Фильм «Катя-Катюша» (1959) интересен хотя бы тем, что в нём сыграли три молодые актрисы, задействованные в гораздо более популярных «Сверстницах» (1959), вышедших в том же году. Это – Людмила Крылова, Лидия Федосеева (ещё не Шукшина) и Маргарита Кошелева, разве что Кошелева тут изображает не подругу, а соперницу главной героини.
В общем, перед нами - киноработа режиссёра Григория Липшица и сценариста Евгения Оноприенко. Заодно попробуем понять, почему фильм не выстрелил, в отличие от всё тех же «Сверстниц». Или всё дело в том, что на Киностудии имени А. Довженко всегда получались так себе кинокартины? И да – «Сверстницы» были сняты в цвете, что для тех времён – важная деталь.
Итак, Оттепель и романтика новостроек. В те годы молодёжь активно ехала в степи, тайгу, на севера и Дальний Восток, чтобы, во-первых, ощутить шум ветра и запредельные скорости (романтика!), а, во-вторых, чтобы хорошо заработать. О деньгах, понятное дело, в СССР кино не снимали, но высокие заработки всё-таки имели место. А есть ещё и любовь – иной раз ехали за своими возлюбленными.
Катя-Катюша (Людмила Крылова) – смешная девчонка. Был такой типаж в эру Оттепели. Маленькая, весёлая, напористая. В таких обычно влюблялись …в самом финале повествования. Так и здесь. Катя из большого города устремилась за Гришей (Владимир Гусев), который вовсе и не думал о юной пигалице. Выясняется, что Григорий-то относился к девушке, как к младшей сестрёнке, а она-то уж вообразила!
Гриша нашёл себе эффектную Римму (Маргарита Кошелева), которая, хотя и хорошая девушка, но далека от насущных тем – на собраниях не выступает, общественной работой не занята. Не то Катя-Катюша! Она, как раз, весьма активна. Что интересно, попросилась к Грише в бригаду. Чем заняты? Перевозками. То есть у Кати ещё до этого были автомобильные права. Поначалу девушка слегка бесит коллег – очень уж напориста, но потом все её зауважали. У девчонки – позиция!
А ведь в этом фильме есть ещё две пары. Во-первых, строгая библиотекарь Дина (Лидия Федосеева), в которую влюблён экскаваторщик Тарас (Лев Перфилов). Бедняга всё ходит в библиотеку и берёт по одному тому полное собрание сочинений Диккенса. Разумеется, не читает – ему интересна статная библиотекарша, а не «Домби и сын» с «Посмертными записками Пиквикского клуба».
Следующая парочка ещё более занятна. Они друг другу врут, чтобы казаться значительнее. Жора (Юрий Мажуга) представляется инженером, хотя, сам – шофёр, а Эльвира (Маргарита Криницына, которая ещё Проня Прокоповна) говорит, что она - технолог общественного питания, а на деле работает в столовой обычным поваром. По результатам (чтобы стать лучше) Эльвира поступает на вечерний факультет пищевого вуза, а Жора становится одним из лучших шофёров. В инженеры почему-то не двинул.
Да, когда всё выяснялось, они несказанно обрадовались – можно не врать. В те годы был настоящий культ высшего образования и вообще – грамотности в широком смысле этого слова. Если смотреть «Катю-Катюшу» с этой точки зрения, откроются потрясающие подробности – люди тянулись к образованности и – к образованным. Поэтому Тарас бегает за библио-дамой, а Жора с Эльвирой неумело врут. Хоть так, да прикоснуться к высотам.
Да, у главных героев по результатам тоже всё хорошо – Гриша наконец-то разглядел Катю, причём на собрании. Дескать, боевая дивчина (в плохо сидящем на ней пиджаке). А что Римма? «Давай потанцуем», «Я купила импортною кофточку…». Таких Риммочек в нашем кино не любили бригадиры и красавцы. Поэтому выбор – Катя-Катюша. Этот фильм похож на многие фильмы Оттепели – и на «Девчат» (1961), и на «Разные судьбы» (1956), и на «Неподдающихся» (1959). В общем, хорошая кинокартина, но без затей. Потому и не запомнилась.






