаться матом, носить вещи с нецензурными словами и включать в "Перечень проводимых на территории Российской Федерации международных кинофестивалей" ЛГБТ-фестивали. В своём живом журнале она писала, что не любит театр, плохо знает кинематограф… И действительно, в театры на руководящие должности приходят люди, далёкие от театра. Кино снимают на государственные деньги друзья, знакомые и члены ручных экспертных советов при Минкультуры. В общем, кино для своих.

В эфире программы "101 вопрос взрослому" на Первом канале Ольга Любимова сказала: «…невозможно снять дорогой фильм без денег… и чтобы распределить эти средства, нужно Министерство культуры». Так вот для чего нужно министерство! Распределять бюджетные деньги. Давайте посмотрим, как это происходит. Раз в год собирается экспертный совет, который читает сценарии (или делает вид, что читает), затем члены этого совета смотрят и слушают презентации проектов (это называется питчингом) и затем голосуют за лучших. Или за своих. Тут уж кому что совесть подскажет.

Члены экспертного совета ни в Министерстве культуры, ни в "Фонде кино" денег за свою работу не получают, а нагрузка у них очень большая. Вот простая статистика: в 2020 году на втором этапе конкурсного отбора экспертным советом по игровому кино для детей были рассмотрены 45 творческих проектов. Это значит, что было 45 сценариев, синопсисов и режиссерских экспликаций. В среднем чтение одного комплекта документов занимает 2,5–3 часа. То есть 100, а то и более часов каждый эксперт должен подарить Министерству культуры. Если предположить, что каждый день тратится пять часов на чтение, то это займёт 20 дней.

А если учесть, что некоторые эксперты одновременно участвуют в двух-трёх советах, то когда же этим почтенным людям зарабатывать на хлеб насущный? Есть только один способ — лоббировать получение денег на свои проекты или на проекты своих друзей.

Нормальна ли такая ситуация, когда членом экспертного совета является Александр Рязанцев, генеральный директор кинокомпании "Каро", а ООО "Каро Продакшн" получает деньги на проект "Календарь Ма(й)Я"? Ещё один член экспертного совета 2020 года — Юлиана Слащёва, генеральный директор студии Горького. По итогу питчинга студия Горького получает деньги на два проекта: "Кукольник" и "Дядя из Чикаго".

Защиты проектов в Министерстве культуры похожи на вечеринки для своих. Не только Александр Рязанцев и Юлиана Слащёва, но и другие члены экспертного совета поочерёдно выходят на сцену вместе с другими участниками и представляют свои проекты. А потом мы видим результат: не менее 60% поддержанных Минкультуры проектов аффилированы с карманным экспертным советом!

О каких нравственных ценностях может идти речь в этих фильмах, если все нормы этики были поруганы ещё на этапе этого «честного» распределения государственной поддержки?

В экспертный совет при Министерстве культуры не должны входить люди, заинтересованные в распределении денег для своих компаний. Это должны быть независимые эксперты, члены общественного совета при Минкульте. Такой экспертный совет должен не только заниматься выделением денег, но и контролем за тем, как они расходуются. Много раз я предлагал показывать все фильмы, созданные при финансовой поддержке Минкульта, в самом Министерстве культуры. Чтобы все члены экспертного совета, а также другие привлечённые эксперты и представители СМИ, видели, что́ снимается за бюджетные деньги. И тогда нельзя будет по-тихому получить прокатку и положить фильм на полку. Надо уметь держать ответ за расходование государственных денег, денег налогоплательщиков.

Отмечу ещё одну интересную особенность в производстве фильмов в России: чем хуже кино, чем больше изъяли у государства денег, тем меньше информации о картине в СМИ. Зачем писать о том, что однозначно ляжет на полку и никому не будет показано?

Есть такая компания "Рифей". Это очень выдающаяся компания по приёму государственных денег. Продюсер Арсен Акопян, сценарист и режиссёр Сергей Русаков за последние два года получили от Минкульта деньги на 11 картин! Один из проектов — детский фильм "Ледяная история". Деньги выделены в 2019 году, 50 млн рублей. Автор сценария Надежда Платонова. Режиссёром был заявлен Сергей Виноградов, но как только деньги были получены, Виноградова подвинули, и картину снял Сергей Русаков. Надежда Платонова написала несогласие с переделкой сценария без её ведома. 2 декабря 2021 года состоялась премьера фильма, а с 30 декабря фильм в прокате. За первые две недели нового года фильм посмотрели… 1200 человек. Сам фильм похож на импровизированный утренник для детского сада, в котором использовали непрофессиональных актёров и костюмы из ближайшего Дома культуры.

В 2020 году ООО "Салюс Медиа" получило деньги на производство детского фильма "Поезд идёт на восток". Учредитель компании — Дмитрий Семёнов, он же продюсер компании "Рифей". Естественно, сценарий Сергея Русакова, он же креативный продюсер. Возможно, он же будет и снимать.

