Авторский блог Юрий Сошин 19:19 7 марта 2015

Кавказский Майдан

«Естественный» рост социального напряжения на русском Кавказе будет неизбежно дополнен, - и уже дополняется, - целенаправленной провокативно-подрывной работой. С планировкой и проработкой сценариев, подбором и практическим внедрением технологий. В частности по искусственному стимулированию «русского протеста». «Горючего материала» и «социальной взрывчатки» уже более чем достаточно.

На фоне громкого убийства Немцова и сводок украинской войны все стали как-то забывать про Кавказ. Но «горячий регион» не перестал быть таким.

Боец спецназа внутренних войск Дмитрий Сидоренко был убит в ночь с 20 на 21 января в городе Минеральные Воды, где отдыхал с друзьями в кафе «Опера». Сидевшим за соседним столиком кавказцам сначала не понравился висевший на шее Сидоренко славянский амулет-оберег, потом возникли претензии к российской армии по поводу недавнего убийства армянской семьи в Гюмри. Разговор на повышенных тонах переместился на улицу, началась драка. Победить русских у гордых джигитов никак не получалось. Вызвали подмогу. На нескольких машинах прибыло подкрепление, солдату заломили руки и уже лишенного возможности защищаться убили несколькими ударами ножа. В качестве главного подозреваемого в убийстве впоследствии был назван некий Михаил Григорян, соучастниками Александр Манучарян и Александр Мартиросян.

Ровно, - день в день, - четыре месяца ранее 20 сентября 2014 года, - произошло другое знаковое убийство. После ссоры двух компаний в кафе «Евгения» произошла драка. Романа Савченко получившего удар по голове бутылкой, отвезли в больницу. Но вскоре в медучреждение, куда привезли пострадавшего, неспешно вошли несколько десятков человек и в приемном покое, прямо под телекамерами, насмерть забили друга Савченко Анатолия Ларионова. В организации убийства был обвинен Андраник Цаканян.

Люди, живущие в Минеральных Водах, весьма активно отреагировали на оба инцидента. В сентябре протестуя против «больничного убийство» на митинг вышло до пятисот человек. Тогда краевая власть пошла на активный контакт с общественностью. Высшие полицейские чины и сам губернатор Владимир Владимиров встречались с людьми, обещали провести честное и беспристрастное расследование гибели Ларионова. Многие разного уровня начальники, - в частности, сидевший в кафе «Евгения» за одним столом с убийцами замглавы города Железноводска Бонадренко, - должностей лишились. Как грозно заявил на встрече с общественностью губернатор Ставропольского Края: «Кто с убийцами за столом сидит, не должен во власти работать!»

Но прошло четыре месяца, и убийство спецназовца вывело на улицы порядка трехсот людей. Одним митингом тут дело уже не ограничилось. Протестующие в знак протеста перекрыли федеральную автотрассу «Кавказ». С 1995 года, - когда терские казаки протестовали против геноцида русских в Чечне, - провинциальные Минводы, да и весь Северный Кавказ, не видели такой формы протеста.

Вновь митингующие требовали выхода к ним представителей власти и объяснения ситуации разгула криминального беспредела. Вопросов к руководству у минералводчан тогда накопилось много. Почему среди виновников знаковых преступлений большинство составляют люди с характерными этническими фамилиями? Почему преступники вели себя сверхнагло и были уверены в собственной безнаказанности?

Среди накопившихся вопросов часто задавался такой: «Почему после шумных и громких отставок, многие уволенные чиновники затем «по-тихому» вернулись в свои кресла? В частности, сидевший в кафе вместе с убийцами Николай Бондаренко?».

Но в январе «диалога власти и народа» так и не получилось Из значимых представителей власти к митингующим никто так и не вышел.

А спустя некоторое время многих участников митинга власти стали преследовать правовом порядке. Некоторым митинговавшим дали по 10 суток административного ареста, некоторые, в основном пенсионеры, получили серьезные денежные штрафы.

