Каталония пришла в Европу как зима в российский ЖКХ. Неожиданно, хотя все давно знали о ситуации. Но приняли тактику избегания, уклонения от конфликта. Который нагнетался и накапливал потенциал. Думали, беременность сама рассосётся. И теперь, когда стало ясно, что не рассосалась, стороны занялись наращиванием силового плеча, что гарантированно лишает их свободы манёвра и загоняет в позиционный тупик. Тупик, из которого нет выхода вообще, а любое движение будет всё больше отдалять от консенсуса. Ибо силовое подавление Каталонии не решит проблему её сепаратизма.
У каталонской мечты были и есть какие-то опорные мифы, игнорирование которых в благоприятное время не дало работать с ними по их размыванию и привело к тому, что рациональное обсуждение плюсов и минусов отделения для Каталонии уже невозможно - вопрос перешёл в плоскость эротики, то есть иррациональности, ибо всякий патриотизм - чувство эротическое, а значит иррациональное.
В основе мифов Каталонии лежат какие-то транслируемые в народ амбиции местной элиты в части перераспределения финансовых потоков и участия в принятии решений на общенациональном уровне. Каталонцы были оставлены наедине с самими собой и пришли к убеждению, что теперь любое обсуждение общей судьбы с Испанией может протекать только в плоскости терминов "Свобода или смерть", причём если со смертью всё более или менее понятно, то что понимается под словом "свобода", никто не может точно сказать. Вроде, язык не ущемляется, по деньгам можно договориться в рамках существующей системы, не надо для этого горшки разбивать и вместо ремонта сносить общий дом. Обиды можно было разрешить за столом переговоров - если бы Испания была своевременно к этому готова.
Но центр не счёл серьезным каталонский тлеющий процесс и не нашёл в себе силы снизойти до переговоров с теми, кого можно было заставить. В результате глупейшее поражение в простой переговорной ситуации не заставило себя долго ждать.
Проблема испанской элиты - типичная проблема всякой центральной элиты в отношении элиты региональной. Высокомерие и отсутствие мудрости, амбиции и слепота. Ответная ненависть региона соответствует закону Ньютона о равенстве действия и противодействия, и накапливающийся негативный потенциал со временем становится основанием для войны - такой стадии конфликта, когда противнику стремятся нанести максимальный ущерб даже если это наносит ущерб самому. В точности по этой схеме сейчас Украина работает против Донбасса и против России. Это уже стоило ей потери Крыма и отчуждения Донбасса, на очереди Закарпатье и другие регионы, но нынешним укроэлитам это ума не прибавило. Они продолжают ту же линию с тем же результатом. Этим же "неверным путём Паниковского" идут теперь власти Испании, старательно наступая на все те грабли, на которые только можно наступить.
На самом деле пока ещё проблему Каталонии можно решить миром и в переговорах - если этого хотеть и понимать важность сложной и терпеливой профессиональной работы переговорщиков. Но с каждым днём шанс тает и сейчас только вмешательство посредников может остановить гражданскую войну и катастрофу в центре Европы. Но и посредники молчат.
Переговорщиков отодвинули амбициозные чиновники. И всё испортили - как бывает всегда, когда за переговоры берутся самоуверенные, но не подготовленные специально бюрократы, привыкшие действовать в системе административного ресурса.
Нормальный переговорный процесс побудил бы стороны взвесить все альтернативы нормальным переговорам и мирному разрешению спора. Назвали бы черту, за которую не смогут пойти ни при каких условиях. Для Мадрида это - признание распада страны, для Каталонии - отказ от выхода из Испании. Взвесили бы риск войны в случае провала переговоров. Рассмотрели и взвесили бы все стратегии сторон в случае войны. Оценили бы взаимный ущерб, ужаснулись бы цифрам, взвесили необходимость идти этим путём. Рассмотрели бы альтернативные варианты. Очертили бы зону возможного соглашения, вынесли бы наиболее спорные вопросы за скобки переговоров, крупные вопросы разбили бы на части и попытались бы решить что-то из частностей, а когда масса решённых частностей накопилась бы достаточно, легче было бы вернуться к отложенным проблемам, и их решение пошло бы гладко. Да, срок ушёл бы на это долгий - но кто сказал, что это хуже войны? Стороны бы услышали друг друга, обсудили бы компромиссы. Не раскачали бы враждебную риторику, остановили бы обидные реплики, сарказм и скепсис в адрес друг друга. Дали бы возможность друг другу сохранить лицо, не потерять достоинства. Подготовили бы массу бонусов другой стороне за уступки по нужным вопросам. Обменяли бы насущные уступки на несущественные и первостепенные на второстепенные. Создали бы кучу согласительных комиссий, учли бы интересы Лидеров переговорных команд. И когда команды зашли бы в тупик, Лидеры на отдельной личной встрече решили бы все важные вопросы - только надо было определить, кто реальный Лидер и кто сторона в переговорах, которая решает вопросы. Испания вот ошиблась со стороной переговоров - угрожала и давила на Пучдемона, а он передал решение Парламенту, и Мадрид опять промахнулся. Теперь для спасения лица он вынужден делать ультиматумы и вынуждать Барселону отвечать тем же. Это катастрофа.
