1
Уроженец хвастливых краёв иронизирует над национальным характером, иногда резко, иногда плавно; Жозе Мария Эса де Кейрош, творя «Реликвию», и играл, и использовал образы национально космоса всерьёз, но часто получалось смешно.
Страшно?
Путаны тропы богословия всех времён, и автор, ходивший ими, не слишком советует другим вступать на оные.
Важна ли философия?
Помилуйте, где вы видели её объекты в жизни?
В жизни – дела, деньги, страсти, ошибки, церковь, гордящаяся собой, власть… а философия повисает в воздухе абстракций.
Кейрош любил жизни: из его описаний явствует это: столь сочно и смачно показывалась она – с пейзажами и городскими видами, наслоением характеров и лавками, где покупаются товары, со множеством многого – пёстрыми ворохами жизни.
Он изучал юриспруденцию: сухие рогульки параграфов не слишком радовали душу, он писал одновременно, в местной газете печатал роман с продолжением.
Падре Амару готовился совершить преступление.
Эса де Кейрош живёт в Гаване, верша дипломатические миссии.
Золя ставил де Кейроша выше Флобера, образцами которого тот явно пользовался, завоевав всеевропейское признание, плотно выстроив главные свои романы.
«Преступление падре Амару».
«Кузен Базилио».
Критика социальности современности – и то, как используется художественный инструментарий, говорит о блеске писательских возможностей.
…как можно совместить евангельскую тему с пикареской?
Не объяснить, но можно ознакомиться с результатом, соприкоснувшись с «Реликвией», которую наверняка знал Булгаков, давая свой образ Христа.
У де Кейроша свой: своеобразно увиденной, как не увидят персонажи «Преступления…», например.
…он любил Лиссабон, его старинные особняки и дворцы – периода португальского расцвета, он любил великий, старый город, большую часть жизни проведя во Франции и Англии…
Тропами Португалии ходили его персонажи – грустные и страстные, темпераментные и подверженные депрессии, разные, исполненные с блеском, лучи которого не тускнеют.
2
Журналистика и дипломатия смешались в сосуде личности де Кейроша: много путешествовавшего, публиковавшего произведения с продолжением в газетах.
Юриспруденция – надёжный корень жизни: в отличие от литературы, право писатель изучал в Коимбрском университете.
В Египте присутствовал при открытие Суэцкого канала, был португальским консулом в Гаване.
Англия, Франция, ранняя смерть от туберкулёза.
Современность – в современном ему аспекте – не принимая, Кейрош критиковал её, используя язык сатиры, как наиболее действенный вариант исправления яви.
Которую не исправить.
Слои общества анатомируются, в каждом находится то, что следовало бы изъять, пользуясь метафизическим скальпелем.
А вот… «Реликвия», где автор, захлёбываясь весельем, иронизирует над собой, над собственным национальным характером, над незамысловатой пиренейской верой, как именует католичество…
Традиции, темперамент – куда деваться?
Иронизирует, явно любя, а повествование в книге «Знатный род Рамирес» развернёт плавно, нескончаем будет летний день.
Много людей, характеры блещут, иные стёрлись, тускло отливают, быт…
Он всегда прописан сочно, осыпается штукатурка со стен старых, аристократических особняков.
Не осыпается она с художественных построений Эсы де Кейроша, великого португальца…






