– Сергей, как тебе в голову пришла идея заняться коллекционированием живописи?
– Честно говоря, эта идея пришла мне в голову еще во времена учебы на историческом факультете Пензенского педагогического университета. Среди прочего нам преподавали и историю мировой художественной культуры. Кроме того, в Пензе работают художественное училище и большая картинная галерея. Они были основаны в конце XIX века на средства пензенского губернатора генерал-лейтенанта Николая Селиверстова, который завещал на эти цели 450 тыс. рублей и свою коллекцию живописи. В галерее нам показывали работы выдающихся русских художников: Репина, Серова, Шишкина, Айвазовского, а также выпускников пензенского художественного училища. Вот тогда я и решил, что когда у меня появятся финансовые возможности, то буду собирать картины.
Несколько лет назад начал поиск работ, которые пришлись бы мне по душе. Благодаря интернету ознакомился с картинами 150 современных российских художников (35 из них были из Пензы). Наибольшее впечатление на меня произвело творчество пензенского художника Ильи Шадчнева, его работы я и начал собирать.
Странное искусство
– Что тебя привлекло в его картинах?
– Оригинальные сюжеты. После появления фото- и киноаппаратуры художников стали ценить не столько за изображение окружающего мира, сколько за оригинальные идеи и образы. В этом наиболее преуспели Сальвадор Дали и Рене Магритт, но постепенно оригинальность в искусстве выродилась во что-то запредельное. Появились картины, состоящие из клякс, кружочков, треугольников, которые якобы выражают некий глубокий смысл. Считается, что современному художнику вообще не обязательно уметь рисовать. Например, очень успешный британский художник Дэмиен Хёрст продал свыше 600 так называемых точечных картин (состоят из кружочков разного цвета). При этом всем известно, что рисуют эти кружочки его помощники, а Хёрст только ставит свою подпись, но если помощник попытается продать такую картину без подписи, то ее никто не купит. В мае 2007 года на нью-йоркском аукционе Sotheby’s точечная картина Хёрста размером 194 × 154 см была продана за 1,5 млн долларов.
Можно назвать еще немало подобных «шедевров» современного искусства. В 2000 году на Sotheby’s за 456 тыс. долларов была продана работа Феликса Гонсалес-Торреса «Красавцы мужчины». Это 355 фунтов голубых и белых леденцов в отдельных бумажках. Леденцы предполагается сложить в углу комнаты. Конфеты символизируют тело его любовника, «без пользы тающее от СПИДа». Это произведение значилось в каталоге как скульптура с пометкой «размеры могут измениться». Действительно, куча леденцов может быть разной высоты. Работа Джима Ходжеса «Никто никогда не уходит» была продана за 690 тыс. долларов. Она представляет собой кожаную куртку, брошенную в угол и прикованную к стене тонкими серебряными цепочками.
Воспринять это искусство современному успешному человеку с рациональным складом ума довольно сложно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что свыше половины работ современного искусства через некоторое время значительно теряют в цене.
Инвестиции
– Почему же люди покупают такие работы?
– За последние 25 лет в мире появилось около 100 новых музеев, а количество коллекционеров увеличилось в 20 раз, и всем им нужно формировать свои коллекции. В результате сокращается предложение действительно ценных работ, поэтому им на смену приходят «шедевры» современного искусства.
Наиболее дорогими являются работы всё того же Дэмиена Хёрста. «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» (чучело акулы в формальдегиде) была продана за 12 млн долларов. Затем он создал аналогичное произведение и продал его за 4 млн долларов. Его работа «Весенняя колыбельная», представляющая собой шкафчик с 6136 таблетками, разложенными на бритвенных лезвиях, была продана на лондонском аукционе Christie’s за 19,1 млн долларов.