Однако нельзя сказать, что ставропольская краевая власть совсем публично не отреагировала на январские события. Уже утром 21 января губернатор Ставрополья Владимир Владимиров заявил: «Я прошу следственные органы сделать все, чтобы весь круг замешанных в пьяной драке на бытовой почве стал известен, и никто не избежал наказания».

Следователи тогда и уголовное дело завести не успели, а глава Ставрополья всего через несколько часов после убийства солдата выносит вердикт: «пьяная драка на бытовой почве».

«Причина конфликта - чрезмерное злоупотребление спиртными напитками. Все участники конфликта задержаны», - через пару дней заявил на пресс-конференции начальник ГУ МВД Ставрополья Александр Олдак.

Потом ставропольским руководством было проведено заседание «Краевого совета по вопросам межэтнических отношений». «Региональные лидеры духовных конфессий, руководители национально-культурных автономий, общественных организаций, представители правоохранительных органов, научной деятельности» красиво рассказывали, в стиле академика Тишкова, о «единой российской нации», о том что «на Северном Кавказе межнациональных конфликтов нет» и «…что все конфликты на Ставрополье носят исключительно бытовой характер».

Сам же губернатор Владимиров по поводу «конфликтов бытового характера, заявил: «К сожалению, из этого многие пытаются что-то выковырнуть, проявить нечеловеческую сущность, попытаться внести раздор во взаимоотношения ставропольцев».

Но сколько бы ни пытались ставропольские краевые власти свести очередную трагедию к «пьяной бытовухе», сколько бы они не призывали «не проводить параллели» между сентябрьским и январским убийствами, - вряд ли такие объяснения удовлетворят «проявляющее нечеловеческую сущность» обозленное население Ставрополья. Авторитетный кавказовед, секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба Яна Амелина строгим научным слогом характеризует ситуацию так: «В ставропольском обществе сильно мнение о «этнической ангажированности» правоохранительных органов и негативном влиянии диаспор и этнических общин на процесс расследования тех или иных правонарушений и преступлений».

То что ситуация в районе городов Кавминвод и в целом на Ставрополье взрывоопасная - не новость. Характерные убийства в Минеральных Водах, в принципе, никого не удивили. Никого не удивил «универсальный набор стандартных объяснений»: «единичные случаи», «во всем виновата водка», «дело рук провокаторов», «происки врагов России».

Простого человека по большому счету не интересуют слова. Ему нужна защищенность себя и своей семьи, возможность жить в своем городе без страха с ощущением что «право» и «закон» все-таки не пустые слова. Если же этого нет – люди будут идти на митинги.

Сколько бы потом их не сажали «на сутки», сколько бы не штрафовали, - они не перестанут считать, что такие факты как демонстративное возвращение Бондаренко на должность - это плевок в лицо обществу. Фактическое признание того, что сидевшие с ним за одним столом находившийся в федеральном розыске убийца Ларионова или криминальный «смотрящий» Минвод «Акопчик» - это часть управленческой системы Ставропольского края.

Впрочем универсальный тезис о «провокаторах» и «происках внешних врагов» тоже не лишен оснований. Дестабилизация Кавказа - составная часть глобальной стратегии разрушения России. Ее разработчики не скрывают желания провести, помимо Центра и региональные «цветные революции», в чем им власти на местах порой помогают.

«Естественный» рост социального напряжения на русском Кавказе будет неизбежно дополнен, - и уже дополняется, - целенаправленной провокативно-подрывной работой. С планировкой и проработкой сценариев, подбором и практическим внедрением технологий. В частности по искусственному стимулированию «русского протеста». «Горючего материала» и «социальной взрывчатки» уже более чем достаточно.

Ситуация с минераловодскими митингами показывает и то, что попытки гасить рост протестной активности путем примитивных репрессий бесперспективны. Административные аресты и штрафы за участие в протестах в итоге работают лишь на усиление напряжения в обществе и провоцирование новых эксцессов. Правовой паралич местной власти, нерешенность накопившихся проблем, да еще в сочетании с умелой «стимуляцией», - все вместе могут породить Кавказский Майдан. В лучшем случае местного уровня.

Фото: Минеральные Воды, кафе "Евгения"

1.0x