Такое впечатление, что политики Испании потеряли контроль над эмоциями и как пацаны на улице боятся попасть на слабо. Но в переговорах это означает потерю управления процессом и попадание на наживку - если она существует вообще. Упование на силу ставит Мадрид в очень опасное положение Киева в отношении Донбасса - с условием, что на кровопролитие каталонцев в отличие от русских Донбасса Европа Мадриду карт-бланша не даст. И даже арест и репрессии каталонской верхушки не подавят в каталонцах протеста и жажды мести. Борьба лишь уйдёт в подполье, усилится и оформится. Каталония не подчинится и уйдёт в скрытые формы протеста, что гарантирует разрастание силового плеча конфликта, рост вовлечения в него множества других стран и тупика целей обеих сторон. Вековые национальные обиды не забываются никогда и из тлеющего состояния легко переходят в пожар.
У каждого конфликта есть заказчик. Сам по себе, говорят знатоки, даже прыщ не вскочит. Такие глупости в большой политике, какие совершили Киев и Мадрид, совершаются тогда, когда это кому-то выгодно. Если бенефициар и не виден, не значит, что его нет. Ведь не может быть, чтобы за такое долгое время профессионалы не пытались сработать на опережение и кто-то всё это время искусно не давал им этого сделать. Да, у Мадрида были свои амбиции, но и инстинкта опасности у них никто не отнимал. И если недальновидные чиновники всё время отмахиваются от дальновидных профессионалов, то значит кто-то помогает играть на слепоте и глупости этих чиновников.
Так же сыграли на амбициях Ельцина в чеченском конфликте. Так же играют на амбициях Порошенко. Так же сыграли и на амбициях испанских правителей.
А вот Путину на амбиции надавить не удалось. И Путин прекратил войну в Чечне, отделив отморозков от вменяемых и дав Чечне того, что она хотела. Теперь в Чечне хоть и не все проблемы решены, тем не менее, достаток и мир. Путин победил не чеченцев, а войну в Чечне - и сделал это переговорами, которые всё больше вытесняли военные действия. Войной чеченцев не испугать, они готовы воевать всю жизнь, какой бы короткой она ни оказалась. Так что не силой чеченцев убедили, а именно рассудком. Пониманием. Уважением. Выгодой, в конце концов. Убедив в невыгодности дальнейшей войны. И ничего, корона не свалилась. Теперь в Чечне не просто мир, а Чечня - опора федерации на Кавказе. Кто бы мог о чеченцах такое подумать в начале 2000-х?
Так же англичане успели перехватить выпадение Шотландии из федерации. И опять же не силой, а переговорами и внушением. И тоже корона не свалилась.
Потому что Путин и Елизавета - политики умные.
Чего не скажешь о тех, кто рулит в Киеве и Мадриде. Там засели дети, больше всего боящиеся показаться слабаками. И как бы ни давили Европа и США на Каталонию, если каталонцы закусят удила и решат, что Patria o muerte (Родна или смерть) и El pueblo unido jamas sera vencido (Пока мы едины - мы непобедимы) и вообще Venceremos (мы победим) и No pasaran (он не пройдут) - то тогда пиши пропало. Испанцы упрямы, как их быки. Каталония в огне - это не Чили и не Куба. И даже не Никарагуа. Каталония в огне - это конец всей нынешней Европы.
И всё это потому, что в нужное время в нужном месте не оказалось такого маленького и неприметного переговорщика, способного не дать случиться большой беде. Маленького, как гвоздик в подкове. Помните?
«Не было гвоздя - подкова пропала, не было подковы - лошадь захромала, лошадь захромала - командир убит, конница разбита, армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя, оттого что в кузнице не было гвоздя».
Переговорщик - это ключевой гвоздь в подкове командирского коня. Вы думаете, снайпер - длинный нож в сердце противника? Нет. Длинный нож в сердце противника - это переговорщик. Не случайно на всех захватах заложников сначала работает переговорщик, и только в случае его провала - снайпер. Но если переговорщик правильный, снайпер не нужен. И этого переговорщика не позвали. Не дали ему поручение. Не наделили полномочиями и возможностями. Ни в Испании, ни на Украине, ни в ельцинской России.
А в России путинской позвали. Переговорщики Путина - железные люди, типа большевиков Ленина, из которых можно было делать гвозди. Переговорщики Путина делают чудеса, и потому Курилы - база ВМФ, в Чечне мир, Крым наш, в Донбассе хунта стоит на позициях, установленных им Москвой, а в Сирии люди Шойгу делают своё дело без угрозы разрастания войны с абреками в войну с их хозяевами.
Переговорщики - это ключевые инструменты по тонкой настройке сложных социальных систем. Многих бед человечество избежало бы, если бы воспользовалось помощью этих профессионалов. Когда человек болен, он зовёт врача. Самолечение смертельно опасно. Когда больно общество, оно должно звать переговорщиков.
Чтобы не получилось так, как в Киеве и Мадриде. Ибо в отсутствие переговорщиков говорят пушки. Но от такого разговора упаси нас Бог.
Фото: Reuters