Интерес к искусству подогревает и инфляция, которая охватила все основные валюты мира. Поэтому богатые люди пытаются вкладывать средства в «вечные ценности», чтобы спасти свои капиталы от обесценивания. Кроме того, на рынок активно выходят обладатели солидных состояний из России, Китая, с Ближнего Востока, из Индии и Латинской Америки. Крупные аукционные дома и дилеры из США и Европы видят этот спрос и удовлетворяют его за счет современного искусства. Правда, в последнее время стал стремительно расти спрос на китайских художников, и это говорит о том, что богачи из КНР стали обращать больше внимания на своих мастеров, а не на «гениев» из Европы и США.
Оригинальные сюжеты
– Мы несколько отвлеклись от темы, ты вроде бы начал говорить о сюжетах картин Ильи Шадчнева…
– Да. Вот, например картина «Любовь», http://neosymbolism.ru/Gallery1.htm она рассказывает, что мужчине и женщине, прежде чем оказаться на постели из бутонов роз, нужно пройти по их шипам. «Политика» говорит о том, что люди власти могут приблизиться к ангелам, но они тратят свою жизнь на бессмысленное раскачивание качелей своих амбиций и часто срываются с них в пучину. Но лучшей работой Ильи Шадчнева, на мой взгляд, является триптих «Истина». В левой его части – символические изображения рая и ада в виде белого и падшего ангелов. Здесь же показана встреча Иисуса Христа с апостолом Андреем. В центральной части картины между скал горит пламя, символизирующее истину, но светящиеся рядом аттракционы отвлекают людей он нее, поэтому мы видим обломки разбившихся об эти скалы кораблей. В правой части триптиха изображено второе пришествие Христа. Бог спускается с небес к людям, и вслед за ним разгорается благодатный огонь.
– Сюжеты действительно оригинальные, а к какому направлению можно отнести эти работы?
– Шадчнев продолжает традиции символизма конца XIX – начала XX века. Из художников наиболее известным символистом был Михаил Врубель. Неосимволизм как направление искусства дня сегодняшнего пытается сохранить для нас смысл вечных понятий – страх, любовь, ошибка, выбор, обнаружить точку опоры в окружающей действительности. Современный политкорректный мир напоминает хаос, в котором очень сложно определить стержневые понятия: добра и зла, прекрасного и безобразного, истинного и ложного. Как художник-неосимволист он предлагает расшифровку этих понятий, используя образы, знакомые нам по книгам, фильмам, театральным постановкам.
Оригинальная техника
– Почему этот художник рисует на пластике?
– В этом материале Илью Шадчнева (как и Хуана Миро в 1930-е годы) привлекла абсолютно гладкая поверхность, на которой он смог применить свой оригинальный метод работы с масляными красками – transparent texture (техника прозрачных фактур). В результате ему удается добиться удивительной четкости в деталях.
– А что ты будешь делать со своими картинами?
– Пока покупаю для себя. Понятно, что у меня нет возможности собрать огромную коллекцию работ современных российских художников. Мне кажется, что российские корпорации могли бы поддерживать не только спорт, но и искусство. Компании способны сформировать свои корпоративные коллекции из работ талантливых российских художников, которые занимаются осмысленным искусством. Эти картины станут хорошими подарками для деловых партнеров или музеев. Кроме того, коллекционирование можно сделать не только благотворительным проектом, но и успешным бизнесом. Ведь картины практически наверняка вырастут в цене. Хотя бы просто из-за того, что это уже будут работы из крупной корпоративной коллекции.
– А есть примеры, когда компания купила картины малоизвестных художников, а потом они выросли в цене?
– Да. Старый партнер «Газпрома» компания Verbundnetz Gas (VNG) традиционно действовала на территории ГДР. Когда произошло объединение Германии, то граждан бывшей ГДР стали считать «людьми второго сорта». Это коснулось и художников, картины которых перестали покупать. Глава Verbundnetz Gas Клаус-Эвальд Хольст решил поддержать местных живописцев и распорядился покупать их картины для корпоративной коллекции. Сначала этот проект воспринимался как благотворительный. Однако сегодня стоимость коллекции VNG в несколько раз превысила вложенные инвестиции.
Беседовал Петр Сергеев