Но лучшим продюсером всех времён по освоению денег Минкульта является Елена Борисова. В период с 2010 по 2016 год она получила более полумиллиарда рублей от Минкультуры на 18 фильмов, из которых 14 игровых полнометражных и 4 документальных. Ни один из этих фильмов не был в прокате. Думаете, Министерство культуры, Прокуратура, Счётная палата или ещё кто-либо обратил внимание на эти факты? Нет. В период с 2018 по 2020 год продюсер Борисова наращивает темп и получает деньги на очередные фильмы. Приближается к миллиарду! Как же она это делает? Представляет интересы какой-либо известной крупной кинокомпании? Опять не угадали! Государственные деньги столь феноменально удачливый продюсер регулярно получает от имени пятнадцати малоизвестных или вообще неизвестных компаний! В некоторых она учредитель, а в остальных, может быть, серый кардинал? Создают и заправляют компаниями разные лица, но договаривается с творцами непосредственно сама Борисова. Вот эти компании, запомните их: НП "Кинокомпания "Новый Век", ООО "Кинокомпания Леда", ООО "Ленкино", ООО "Новый век ПРО", ООО "ЛВ Фильм", ООО "Леда-фильм", ООО "Кинокомпания Отражение", ООО "Кинокомпания "Этерна-фильм", ООО "Кинокомпания "Вега", ООО "Сильверон", ООО "Ингрант", ООО "Инпринт-фильм", ООО "Кристалл", ООО "Спектрум", ООО "Фильм Фьюжн ПРО".

В 2018 году курируемые Борисовой компании получили господдержку на пять проектов: "Райцентр" — ООО Кинокомпания "Сильверон" (авторское кино), "Иван-врач" — ООО Кинокомпания "Сильверон" (дебютное кино), "Бармалей" — ООО "Кристалл" (детское кино), "Мой личный космос" — ООО "Ингрант" (дебютное кино), "Самбо — готов к обороне!" — ООО "Инпринт-фильм" (документальное кино).

В 2019 году получают субсидии из бюджета следующие компании: на фильм "Подарок феи" — ООО "Кинокомпания Вега" (детское кино), на фильм "Грех" — ООО "Кинокомпания "Вега" (авторское кино), на фильм "Бросок" — ООО "Спектрум" (детское кино), на фильм "Там, где ты нужен" — ООО "Новый век ПРО" (дебютное кино), на фильм "Епископ Августин — верующий с детства" — ООО "Ленкино" (документальное кино). Не «ручные» ли это компании Борисовой?

В 2020 году в открытых источниках обнаружились только две фирмы, к которым причастна Елена Борисова и которые получили деньги Министерства культуры: "Ищу вчерашний день" — ООО Киностудия "Сильверон" (детское кино), "Храм" — ООО "Фильм Фьюжн ПРО" (авторское кино). Возможно, их больше. Надеюсь, Прокуратура, Следственный комитет и ФСБ заинтересуются той настойчивостью, с какой Департамент кинематографии Министерства культуры продолжает несколько раз в год выделять деньги Борисовой в ущерб другим проектам.

Некоторые фирмы создаются Борисовой прямо для конкурса. Например, "Фильм Фьюжн ПРО" создана в июне 2020, накануне конкурса. И сразу получает деньги! Абсолютно нулевая фирма! Точно так же для конкурса 2019 года создавалась компания "Вега", которая зарегистрирована в апреле 2019-го.

Не за эти ли «творческие достижения» Борисова стала лауреатом премии Cinema Fashion — Всероссийской премии моды и кино? Короче, признана лучшим продюсером года.

Уже более десяти лет Министерство культуры позволяет Борисовой воплощать в жизнь принцип: главное — деньги! Деньги для самой Борисовой? А на всём остальном экономить? В первую очередь на людях? Даже на инвалидах? Сценарий фильма "Грех" написала Наргиз Нуреева, в его основе — биографическая история сценаристки, полная драмы, боли и переживаний. В "Литературной газете" было опубликовано открытое письмо Нуреевой, в котором она рассказывает, что Борисова не только не заплатила ей за сценарий, но и исказила сюжет, нарушив пункт договора о привлечении автора к доработке сценария.

Минкультуры раздаёт деньги компаниям и людям, которые снимают кино откровенно низкого качества. И никто, ни один человек в Минкультуры не поинтересовался тем, для кого они снимают и кто это видит? Если предположить, что в министерстве культуры процветает коррупция, то какая доля ответственности лежит на главе ведомства? Видимо, министр культуры не в полной мере осознаёт, что существующая система не только убивает российское кино, но и является реальной угрозой национальной безопасности России, работает против будущего нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. А удивительное безразличие к происходящему в Минкультуры может означать только одно — кому-то выгодно не проводить ревизии сложившегося порядка вещей.

1.0x