Авторский блог Проект Время-вперёд 00:01 17 мая 2023

«Каспийский ангел». Россия начала строить уникальные суда

В Астраханской области началось строительство первого универсального контейнеровоза – совершенно нового судна, какого ещё не строили никогда в истории нашей страны. Такие необходимы для развития торгового маршрута Россия – Иран – Индия, который переживает небывалый взлёт, но нуждается в срочном расширении. В чём уникальность нового судна, что ещё делается для маршрута, а также об истории нового спасения расскажем в этом выпуске после краткой сводки позитивных новостей.

Время новостей

На судостроительном заводе «Лотос» спущен на воду новый круизный теплоход проекта ПКС-180.

Компания ГАЗ начала серийный выпуск нового грузового автомобиля «Валдай 8».

В Перми открыто крупнейшее в стране производство зарядных станций для электромобилей.

В Тамбовской области – фармацевтическое производство.

В Московской – производство дверных систем.

В Тобольске – автотранспортный цех за 1 млрд рублей.

В Новороссийске открыт логистический центр за 1,4 млрд рублей.

В Приморье – первая очередь самого крупного на Дальнем Востоке и в Сибири оптово-распределительного центра.

Новые детские сады открыты в Мариуполе и Калининградской области.

Две новые школы открыты в Уфе, а также в Архангельской области и Новосибирске.

В Кемерово открыт самый большой Дворец спорта в Сибири площадью 54 тыс. квадратных метров.

Российские школьники стали абсолютными победителями 57-й Международной Менделеевской олимпиады по химии.

Как всё начиналось

В 50-ых годах прошлого века простой американский водитель грузовика Мальком Маклин изобрёл предмет, который изменил мир – 20-футовый контейнер для перевозки грузов. Предприимчивый шофёр открыл свою судовую компанию и, переоборудовав старый танкер в первый в мире контейнеровоз, отправил его в пробный рейс в 1956 году. Его идея была проста и гениальна – раньше грузы перевозили в чём попало. Единый же для всего мира стандарт контейнера позволял ускорить перегрузку и максимально эффективно использовать площадь как складов, так и транспорта. В те годы мир переживал демографический взрыв, людям требовалось всё больше различных товаров, которые необходимо было доставлять быстро и дёшево. Поэтому всего через 10 лет после первого рейса судна Маклина контейнерная система распространилась по планете и стала мощнейшим инструментом глобализации.

Советский Союз включился в эту систему и освоил выпуск собственных контейнеровозов различных типов. В частности, на судоверфи в Николаеве, где выпускались тяжёлые авианесущие крейсеры, был освоен выпуск уникальных контейнеровозов проекта 1609 «Атлантика». Четыре таких гиганта вошли в состав «Черноморского морского пароходства» и работали на дальних рейсах в Японию и другие страны.

Когда Союз развалился на части, республики, ставшие в одночасье независимыми государствами, получили бывшие советские порты и суда, в том числе контейнеровозы. Но они не были им нужны по определению, поэтому корабли постигла печальная участь – продажа по цене металлолома. Лишь одно, практически новое судно проекта «Атлантика» «Владимир Васляев», было замечено американцами и выкуплено для своего военно-морского флота, где в качестве военного транспорта прослужило аж до 2021 года.

С тех пор в нашей стране не было построено ни одного нового контейнеровоза.

«Каспийский ангел»

Пока Россия приходила в себя от потрясений, мировой рынок морских грузоперевозок монополизировали иностранные компании. Они с удовольствием оказывали нам транспортные услуги, мы же сосредоточились на расширении портовых мощностей, и такая ситуация сохранялась вплоть до начала СВО. После ухода иностранных игроков мы оказались в критической ситуации – пары десятков собственных контейнеровозов для активной торговли с дружественными странами было категорически недостаточно. Это вернуло нас к необходимости решения задачи, которая была отложена на время – проектирования и строительства нового контейнерного флота.

По традиции мы долго запрягаем, но быстро едем. Уже в марте 2022 года Конструкторское бюро «Вымпел» представило проект сухогруза 00108. В конце года уже был заключён контракт на строительство первых четырёх таких судов и вот, в мае 2023 года на производственной площадке «Лотос» Южного центра судостроения и судоремонта состоялась церемония закладки первого из них.

Особенностью проекта является универсальность – помимо контейнеров (в том числе рефрижераторных), на судне можно перевозить в трюмах любые виды сухих грузов, например, зерно, лес, пиломатериалы или генеральные грузы.

Ещё одна важная особенность – способность работать как в море, так и реках, и каналах, включая Волго-Балтийский водный путь и Волго-Донской судоходный канал.

Заложенное судно будет достроено в 2024 году, следующие три – в 2025. Всего же может быть построено 45 таких контейнеровозов.

По аналогии со знаменитым советским экранопланом КМ, который иностранцы прозвали «Каспийским монстром», назовём новый проект «Каспийским ангелом», ведь ему предстоит важная мирная работа.

Работы – море

«Каспийским ангелам» предстоит поднять «на крылья» стремительно растущий грузопоток по новому маршруту жизни «Север – Юг», соединяющему нашу страну с Ираном и Индией и защищённому от западных санкций. О нём мы уже подробно рассказывали, но вот свежие данные: по итогам 2022 года объём перевозок на маршруте вырос на 64,6%, до 8,4 млн тонн. В первом квартале текущего года отмечен рост грузоперевозок в 2 раза, контейнеров — в 5 раз. Торговля растёт как на дрожжах, но её всё ещё сдерживает инфраструктура. Поэтому в рамках развития всеми участниками запланировано около 100 отдельных проектов общей стоимостью более 38 млрд долларов.

РЖД до 2025 года направит свыше 1 млрд рублей на реконструкцию грузового терминала Кутум в Астрахани, что повысит его перерабатывающую способность вдвое. Также будет построена новая железнодорожная станция «Самур-II» вблизи российско-азербайджанской границы, модернизирован железнодорожный пункт Дербент и морской пункт Махачкала. В Астраханской области будет создан судоремонтный кластер и комплекс по производству российского кранового оборудования. На территории Ирана – достроены недостающие участки железной дороги. И, по всей видимости, активная работа уже ведётся, так как по итогам прошлого года Россия стала крупнейшим инвестором в экономику Ирана.

Во всей этой истории, помимо самого факта развития защищённого от врагов торгового маршрута, нас радует скорость её реализации, постепенное формирование мощного промышленного и торгового центра в каспийском регионе России и, конечно же, начало возрождения отечественного флота контейнеровозов. На наших глазах реализуется без всяких преувеличений исторический проект. Будем следить за развитием событий в следующих выпусках.

Далее о герое.

Время Человека

В Братске дети гуляли по уже некрепкому льду водохранилища, и один из них провалился в воду. Второй ребёнок ухватил друга за одежду, но сил на то, чтобы вытащить, ему не хватало. Обычно такие происшествия заканчиваются трагедией, но, к счастью, этих ребят заметил прохожий, немедленно бросившийся им на помощь.

Подобные случаи спасения редко попадают на видео, на этот же раз удалось запечатлеть весь процесс, и мы можем наблюдать грамотные действия мужчины, который использовал доски и приближался к потерпевшему ползком, как того требуют правила безопасности. Такой метод позволяет не провалиться самому, ведь давление на лёд со стороны спасающего уменьшается.

11-летний мальчик и его друг были спасены. На момент составления этого сюжета имя мужчины неизвестно, но мы благодарим его за смелые и грамотные действия и желаем крепкого здоровья!

Источник

1.0x