Авторский блог Валерий Воробьёв 00:40 9 ноября 2022

«Yitler»

у пиар-самоубийства главной звезды рэп-музыки есть два объяснения

На протяжении всего октября тон в глобальной прессе помимо всего прочего задавали скандальные заявления американского рэпера Канье Уэста. Этого уроженца Чикаго, независимо от музыкальных предпочтений, сложно не признать одним из самых ярких музыкантов нашего времени. Каждый его альбом, несмотря на резко меняющиеся тренды, становится событием, а перфомансы, сопровождающие выходы альбомов, поражают своей масштабностью. Например, на презентации последнего альбома — Donda — Уэст исполнил «вознесение к небесам» в присутствии сорока тысяч зрителей стадиона Mercedes-Benz в Атланте. Его музыка обласкана критиками, слушателями и профессионалами, которые осыпали Канье различными наградами вроде самой престижной премии музыкального мира — «Грэмми», полученной Уэстом 24 раза.

Когда музыканту стало тесно в рамках музыки, Уэст ворвался в мир моды, где тоже преуспел. Одежда его дизайна была нарасхват среди крупнейших модных компаний — Adidas, Balenciaga и GAP, а кроссовки Yeezy Boost были в своё время неотъемлемым элементом гардероба каждого модника. Разумеется, человек такого масштаба не мог не влиять на умы своих фанатов или людей, интересующихся его творчеством, а сам он уж точно не мог не заметить, какое влияние он может оказывать. Вопрос был только в том, куда это влияние мистер Уэст захочет направить.

Ещё в середине нулевых Уэст оказался не совсем обычным командным игроком шоу-бизнеса, постоянно влипая в скандалы не того рода, какого можно было бы ждать от звезды рэп-музыки. Например, в 2005 году, во время телемарафона в поддержку жертв урагана “Катрина”, Уэст проигнорировал готовый текст телесуфлёра и объявил, что президенту Бушу плевать на чёрных. Подобные высказывания тут и там проскакивали в его песнях, речах или интервью (как в принципе почти любого достигшего больших успехов темнокожего и не очень человека), но они едва ли воспринимались всерьёз, успешно встраиваясь в образ одарённого баламута, которому не просто позволяется, а именно полагается иногда чего-нибудь да выдать.

Со временем градус нарастал и достиг своего пика в ходе президентской кампании Трампа, где Канье, в отличие от сотен своих более лояльных к демократам коллег по шоу-бизнесу, поддержал республиканца, выступая на концертах в красной кепке со знаменитым призывом сделать Америку снова великой, а в конце концов, и встретившись с Трампом лично, объявив того своим братом, обладающим силой дракона. Канье, разумеется, тоже зацепила общая медийная атака на республиканцев, в ходе которой его поддержка Трампа была подвергнута жесточайшей критике, а самого Уэста общественность, в авангарде которой стояла его жена, объявила душевнобольным, хотя до 2016 года подобные движения и высказывания музыканта и близко не воспринимались столь болезненно.

С этого момента психическому здоровью Уэста стало уделяться большое внимание в СМИ, да и сам музыкант дал повод для подобных обсуждений, объявив о диагностированном у себя биполярном расстройстве, посвятив ему один из вышедших в то время альбомов. На время музыкант отошёл от активных политических действий, лишь изредка высказываясь о планах выдвигаться в президенты на выборах в 2020 году, но в основном занимаясь социальными проектами и организацией церковного прихода Sunday Service, активно принимая участие в службах, часто перетекающих в импровизированные музыкальные выступления. Канье уделял время своей семье и детям, психическому здоровью и творчеству, фактически скрывшись от глаз публики на своём ранчо в штате Вайоминг.

Зато в 2020 году грянул гром в виде официального объявления о том, что Уэст идёт в президенты от независимой партии. Канье активно поддерживал чернокожих жертв системы, вроде погибших Брионны Тейлор или Джорджа Флойда (впрочем, от самого движения Black Lives Matter Канье всячески открещивался), в предвыборных речах, на которые он выходил без микрофона, в бронежилете и с выбритым числом “2020” на затылке, невпопад говорил о социальной несправедливости, расизме, абортах и прочих подобных вещах, иногда даже впадая в натуральную истерику со слезами. И хотя сами выборы прошли для Уэста неудачно (в 38 из 50 штатов его даже не зарегистрировали, а в общем он собрал 0,05% голосов), сам факт проведения кампании стал поводом для новостей.

Как и прежде, с одной стороны твердили об очередном обострении психоза у артиста, припоминали ему дружбу с Дональдом Трампом, а с другой стороны нежелание играть по общим правилам (Уэст явно не вёл нормальную политическую кампанию, а отсутствие регистрации в большинстве штатов было вызвано бюрократическими проблемами со сроком подачи заявок) ставили в заслугу Уэсту как показатель его искренности по отношению к избирателям. Несмотря на это, ведущие политические аналитики и журналисты всё ещё не воспринимали музыканта всерьёз и считали кампанию очередной выходкой с целью продвижения его музыки.

Шло время. Заявления, когда-то спорные и смелые, превратились в норму. Альбомы и модные коллекции выпускались и снова были успешными, превратив Уэста в миллиардера. Различные взаимодействия с известными личностями всё меньше интересовали публику. Всё это продолжалось ровно до осени этого года, когда Канье Уэст перешёл ту черту, которую артистам такого уровня категорически воспрещается переходить. Нет, поддержка Трампа, возражения против линии партии в отношении негров, странное поведение и даже политические кульбиты не были переходом этой черты: ею стала атака на самое защищённое и самое некритикуемое меньшинство в США.

