Пресс-конференция умников и умниц из государственной конторы, регулирующей деятельность муниципальных чиновников- руководителей органов местного самоуправления. Заседалище посвящено выпуску брошюры –«универсального практического пособия по предотвращения и урегулирования конфликта интересов». В переводе на русский- о борьбе чиновников с попытками дать им взятку или подбить на распил и откат. А элегантная формулировка «конфликт интересов» – это всем нам с демократических времён знакомая фраза «делиться надо».
Увидев анонс пресс-конференции, я прям-таки разохотилась узнать, какие советы дают авторы брошюры. А кто только тут ни засветился как борец против всего плохого- взяток и распилов! НИИ, ГБТР, ВАРБ… Что сии буквицы означают? Сколько дармоедов заседает, изучает и брошюрует зряшные советы самим себе «не укради»?
Присутствующие горды собой: они проделали большую (и хорошо оплачиваемую, прямо скажем) работу по составлению и изданию пособия, как избежать вовлечения наивных ротозеев-чиновников в коррупционные схемы. Прямая речь: «Порой служащий не понимает, что его действия противозаконны. Зачастую он думает, что помогает тем, кто к нему обращается.» То есть думают, что так можно было, что они- волонтёры- бессеребренники.
Учёные- социологи опрашивали, составляли таблицы, чертили графики, сначала исследуя, что побуждает брать взятки и осуществлять распилы и откаты, а потом вырабатывали способы того, как посетителю, принесшему чиновнику взятку, отказать, как оттолкнуть руку дающего.
Наперебой рассказывают, какая работа проведена, как велики надежды, что как только прочитают эту брошюру чиновники, так и научатся отказываться от преступных схем и незаконных взяток. Все очень довольны собой и друг другом.
Сухой остаток - ни одного разумного слова. Ни одного. Весь трёп - благие надежды, взаимокомплименты, с плохо скрываемой радостью (предвкушение тоже чего-то значит!) сообщают, что их труд будет издан миллионными тиражами.
И то сказать: чиновников-то у нас в стране больше, чем работающих граждан. Один с сошкой- семьдесят чиновников и депутатов с ложкой. Радость предвкушения понятна: от таких тиражей сколько можно отпилить?
Или поставить в выходных данных тираж книжицы - миллион экземпляров, а отпечатать штук сто. Быстренька раздать в нужные руки. Тем более, что распространяться будет бесплатно, и посему деньгами за реализованный товар отчитываться не нужно. И поди зафиксируй этот тираж, чтобы доказать, что всего сотенка отпечатана. А на «сэкономленные» на разнице между тиражом изданным и нарисованным - очередной особнячок прикупить. Тем более предыдущий, приобретённый «в странах свободы и демократии», свободно и демократично заморозили. А ведь есть ещё страны, где пока не отнимают. Там уже кое-что чиновниками присмотрено, дело- за финансами.
Когда пришло время задавать вопросы, я спросила, не считают ли они, что не надо исследовать и тратиться на эти брошюры, а просто ввести в уголовный кодекс одну статью - расстрел за особо крупные с полной конфискацией. И это даст именно тот эффект, которого мы все, граждане, ждём.
Хором и научные сотрудники, и чиновники вскричали: смертная казнь не решает проблемы, как показывает опыт всего мира. (Это – ложь, между прочим).
Я тут же привела пример Сингапура, где за наркотики – смертная казнь, и наркомания там изжита.
Опять-таки хором единомышленников мне: нам другие страны не указ, у нас- собственная гордость, своя история, свой опыт…
Так вы же сами только что сказали, что мировая практика свидетельствует…
Это другое! Так и сказано, по классике: это другое.
Не-а, ребята, вы или трусы - на законное место, или крестик - долой. А то ваша неискренность уж очень очевидна, а наглость- невероятна.
Более того, я тут же в интернете просмотрела деятельность конторы - до известных событий и коронавируса помотались в командировки по всему свету именно по обмену опытом.
По завершении этого праздника свободной мысли, понимая, что весьма неубедительны были в своих утверждениях о неэффективности строгих мер к казнокрадам, подошли ко мне всей ватагой, стали уверять, что в основной массе чинуши честны и альтруистичны- токмо о благе народа пекутся.
Ну совсем не смешно, ребята. Совсем! Помнится на одном сходняке бизнесмен, до ухода в бизнес 20 лет работавший в муниципалитетах, прошедший по этой лестнице от мелкого служащего до главы, на всхлипы дамы «везде есть плохие и хорошие, не надо всех под одну гребёнку», сухо заявил: «95 процентов времени чиновник проводит за решением своих проблем. 5 процентов - время в дороге или обед, кофе. Хотя и в дороге он решает по телефону, разруливает и перетирает или схемы обдумывает. В любом перекладывании бумажки с места на место он имеет свой интерес. Если его личного интереса нет, он делать не будет ничего. И никакого механизма, который бы заставил его работать или снял за неисполнение с должности, нет».
В чём мы, собственно, не сомневались.
И окружившим меня для приватного разговора авторам и заказчикам учебного пособия «Как не брать взятки» тыкаю в нос их вояжами: дескать, вот, вот и вот ваши поездки, цель которых вами была заявлена совершенно конкретно: взять на заметку, как там за морем житьё. Именно по обмену опытом, бедные, не щадя себя, по свету мотались, всё выискивали за морями и на морских берегах, как бы нашу жизнь здесь улучшить.
Они мне опять-таки: мы другой опыт перенимали. Снова - это другое.
Так кто определяет, какой опыт перенимать надо, а какой- нет? Может, у народа поинтересоваться?
Хотя такие риторические вопросы- это уже наивность с моей стороны непростительная. Последний раз у народа интересовались, что он думает и чего хочет, в прошлом столетии. Только советская власть с людьми советовалась. А власть лютоантисоветская советуется только с более опытными в обдирании людей западными кураторами, со своим желудком и карманом.
Война войной, а взятки и распилы - вне всякого расписания.