А КАРАВАН — ИДЕТ!
Статья — по существу.
Но она — к месту ли?
Это не в обиду говорится. Ведь чаще всего лента, да не дай Бог еще в патриотическом издании — это очередь в киоск за пивом. И если она таковой по определению не является, то дошлые ребята будьте спокойными ее в ее тотчас же и неминуемо превратят.
И они это дело, тусуются в них чаще всего профессионалы, делать умеют.
А в очереди, за пивом — какая философия?
Как и в супекрмаркете — где пива залейся и на любой вкус.
Тем более, что и сам вкус, категория, которую трудно порой очертить какими-либо внятными границами.
А уж тем паче, если сюда плюсуем еще и вульгарность?
Но к работе философа, если ее иметь здесь в виду, я отношусь более чем и положительно и уважительно. И стоическую подвижническую деятельность тружеников мысли только приветствую.
В отличие от тружеников склоки. И мастеров кого-то оттаскать за чуб.
А без этого она, философия, разве бывает?
Это обывателю ее всегда подай на уровне 2 х 2 = 4.
Дерзайте, творите, и менее всего обращайте внимание на гвалт. Пусть он вас веселит, а не тревожит. Это только должно стоика вдохновлять на труд. Он как это ни весело звучит, привычная принадлежность нашего бытия.
Кто-бы что не плясал и как бы не самовыражался в оценках — караван идет? Сквозь Неджы безумия.
И это — главное.
О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЭЗИИ. НО НЕ ТОЛЬКО.
Как это ни странно звучит, но в судьбе Шевченко много общего с судьбой Солженицына.
Только время разное.
А характеры у обоих более чем даже схожие.
И за каждым из них стояли разные декорации.
…
Буду честным, я не люблю Шевченко и его поэзию.
И это позиция далеко не вкуса. Кабы вкуса, то это еще куда бы ни шло…
Его национализм и его эстетика, да и сам уровень его поэзии выбивает всякую почву для каких либо к нему симпатий…
Скажем украинец Иван Манжура по всем признакам моему русскому сердцу куда как ближе.
Как не люблю Мицкевича.
А вот под каждым словом поляка Циприана Норвида готов подписаться.
Хоть это тоже шляхтич со всеми его восторгами в адрес России.
Люблю Абая Кунанбаева.
Ибо в те же годы он был, прежде всего, интернационалист.
И потомка шумеров Олжаса Сулейменова я не люблю.
Что же до Шевченко, то кому кого любить это дело каждого. И на нем свет клином лично для меня не сошелся.
В украинстве и украинской культуре много есть чего большего и кроме него. И достойного, во всех отношениях. А в плане националистической заскорузлости, сужу по знанию национальной поэзии других стран, да — он первый. И тут он, бесспорно, этого дела и чемпион и мастер.
…
Я слишком много и долго читал Шевченко и на русском и на украинском, и полагаю, что главный посыл статьи абсолютно верен.
В свое время я поставил задачу знать все из собственных рук. Одним из первых тут был Шевченко. Хвалят, думаю, а дай ка я его да прочитаю пристрастно и неторопливо. И после прочтения его большинства произведений, я в нем, слава Богу, разуверился. И слава Богу, что кроме него на Украине есть и другие и поэты и прозаики.
Ни у одного русского большого поэта вы такого градуса национализма не найдете.
Что до Тараса, то тот на постсовеском пространстве среди мастеров этого цеха тех лет бесспорно в этом вопросе дает всем фору!
Мне идеи интернационализма всегда были как-то ближе и грели мне всегда душу.