В «Твиттере»* музыкант, так же вряд ли с кем-то согласовывая посты, опубликовал снимок экрана, где была переписка с коллегой Diddy, в ходе которой затронул табуированную для артистов тему еврейского контроля над массовой культурой, назвав собеседника еврейской марионеткой. Затем уже в отдельных постах Уэст обещал устроить евреям DEFCON-3 (используется в армии США как обозначение повышенной боеготовности), заявил о своей невозможности быть антисемитом, так как, будучи африканцем, он и сам является евреем, завершив всё это вопросом: “Как вы думаете, кто именно создал культуру отмены?” В последующих шоу и интервью, на которые музыканта вновь позвали в надежде получить новую сенсацию, Канье объявил себя жертвой подпольной еврейской медиамафии, а также заявил, что Джордж Флойд, вопреки распространённому мнению, умер от передозировки наркотиками, объяснив это тем, что полицейский не надавил на шею так, чтобы задушить человека.

В результате Уэста принялись атаковать по всем фронтам: в социальных сетях призывали изгнать Канье отовсюду раз и навсегда, обзывая психопатом и расистом, крупнейшие партнёры (адвокат, PR-компания, модные бренды) в спешке разорвали отношения с музыкантом, что стало причиной потери двух третей состояния артиста. Даже те компании, сотрудничество с которыми завершилось раньше и по другим причинам, не преминули лишний раз получить немного очков политического благочестия, немедленно заявив об осуждении слов Уэста и о невозможности сотрудничать с ним дальше. В медиа внезапно появились вырванные из контекста фрагменты интервью и различных бесед, в которых Канье, также не стесняясь в выражениях, рассуждал в том числе и на еврейскую тему. Например, один из журналистов заявил, что в 2018 году Канье открыто говорил о симпатиях к Гитлеру после прочтения “Mein Kampf”** и даже собирался назвать его именем альбом (в последствии он вышел под названием “Ye”), после чего другой популярный радиоведущий по имени Говард Штерн и вовсе напрямую сравнил его с Гитлером, а также предложил установить контроль над его состоянием по причине того, что Канье является душевнобольным.

Само состояние Уэста, как уже отмечалось, оказалось под прямой угрозой — один из крупнейших банков в мире, JP Morgan Chase, принял решение прекратить сотрудничество с артистом. Банк, пригрозив односторонним закрытием всех счетов, посоветовал ему найти до конца ноября другую компанию для управления своими активами. Впрочем, крупнейший из этих активов — контракт с Adidas, на базе которого Канье выпускал одежду и обувь под брэндом Yeezy, тоже был расторгнут немцами после антисемитских высказываний, из-за чего состояние Уэста сократилось в несколько раз (по сообщениям финансовых экспертов, с полутора миллиардов долларов до 400 миллионов). Иными словами, чтобы доказать неправоту Уэста, заявившего, что медиакомпании, банки и СМИ контролируются евреями, евреи выдавили Канье из банков, разорвали контракты с ним и принялись поливать его грязью через прессу.

Антисемитизм Уэста возник не внезапно: ключом к пониманию корня его атаки на евреев стали слова рэпера о том, что настоящие евреи — это африканцы. Уэст сознательно заигрывает с аудиторией, пользуясь околорелигиозной верой, распространённой среди американских негров. В рамках этой хаотичной мешанины религиозных догм, исторических фактов, вольных догадок и банальной шизофрении вырисовывается такая картина: евреи, о которых шла речь в Ветхом завете, — те самые, что уходили из Египта, захватывали города, строили Храмы и ждали пришествия Мессии — это африканцы. Те же семиты, что ныне зовут себя евреями, просто-напросто украли чужую историю, объявив главными героями в ней именно себя. С этим, кстати, связан забавный нюанс: верующие в эту, с позволения сказать, теорию делают упор на то, что белые (не все европеоиды, а именно те, кого белыми считают в США) не несут вины основного греха перед африканцами, который приписывает им мейнстрим истории. Белые не торговали чёрными рабами, а вместо них этим занимались те, кто украл у африканцев — настоящих евреев — их историю. Уэст действует полностью в рамках этого нарратива, что идеально вписывается в его связи с негритянскими религиозными организациями, известными своей, скажем так, весьма вольной трактовкой Писания.

У пиар-самоубийства главной звезды рэп-музыки есть два объяснения. Первое банально, но при всех прочих данных очень правдоподобно: Уэст действительно сошёл с ума, а на фоне осеннего обострения вывалил своё сумасшествие в публичное поле, чем вызвал скандал и хаос. Второе объяснение куда интереснее. Богу либеральной власти над умами пустили кровь. Это не произошло в результате конкретного события, просто некогда железная хватка, сжимавшая артерии информационных потоков, ослабла. Результатом этого стало резкое возникновение диссидентов там, где раньше их ждать не приходилось. Многие ошибочно увязывают эту перемену настроения с результатами промежуточными выборами в США. Это не так, ведь риторика республиканцев, пусть даже самых радикальных из них, и близко не подбирается к тому, что Канье — по простодушию или из эпатажа — вывалил на суд общественности. Пора наблюдений за переменами ветра в мире идей и контроля над нарративами только начинается — глобальный кризис принесёт с собой ещё много шокирующих обывателя, но совершенно естественных для знающих людей откровений. И флюгерами в этой буре будут служить одарённые безумцы вроде Канье Уэста.

* Соцсеть заблокирована на территории РФ из-за призывов к экстремизму и невыполнения требований об открытии официального представительства в РФ

** Признана экстремистской литературой

1.0x